Государственно-правовые признаки России как федеративного государства
ТЕМА 6.ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Понятие избирательного права и избирательной системы Российской Федерации
Принципы избирательного права
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виды гарантий свободы выборов органов государственной власти
ТЕМА 7.ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА В РОССИИ
Понятие правового статуса депутата. Виды гарантий депутатской деятельности
Основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации
Основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы
Неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
ТЕМА 8.КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
ТЕМА 9.ВЫСШИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Порядок избрания Президента Российской Федерации
Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации
Порядок отрешения от должности Президента Российской Федерации
Полномочия Президента Российской Федерации
Полномочия Совета Федерации
Состав Совета Государственной Думы
Субъекты законодательной инициативы в Российской Федерации
Законодательный процесс в Российской Федерации: федеральные конституционные законы
Законодательный процесс в Российской Федерации: федеральные законы
Особый порядок внесения и рассмотрения проектов законов в Госдуму и Совет Федерации
Состав Правительства Российской Федерации
Полномочия Правительства РФ
Тема 11.Законодательные и исполнительные органы
Субъектов Российской федерации
Во всех республиках в составе России избираются парламенты, которые имеют различные названия (Законодательное Собрание, Верховный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание и т. д.). Они являются составной частью парламентаризма, избираются народами республик, выражают волю и интересы республик. Поэтому их с полным правом можно относить к представительным органам. Кроме того, парламенты избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и добровольности участия в выборах избирателей. Избираются они сроком на 4 года или 5 лет в количестве от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 депутатов (Татарстан).
Парламенты республик являются законодательными органами. Они осуществляют руководство республиками, прежде всего посредством принятия законов. Законотворческая деятельность для них—основной вид деятельности. Вместе с тем важное место в парламентах республик занимает контрольная деятельность, которую они осуществляют в период обсуждения программ правительств, утверждения бюджета и отчета о его исполнении, объявления правительствам вотума недоверия и т. д.
10.2. Компетенция парламентов республик
Компетенцию парламентов республик можно классифицировать на три большие группы: в области законодательства и государственного строительства, в области экономического и социально-культурного строительства, в области внешних сношений.
К полномочиям в области законодательства и государственного строительства относятся принятие конституции и внесение в нее поправок; принятие законов, кодексов, иных актов и внесение в них поправок; надзор и контроль за конституционностью и законностью в республиках; принятие решений о проведении республиканских референдумов и неукоснительного соблюдения их результатов; принятие решений по вопросам государственного устройства республик и изменения их границ; назначение выборов представительных комиссий; участие в формировании высших органов государственной власти республик (Правительства и его членов, прокуроров республик, избрание Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда республики и т.д.); учреждение государственных наград и почетных званий республик.
Важнейшие из полномочий в области экономического и социально-культурного строительства состоят в следующем: разработка и принятие республиканских программ экономического и социально-культурного развития; принимают государственные бюджеты республик, утверждают отчеты об их исполнении, осуществляют постоянный контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных средств; особое внимание в последнее время парламенты республик стали уделять контролю за своевременным и полным поступлением налогов в бюджет; в центре внимания парламентов республик находятся вопросы рационального и эффективного использования природных богатств; парламенты республик уделяют большое внимание развитию социальной инфраструктуры и национальной культуры.
В конституциях республик предусмотрены полномочия в области внешних сношений и обороны страны.
В большинстве субъектов (краях, областях, городах федерального значения) Российской Федерации законодательные (представительные) органы власти именуются Законодательными Собраниями, Думами, просто Собраниями и т. д. Избираются они, как правило, на два—четыре года, в количестве не более 50 депутатов. Поскольку уставы данных субъектов федерации по основным вопросам совпадают, можно рассмотреть их правовой статус на примере Санкт-Петербурга, речь о котором идет в последующем разделе.
10.3. Президенты республик
В одних республиках во главе исполнительных органов государственной власти стоит Президент (например, в Ингушетии), в других — Председатель Правительства (например, в Карелии).
Независимо от того, возглавляет Президент Правительство или нет, он является главой государства, избирается гражданами республики сроком на 4—5 лет. Как глава государства Президент выступает гарантом суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов; осуществляет многие представительские функции (представляет республику в ее отношениях с Россией, со странами ближнего и дальнего зарубежья); обращается с посланиями к народу и парламенту; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы.
Значительные полномочия имеют президенты республик в области внешних сношений: особо стоит отметить подписываемые ими международные торговые и иные соглашения и договоры. Президенты назначают торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях, решают вопросы гражданства.
Как и Президент России, президенты республик участвуют в формировании органов государства. Надо только заметить, что не везде президенты являются единоличными органами государства. Например, в Дагестане Государственный Совет является коллегиальным главой государства.
По аналогии с Россией президенты республик принимают указы и распоряжения, которые обязательны на всей их территории.
10.4. Правительства республик
Правительства республик являются исполнительными и распорядительными органами власти и в силу этого несут основную нагрузку по выполнению законов, по непосредственной реализации социально-экономических программ, бюджета и т. д.
Порядок формирования правительства в разных республиках неодинаков. Так, в Республике Карелия Председатель Правительства избирается. По закону о выборах от 18 января 1994 г. им может быть гражданин РФ, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, проживающий в Республике Карелия не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в Республике Карелия не менее 10 лет после достижения совершеннолетия, не избиравшийся на эту должность дважды подряд (ст.1 закона). В Республике Башкортостан кабинет министров республики формируется Президентом, который назначает с согласия Государственного Собрания Премьер-министра. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители других центральных ведомств назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра.
Основы компетенции правительств республик определены Конституцией РФ, конституциями республик, а более детально законами о правительствах республик. С ними вам следует ознакомиться самостоятельно.
Тема 11.Законодательные и исполнительные органы
Санкт-Петербурга