Принципы государственной службы.
Принцип федерализма – единство системы государственной службы, соблюдение принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными гос.органами и гос.органами субъектов РФ.
Принцип законности – базисом построения системы гос.службы, порядка поступления и прохождения отдельных видов служебной деятельности являются федеральное законодательство и законы субъектов; любые решения органов исполнительной власти, судебных органов, а также их должностных лиц в отношении государственных служащих должны приниматься только на основе действующего законодательства.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – высшей ценностью для государственных служащих являются обеспечение и защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина.
Принцип равного доступа граждан к государственной службы – недопустимость установления каких-либо ограничений для поступления граждан на гос.службу кроме установленных законом.
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.
Принцип открытости гос.службы –ее доступность общественному контролю, информирование общественности о деятельности государственных служащих.
Принцип профессионализма и компетентности гос.служащих – наличие соответствующего специального образования, исполнение обязанностей на высоком профессиональном уровне, наличие специальных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Принцип защиты гос.служащих от вмешательства в их служебную деятельность.
28. Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются на:
1) должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории "А".
2) должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";
3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".
Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.
29. Государственный служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств соответствующего бюджета.
В зависимости от вида государственной службы:
- государственные гражданские служащие
- военнослужащие
-государственные служащие правоохранительных органов
В зависимости от уровня государственной службы:
- федеральные государственные служащие
- государственные гражданские служащие субъектов РФ.
30. Административно-правовой статус государственных служащих – правовое положение служащих в государственных органах. Включает в себя следующие элементы:
- права (установленные специальным законодательством возможности осуществлять профессиональную служебную деятельность по замещаемым должностям, конкретный объем прав определяется видом государственной службы)
- обязанности (это установленные законодательством правомерные действия, которые они должны совершать в процессе осуществления служебной деятельности). Выделяют три группы обязанностей: общие (для всех служащих отдельного вида гос.службы), должностные (в зависимости от занимаемой должности), специальные (для некоторых видов гос.службы, исполняются наряду с основными и должностными).
- гарантии (меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения служащим своих обязанностей)
- ограничения и запреты (ограничения - условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную службу, а проходящее ее лицо не может продолжать осуществление своих обязанностей. Запреты – перечень деяний, несовместимых с положением гос.служащих )
- ответственность (меры дисциплинарного, материального, административного, уголовного и иного воздействия на гос.служащих, совершивших правонарушение или преступление)