Виды конституционно правовых норм
Альбом схем
|
Санкт-Петербург
Иванов П.В. Основы конституционного права России Альбом схем: Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербургский университет МВД России. 2011. с.
Подготовлен в соответствии с требованиями государственного профессионального образовательного стандарта по специальности 030501 – Юриспруденция.
Рассчитан на курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России в качестве дополнительной литературы.
Пособие обсуждено на заседании кафедры
«___» января 2011 г., протокол № ___
ТЕМА 1.КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ОТРАСЛЬ ПРАВА,
НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Виды конституционно правовых норм
Конституционно-правовые отношения
Субъекты конституционно-правовых отношений
|
Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники правоотношения, между которыми в соответствии с конституционно правовой нормой возникают права и обязанности.
Субъектамиконституционно-правовых отношений являются:
|
|
ТЕМА 2.ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
Содержание и юридические свойства Конституции РФ
ТЕМА 3.ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РОССИИ
Понятие основ государственного (конституционного) строя
Разновидности суверенитета
Полномочия Совета Федерации
Полномочия Правительства РФ
Тема 11.Законодательные и исполнительные органы
Субъектов Российской федерации
Во всех республиках в составе России избираются парламенты, которые имеют различные названия (Законодательное Собрание, Верховный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание и т. д.). Они являются составной частью парламентаризма, избираются народами республик, выражают волю и интересы республик. Поэтому их с полным правом можно относить к представительным органам. Кроме того, парламенты избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и добровольности участия в выборах избирателей. Избираются они сроком на 4 года или 5 лет в количестве от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 депутатов (Татарстан).
Парламенты республик являются законодательными органами. Они осуществляют руководство республиками, прежде всего посредством принятия законов. Законотворческая деятельность для них—основной вид деятельности. Вместе с тем важное место в парламентах республик занимает контрольная деятельность, которую они осуществляют в период обсуждения программ правительств, утверждения бюджета и отчета о его исполнении, объявления правительствам вотума недоверия и т. д.
10.2. Компетенция парламентов республик
Компетенцию парламентов республик можно классифицировать на три большие группы: в области законодательства и государственного строительства, в области экономического и социально-культурного строительства, в области внешних сношений.
К полномочиям в области законодательства и государственного строительства относятся принятие конституции и внесение в нее поправок; принятие законов, кодексов, иных актов и внесение в них поправок; надзор и контроль за конституционностью и законностью в республиках; принятие решений о проведении республиканских референдумов и неукоснительного соблюдения их результатов; принятие решений по вопросам государственного устройства республик и изменения их границ; назначение выборов представительных комиссий; участие в формировании высших органов государственной власти республик (Правительства и его членов, прокуроров республик, избрание Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда республики и т.д.); учреждение государственных наград и почетных званий республик.
Важнейшие из полномочий в области экономического и социально-культурного строительства состоят в следующем: разработка и принятие республиканских программ экономического и социально-культурного развития; принимают государственные бюджеты республик, утверждают отчеты об их исполнении, осуществляют постоянный контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных средств; особое внимание в последнее время парламенты республик стали уделять контролю за своевременным и полным поступлением налогов в бюджет; в центре внимания парламентов республик находятся вопросы рационального и эффективного использования природных богатств; парламенты республик уделяют большое внимание развитию социальной инфраструктуры и национальной культуры.
В конституциях республик предусмотрены полномочия в области внешних сношений и обороны страны.
В большинстве субъектов (краях, областях, городах федерального значения) Российской Федерации законодательные (представительные) органы власти именуются Законодательными Собраниями, Думами, просто Собраниями и т. д. Избираются они, как правило, на два—четыре года, в количестве не более 50 депутатов. Поскольку уставы данных субъектов федерации по основным вопросам совпадают, можно рассмотреть их правовой статус на примере Санкт-Петербурга, речь о котором идет в последующем разделе.
10.3. Президенты республик
В одних республиках во главе исполнительных органов государственной власти стоит Президент (например, в Ингушетии), в других — Председатель Правительства (например, в Карелии).
Независимо от того, возглавляет Президент Правительство или нет, он является главой государства, избирается гражданами республики сроком на 4—5 лет. Как глава государства Президент выступает гарантом суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов; осуществляет многие представительские функции (представляет республику в ее отношениях с Россией, со странами ближнего и дальнего зарубежья); обращается с посланиями к народу и парламенту; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы.
Значительные полномочия имеют президенты республик в области внешних сношений: особо стоит отметить подписываемые ими международные торговые и иные соглашения и договоры. Президенты назначают торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях, решают вопросы гражданства.
Как и Президент России, президенты республик участвуют в формировании органов государства. Надо только заметить, что не везде президенты являются единоличными органами государства. Например, в Дагестане Государственный Совет является коллегиальным главой государства.
По аналогии с Россией президенты республик принимают указы и распоряжения, которые обязательны на всей их территории.
10.4. Правительства республик
Правительства республик являются исполнительными и распорядительными органами власти и в силу этого несут основную нагрузку по выполнению законов, по непосредственной реализации социально-экономических программ, бюджета и т. д.
Порядок формирования правительства в разных республиках неодинаков. Так, в Республике Карелия Председатель Правительства избирается. По закону о выборах от 18 января 1994 г. им может быть гражданин РФ, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, проживающий в Республике Карелия не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в Республике Карелия не менее 10 лет после достижения совершеннолетия, не избиравшийся на эту должность дважды подряд (ст.1 закона). В Республике Башкортостан кабинет министров республики формируется Президентом, который назначает с согласия Государственного Собрания Премьер-министра. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители других центральных ведомств назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра.
Основы компетенции правительств республик определены Конституцией РФ, конституциями республик, а более детально законами о правительствах республик. С ними вам следует ознакомиться самостоятельно.
Тема 11.Законодательные и исполнительные органы
Санкт-Петербурга
Основная
1. Конституция Российской Федерации М., 2009. (С учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г № 7-ФКЗ).
2. Авакьян С. А. Конституционное право России: Практикум. Москва: Городец, 2007.
3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. М.: Норма, 2009.
4. Габричидзе Б. Н. Конституционное право России: Учеб. для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. М.: Дашков и К, 2005.
5. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. «ЗАО Юстицинформ». Система Гарант, 2008 г.
6. Зиновьев А.В., Иванов П. В., Смольяков А.А. и др. Конституционное право Российской Федерации. Альбом схем: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2006.
7. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб., 2008.
8. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; М-во образования и науки Рос. Федерации; Моск. гос. юрид. акад. Москва: Проспект, 2006.
9. Колюшин Е. И. Конституционное право России: Курс лекций / Е.И. Колюшин. Москва: Городец, 2006.
10. Конституционное (государственное) право России: Учебник / Под общей редакцией В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2005.
11. Конституционное право России: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2005.
12. Конституция Российской Федерации: офиц. текст с историко-правовым коммент. / Авт. коммент. Б. А. Страшун. М.: Норма, 2005.
13. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: постатейные материалы: толкование отдел. положений Конституционным Судом Российской Федерации / Сост. В. В. Калинин. М.: Омега, 2005.
14. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
15. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д. Зорькина. ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.
16. Чиркин, В.Е. Конституционное право России: учебник / В. Е. Чиркин. М.: Норма, 2009.
Дополнительная ко всем темам
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.
2. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во МГУ, 1986.
4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Междунар. отношения, 1989.
5. Конвенция против пыток и других жестоких обращений и наказания, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // ВВС СССР. 1987. № 35. Ст. 747.
6. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.
7. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920- I.
8. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с изменениями).
9. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.
10. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с изменениями).
11. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: Федеральный конституционный закон от № 6-ФКЗ.
12. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ.
13. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 г. № 8-ФКЗ.
14. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (с изменениями от 16 октября 2006 г.).
15. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (с изменениями).
16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 21-ФЗ.
17. О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон О политических партиях: Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. № 41-ФЗ.
18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов: Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 3-ФЗ.
19. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.
20. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г.
21. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г.
22. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (с изменениями).
23. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (с изменениями).
24. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ.
25. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (с изменениями).
26. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I (с изменениями).
27. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 2-ФКЗ (с изменениями).
28. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (с изменениями).
29. Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика: Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-I.
30. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. ФЗ от 2 мая 2006 г. № 59 ФЗ.
31. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изменениями от 14 декабря 1995 г.).
32. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изменениями).
33. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями).
34. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3 ФЗ // Росс. газета. 2011. 08 февраля.
35. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815.
36. Об утверждении положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 441.
37. Вопросы МВД Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 1.03.2011 г. № 248 / Росс. газета. 2011. 2 марта.
38. Вопросы организации полиции. Указ Президента Российской Федерации от 1.03.2011 г. № 250 / Росс. газета. 2011. 2 марта.
39. Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 1.03.2011 г. № 249 / Росс. газета. 2011. 2 марта.
40. Памятка в помощь гражданину о Федеральном законе «О полиции». М., МВД России. 2011.
41. Положение об аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 (с изменениями).
42. О федеральной целевой программе: Развитие судебной системы России на 2007 – 2011 годы: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583.
Альбом схем
|
Санкт-Петербург
Иванов П.В. Основы конституционного права России Альбом схем: Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербургский университет МВД России. 2011. с.
Подготовлен в соответствии с требованиями государственного профессионального образовательного стандарта по специальности 030501 – Юриспруденция.
Рассчитан на курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России в качестве дополнительной литературы.
Пособие обсуждено на заседании кафедры
«___» января 2011 г., протокол № ___
ТЕМА 1.КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ОТРАСЛЬ ПРАВА,
НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Виды конституционно правовых норм