Монарх японии, юридич. и фактич. полномочия, полит. роль.

Главой государства является монарх – император. Страна Япония самая старая монархия в мире, возникшая более 2600 лет назад ( в 660г до н.э.) – Акихито 125 монарх династий, которая ни разу не прерывалась.

Среди японцев сильны монархические настроения, до конца 1945 г монарх обладал неограниченной властью. Он считался сыном неба, божественной фигурой. В 1945 г император отказался от идеи божественности императорской семьи. Престол переходит от отца к старшему сыну, женщины не наследуют трон.

Император – символ государства и единства народа, назначает премьер-министра по представлению парламента и лишен самостоятельности.

Он по совету и с одобрения кабинета выполняет свои функции: промульгация законов, договоров, поправок к Конституции, правительственные указы, созывает парламент, распускает палату представителей, объявляет всеобщие парламентские выборы, подтверждает назначения и отставки высших должностных лиц государства, явл. гарантом полномочий верительных послов и посланников, подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчает уголовные наказания и восстанавливает в правах, осуществляет награждения, принимает иностранных послов и посланников.

Монарх очень редко совершает международные визиты. Он не голосует и не может претендовать на выборные должности.

«Синто» - официальные решения японского Монарха.

Главный судья и 14 судей Верховного суда Японии назначаются императором по представлению кабинета.

Партийная система и основные политические партии Японии.

В Японии доминантно – партийная политическая система – 2-ая половина 50-х гг. ХХ века. Существует одна правящая партия.

ЛДПЯ – японский вариант неоконсерватизма. Задача – построение государства благоденствия, незыблемость и приоритет отношений со старшим братом – США.

Союзником ЛДПЯ – является центристская партия Комейто, или партия «чистой политики» (Возникла в 1964г).

Социал-демократическая партия, бывшая социалистическая, основана в 1949г, более 200 тыс. членов. Партия не отрицает классовую борьбу, защита среднего японца.

В последнее время действуют принципы государственного финансирования политических партий.

Парламент : 1-ый возник в 1891г, носил сословный характер. Парламент 1946 г – «палата представителей» - нижняя, и «палата советников» - верхняя (250). Можно быть членом лишь одной палаты. Ограничен депутатский иммунитет.

Нижняя палата действует – 4 года, верхняя 6 лет. Активное избирательное право – 20 лет (официальный реестр избирателей).

1 раз в год собирается сессия, но могут собираться и внеочередные сессии по требованию ¼ депутатов.

Большинство вопросов решает нижняя палата – законотворчество, финансы и т.д.

Палаты могут быть распущены в течении 40 дней.

Каждый член парламента может работать в двух комитетах.

Объединен законодательный комитет, где представлена и верхняя и нижняя палата.

Право законодательной инициативы носит коллективный характер.

Конституция Индии и её эволюция.

1949г – конституция, которая принималась учредительным собранием. Структура: развернутая преамбула, 460 статей, объединенных в 25 частей, 12 приложений.

Это самая большая конституция в мире, внесено более 500 изменений и дополнений. Характерные черты : она закрепила образование суверенного независимого государства – индийского союза, она закрепила демократическую федеративную республику с сильным влиянием парламентаризма. Индия – парламентская республика.

Парламент имеет бикамеральную структуру, нижняя палата – «народная» 5 лет 550 депутатов ( часть депутатов не избирается или избирается в упрощенном порядке, т.к. небольшое число мест резервируется).

Верхняя палата – «Совет штатов», 250 членов – 6 лет.

Народная палата формирует правительство.

Процедура конституционного надзора может возбуждаться по конкретному поводу, каковым является судебное дело. Признание закона неконституционным означает его отмену.

Федерализм Индии.

Субъекты, составляющие федерацию, не являются государствами и не обладают суверенитетом. Лишены права учувствовать в международных отношениях, а в случае нарушения союзной конституции субъектом, то центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Это право центральной власти закреплено в конституции Индии.

Также в Индии присутствует двойное гражданство, т.е. каждый гражданин считается гражданином союзи и гражданином соответствующего государственного образования. Соответствующее положение содержится в Конституции Индии.

В Индии установлена трехчленная система разграничения компетенции между союзом и субъектами. Разграничение компетенции между союзом и штатами регулируется гл.1 ч. XI Конституции и седьмым приложением к конституции. В первую очередь входят вопросы отнесенные к исключительному ведению союза ( 98 пунктов ).

2 –ая сфера – компетенция штатов, но они не носят исключительного характера, т.к. в условиях чрезвычайного положения союз может принимать и вмешиваться в законодательство штатов.

3-ья сфера – совместные компетенции. Совместные законы и ведение, но в случаях противоречия, преимущество имеет союзные законы и инициативы.

Вопросы неотнесенные не к одной из сторон, автоматически относятся к союзам.

Высокая степень централизации в государстве

95. Политические партии и общественные ("народные") организации (объединения) КНР.

Важнейшей осо­бенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунисти­ческой партии Китая (КПК)1,фактическое сосредоточение влас­ти в центре и на местах в руках партийных структур (партийных комитетов и партийных функционеров), что позволяет охаракте­ризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государствен­ную власть, а принятые ими решения реализуются через фор­мально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые по­сты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных ("народных") организаций, проводят свои решения через рядовых членов КПК. Важным инст­рументом проведения партийной политики в государственных орга­нах и негосударственных организациях являются так называемые „"партийные группы руководства", которые создаются в соот­ветствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, государственных и других непартийных организаций. Их основной задачей является "проведение в жизнь курса и политических 1новок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, выполнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений или организаций".

Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность— существование наряду с КПК восьми дру­гих некоммунистических политических партий общей численнос­тью около 400 тыс.

Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные или "народные" организации,общее число которых в настоящее время около 2 тыс. Наиболее многочисленными и значимыми являются: Коммунисти­ческий союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсою­зов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоци­ация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубеж­ными странами. Так же как и некоммунистические демократичес­кие партии, народные организации, действуя под руководством КПК, служат важным инструментом проведения политики ком­партии среди различных социальных слоев и групп китайского населения.

Наши рекомендации