Нахождение на государственной службе. Аттестация государственных служащих.
Порядок прохождения государственной службы конкретизируется. Он включает в себя назначение на должность государственной службы, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности государственной службы либо включение в кадровый резерв, должностной и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности государственной службы или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности государственной службы, увольнение с государственной службы.
Разрабатываются и вводятся новые виды и формы служебного контракта. В зависимости от вида государственной службы, специфики государственного органа, категорий и групп должностей государственной службы, особенностей отношений на государственной службе они могут быть краткосрочными или долгосрочными. Здесь есть особенность. В период действия долгосрочного служебного контракта может заключаться краткосрочный служебный контракт. При этом действие долгосрочного служебного контракта приостанавливается.
Для замещения отдельных должностей государственной гражданской службы впервые или вновь поступающих на государственную гражданскую службу заключается краткосрочный служебный контракт (от одного года до двух лет) с последующим заключением долгосрочного служебного контракта.
В целях определения соответствия работника замещаемой должности государственной службы, перспектив должностного и профессионального роста осуществляется оценка его деятельности в форме аттестации или квалификационного экзамена.
Назначение государственного служащего на вакантную должность государственной службы в порядке должностного роста, как правило, будет производиться в том случае, если он состоит в кадровом резерве для замещения этой должности. Не исключается также и проведение конкурса на замещение указанной должности.
Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе не изменится и составит 65 лет.
Порядок прохождения государственной военной службы и государственной службы в правоохранительных органах, а также предельный возраст пребывания в них устанавливаются федеральными законами.
Действие долгосрочного служебного контракта, заключенного с государственным служащим, замещающим должность государственной гражданской службы и достигшим возраста 60 лет, прекращается, и с ним может быть заключен срочный служебный контракт. Безусловно, это будет зависеть прежде всего от профессиональной эффективности, служебного опыта, состояния здоровья государственного служащего.
Аттестация государственных служащих.
Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация (ст. 24 федерального закона РФ 199-ФЗ 1995 г.). Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.Федеральный закон РФ 199-ФЗ 1995 года установил правило, что порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, однако дополнительное правовое регулирование пока осуществлено указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353, которым утверждено Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, и ведомствами. То есть исполнительной властью.
При аттестации государственного служащего в Аттестационную комиссию на него представляется характеристика, в которой отражается деятельность по выполнению должностных обязанностей, в том числе соблюдение законности, служебной и исполнительской дисциплины. В частности, типовая Характеристика профессиональных, деловых и личностных качеств на должностное лицо при присвоении ему очередного специального звания утверждена указанием Государственного таможенного комитета РФ от 17 марта 1995 г. N 01012/484. В Государственном таможенном комитете России существует Центральная комиссия по аттестации специалистов по таможенному оформлению (ЦКАСТО ГТК России). Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов системы МПС утверждены указанием Министерства путей сообщения РФ от 18 октября 1996 г. N А-914у.
По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды(п.1 ст. 7 Федерального закона РФ 119-ФЗ 1995 г.).
Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.
Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
- действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;
- государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;
- советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;
- советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;
- референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы (п. 3 ст.7 Федерального закона РФ 119-ФЗ 1995 г.).
35)Прекращение государственно-служебных отношений.
Под прекращением государственно-служебных отношении мы понимаем временное или постоянное прекращение профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, т.е. оставление государственным служащим государственной должности. Однако не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей означает прекращение государственно-служебных отношений.
Основания прекращения государственно-служебных отношений в законодательстве и в правовой литературе принято определять по источнику волеизъявления. С этой точки зрения основаниями прекращения государственнослужебных отношений являются определенные виды юридических фактов.
2. Под прекращением государственно-служебных отношений по инициативе государственного служащего имеется в виду расторжение контракта (договора) о службе по воле государственного служащего.
3. Под прекращением государственно-служебных отношений по инициативе государственного органа имеется в виду расторжение контракта
(договора) о службе по воле государственного органа или полномочного должностного лица. В данном случае нет какой-либо специфики в прекращении государственно-служебных отношений в зависимости от того, был ли контракт о службе заключен на неопределенный или на определенный
срок.
4. Под специальными основаниями прекращения государственно-служебных отношений имеются в виду юридические факты, с наступлением которых закон связывает утрату права на государственную службу и возлагает на государственный орган (полномочное должностное лицо) обязанность расторгнута с государственным служащим контракт (договор) о службе.
5. Важно отметить, что государственная служба приостанавливается с сохранением стажа государственной службы при направлении государственного служащего с его согласия из государственного органа в другую организацию или при переходе на выборную государственную должность.
Типичными основаниями для прекращения государственной службы являются достижение пенсионного возраста, отставка по решению государственного служащего, отставка по решению администрации государственного органа.
Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях (ст. 25 федерального закона РФ 199-ФЗ 1995 г.):
1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации;
3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом;
4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
5) возникновения других обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.
Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.
При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке" (ст.21 федерального закона РФ 199-ФЗ 1995г.).