Критерии классификации конституционно-правовых норм. Виды конституционно-правовых норм. Виды конституционно-правовых норм
Конституционное право Украины содержатся нормы, которые соединены предметом правового регулирования, но они разнообразны по содержанию и назначению. Поэтому для удобства изучения, систематизации и применения их разделяют на виды по соответствующим признакам. Такая классификация позволяет полнее выяснить свойства этих норм, благодаря ей достигается определенная удобство в применении последних.
Следовательно, как и любое распределение определенной категории на соответствующие виды, классификация конституционно-правовых норм - это деление их на отдельные виды в зависимости от определенного критерия.
Критериями классификации этих норм являются: объект конституционного регулирования, особенности, присущие норме в механизме конституционного регулирования, содержание заложенных в норме предписаний, степень определенности предписания, объем и особенности общественных отношений, которые регулируются нормами конституционного права; круг субъектов, на которых распространяется действие норм; пределы действия норм в пространстве; предел действия норм во времени и т.п..
Учитывая специфику этих оснований, критериями видовой дифференциации конституционно-правовых норм могут служить следующие:
Зависимости от правового регулирования норм конституционного права определяется круг политико-правовых общественных отношений, вытекающих из предмета и метода правового регулирования конституционного права.
Зависимости от содержания в нормах конституционного права предписаний обще регулятивного характера выделяются: нормы-определения, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы.
По юридической силе, независимо от форм выражения и статуса органа, принимающего конституционно-правовые нормы, можно выделить: нормы Конституции Украины, нормы актов Конституционного Суда, нормы конституционных законов, некоторые другие конституционно-правовые нормы.
Связь норм конституционного права с правоотношениями предопределяет существование материальных и процессуальных норм.
Материальные нормы конституционного права делятся на запрещающие, обязывающие, уполномочивающие (позволяющие) и учредительные. Что касается процессуальных норм, то их содержание неоднозначно трактуется в юридической науке. Представляется, что во процессуальными нормами конституционного права следует понимать правила поведения, регулирующие деятельность уполномоченных органов и должностных лиц в сфере учредительной, правотворческой и контрольной деятельности.
В то же время процессуальные нормы являются средством реализации материальных норм, они создают юридические предпосылки соблюдения прав участников процессуальной деятельности, гарантируют пользования конституционными правами и свободами, служат необходимым условием конституционной законности и правопорядка.
И, наконец, процессуальные нормы являются по сути единственным средством перевода материальных норм из статического состояния в динамическое.
По форме выражения выделяются нормативно-правовые акты, в которых содержатся ситуационные, факультативные, конституционно-правовые нормы этой отрасли.
По способу установки диспозиции конституционно-правовых норм выделяются императивные и диспозитивные нормы.
В зависимости от характера диспозиции выделяются управомочивающие (позволяющие), обязывающие и запрещающие нормы конституционного права.
Нормы конституционного права можно классифицировать по степени определенности в них гипотезы, может быть абсолютной, определенной, относительно определенной и неопределенной.
Зависимости от сферы деятельности конституционно-правовые нормы могут быть общими и локальными.
По продолжительности действия различаются постоянные и временные нормы.
По направленности действия являются общие или неперсонифицированные, и конкретно обращены нормы.
По структуре нормы конституционного права бывают одноэлементные и двухэлементной. В основном эти нормы имеют лишь диспозицию, есть нормы, состоящие из гипотезы и диспозиции или гипотезы и санкции.
По способу действия различаются нормы прямого и непосредственного действия. Характер выражение в нормах конституционного права предписаний позволяет говорить о учредительные нормы, уполномочивающие, регулятивные, охранительные и конституционно-правовые нормы.
Нормы конституционного права делятся на общие, общегосударственные, действующие на всей территории Украины, местные (локальные)., Действующих на определенной ее территории и за ее пределами.
Зависимости от органов, принимающих нормы данной отрасли права, последние подразделяются на нормы, принятые всеукраинским референдумом, парламентом, Конституционным Судом, Президентом.
По степени определенности содержания различаются абсолютно определенные и относительно определенные конституционно-правовые нормы.
Нормы этой отрасли, в зависимости от их роли и назначения в правотворчестве, делятся на первичные и производные (дополняющие, конкретизирующие).
По действию на круг субъектов конституционно-правовые нормы делятся на общие (их действие распространяется на всех субъектов), специальные (действуют на определенную группу одноименных субъектов, например, государственных служащих) и исключительные (в предусмотренных законом случаях, устраняют действие норм относительно определенных субъектов).
За порядком вступления в силу выделяются конституционно-правовые нормы, которые вступают в силу с момента принятия конституционно-правовых актов (указы Президента Украины в случае введения военного или чрезвычайного положения в соответствии со ст. 83 Конституции Украины), через 10 дней со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования. По этому критерию можно еще говорить о нормативно-правовые акты, санкционируются Президентом Украины и не требуют такой процедуры, можно различать постоянные (нормы, определенные во времени действия) и временные (нормы, определенные во времени действия) нормы.
Анализ конституционного законодательства, свидетельствует, что нормы конституционного права принимаются законодательной властью, а в отдельных случаях - Президентом Украины.
НЕ бесспорным является вопрос актов Конституционного Суда Украины. Одни ученые (в частности, Е. А. Тихонова) считают, что они принадлежат к нормам конституционного права, другие (П. Евграфов) исходят из того, что Конституционный Суд не создает новых норм права, в том числе конституционного, а лишь определяет соответствие Конституции Украины (конституционности) указанных в Конституции действующих правовых актов, дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины и т.п.. Именно в осуществлении нормотворческих функций и заключается специфика деятельности Конституционного Суда Украины.
Следовательно, норма конституционного права - это принято законодательной, а иногда Президентом Украины формально-обязательное правило физической поведения лица, имеет общий характер, устанавливается и санкционируется государством с целью регулирования политико-правовых общественных отношений в процессе организации, осуществления и взаимоотношений публичной власти с человеком-гражданином, которое обеспечивается властной, организационной, воспитательной и принудительной деятельностью этой власти.
Наиболее распространенной является классификация конституционно-правовых норм по их содержанию.
Первая группа - это нормы, которые определяют основные принципы конституционного строя Украины.
Вторая группа - это нормы, которые закрепляют основные конституционные права и свободы человека и гражданина
Третья группа - нормы, которые закрепляют народное волеизъявление (выборы, референдумы) и другие формы непосредственной демократии.
Четвертая группа - нормы, которые закрепляют организацию государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, власти Президента Украины, самоуправления.
Пятая группа - нормы, которые закрепляют территориальное устройство Украины, в частности его определяющие принципы, систему административно-территориального деления, статус Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя.
В зависимости от содержания, нормы конституционного права делятся на материальные и процессуальные.
Процессуальные нормы являются составной частью практически всех институтов конституционных прав Украины. В этом их функциональное назначение: обслуживать институт, обеспечивать реализацию его норм.
Различают прежде всего регулятивные и охранительные нормы. Это - главный распределение норм конституционного права, соответствует разделению специально-юридических функций на регулятивные и охранительные. Регулятивные (правоустанавливающие) отношения возникают в основном при установлении субъективных прав и обязанностей участников правоотношений.
В свою очередь, регулятивные нормы могут быть обязывающими, запрещающими и уполномочив.
Обязывающие - это такие юридические нормы, устанавливающие обязанность лица совершить определенные положительные действия.
Воздерживаться от действий, которые направлены на любое прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно, как и всякую проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения. Это - явная норма-запрет.
Управомочивающие конституционно-правовые нормы устанавливают субъективные права с положительным наполнением, т.е. права на осуществление тех или иных положительных действий.
Среди конституционных норм немало специализированных норм: общих, дефинитивных, норм-принципов, учредительных, гарантирующих, оперативных, коллизионных и других.