Государственно-правовые признаки России как федеративного государства

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru
ТЕМА 6.ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Понятие избирательного права и избирательной системы Российской Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru
Принципы избирательного права

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Виды гарантий свободы выборов органов государственной власти

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

ТЕМА 7.ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА В РОССИИ

Понятие правового статуса депутата. Виды гарантий депутатской деятельности

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru
Основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

ТЕМА 8.КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

ТЕМА 9.ВЫСШИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru
Порядок избрания Президента Российской Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Порядок отрешения от должности Президента Российской Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Полномочия Президента Российской Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru
Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Полномочия Совета Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Состав Совета Государственной Думы

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Субъекты законодательной инициативы в Российской Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Законодательный процесс в Российской Федерации: федеральные конституционные законы

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Законодательный процесс в Российской Федерации: федеральные законы

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru
Особый порядок внесения и рассмотрения проектов законов в Госдуму и Совет Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Состав Правительства Российской Федерации

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Полномочия Правительства РФ

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Тема 11.Законодательные и исполнительные органы

Субъектов Российской федерации

Во всех республиках в составе России избираются парламенты, которые имеют различные названия (Законодательное Собрание, Верховный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание и т. д.). Они являются составной частью парламентаризма, избираются народами республик, выражают волю и интересы республик. Поэтому их с полным правом можно относить к представительным органам. Кроме того, парламенты избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и добровольности участия в выборах избирателей. Избираются они сроком на 4 года или 5 лет в количестве от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 депутатов (Татарстан).

Парламенты республик являются законодательными органами. Они осуществляют руководство республиками, прежде всего посредством принятия законов. Законотворческая деятельность для них—основной вид деятельности. Вместе с тем важное место в парламентах республик занимает контрольная деятельность, которую они осуществляют в период обсуждения программ правительств, утверждения бюджета и отчета о его исполнении, объявления правительствам вотума недоверия и т. д.

10.2. Компетенция парламентов республик

Компетенцию парламентов республик можно классифицировать на три большие группы: в области законодательства и государственного строительства, в области экономического и социально-культурного строительства, в области внешних сношений.

К полномочиям в области законодательства и государственного строительства относятся принятие конституции и внесение в нее поправок; принятие законов, кодексов, иных актов и внесение в них поправок; надзор и контроль за конституционностью и законностью в республиках; принятие решений о проведении республиканских референдумов и неукоснительного соблюдения их результатов; принятие решений по вопросам государственного устройства республик и изменения их границ; назначение выборов представительных комиссий; участие в формировании высших органов государственной власти республик (Правительства и его членов, прокуроров республик, избрание Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда республики и т.д.); учреждение государственных наград и почетных званий республик.

Важнейшие из полномочий в области экономического и социально-культурного строительства состоят в следующем: разработка и принятие республиканских программ экономического и социально-культурного развития; принимают государственные бюджеты республик, утверждают отчеты об их исполнении, осуществляют постоянный контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных средств; особое внимание в последнее время парламенты республик стали уделять контролю за своевременным и полным поступлением налогов в бюджет; в центре внимания парламентов республик находятся вопросы рационального и эффективного использования природных богатств; парламенты республик уделяют большое внимание развитию социальной инфраструктуры и национальной культуры.

В конституциях республик предусмотрены полномочия в области внешних сношений и обороны страны.

В большинстве субъектов (краях, областях, городах федерального значения) Российской Федерации законодательные (представительные) органы власти именуются Законодательными Собраниями, Думами, просто Собраниями и т. д. Избираются они, как правило, на два—четыре года, в количестве не более 50 депутатов. Поскольку уставы данных субъектов федерации по основным вопросам совпадают, можно рассмотреть их правовой статус на примере Санкт-Петербурга, речь о котором идет в последующем разделе.

10.3. Президенты республик

В одних республиках во главе исполнительных органов государственной власти стоит Президент (например, в Ингушетии), в других — Председатель Правительства (например, в Карелии).

Независимо от того, возглавляет Президент Правительство или нет, он является главой государства, избирается гражданами республики сроком на 4—5 лет. Как глава государства Президент выступает гарантом суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов; осуществляет многие представительские функции (представляет республику в ее отношениях с Россией, со странами ближнего и дальнего зарубежья); обращается с посланиями к народу и парламенту; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы.

Значительные полномочия имеют президенты республик в области внешних сношений: особо стоит отметить подписываемые ими международные торговые и иные соглашения и договоры. Президенты назначают торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях, решают вопросы гражданства.

Как и Президент России, президенты республик участвуют в формировании органов государства. Надо только заметить, что не везде президенты являются единоличными органами государства. Например, в Дагестане Государственный Совет является коллегиальным главой государства.

По аналогии с Россией президенты республик принимают указы и распоряжения, которые обязательны на всей их территории.

10.4. Правительства республик

Правительства республик являются исполнительными и распорядительными органами власти и в силу этого несут основную нагрузку по выполнению законов, по непосредственной реализации социально-экономических программ, бюджета и т. д.

Порядок формирования правительства в разных республиках неодинаков. Так, в Республике Карелия Председатель Правительства избирается. По закону о выборах от 18 января 1994 г. им может быть гражданин РФ, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, проживающий в Республике Карелия не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в Республике Карелия не менее 10 лет после достижения совершеннолетия, не избиравшийся на эту должность дважды подряд (ст.1 закона). В Республике Башкортостан кабинет министров республики формируется Президентом, который назначает с согласия Государственного Собрания Премьер-министра. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители других центральных ведомств назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра.

Основы компетенции правительств республик определены Конституцией РФ, конституциями республик, а более детально законами о правительствах республик. С ними вам следует ознакомиться самостоятельно.

Тема 11.Законодательные и исполнительные органы

Санкт-Петербурга

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

 
  Государственно-правовые признаки России как федеративного государства - student2.ru

Наши рекомендации