Социологическое правопонимание. Реалистическая школа права.
Социологическое правопонимание (вторая половина XIX-XX вв.) | |
Суть подхода | Право ассоциируется · с целями и интересами участников правоотношений · с фактическим правопорядком (то есть, не с нормами права, а с их реализацией) · с фактическими решениями участников правоотношений [право в действии противопоставляется праву в книгах] |
Представители | Г.Канторович, Е.Элрих, С.Муромцев, О.Холмс |
Достоинства | · указание на несовпадение нормативного и фактического правопорядка · акцент на связи права с реальной жизнью |
Недостатки | · размытие границ между правомерным и неправомерным |
Реалистическая школа права | |
Суть подхода | Право отождествляется с юридическими решениями по конкретным делам; абсолютизирована роль должностных лиц и юристов в формировании действительного права |
Представители | Дж.Фрэнк, К.Ллевеллин |
Достоинства | · ориентация права на решение конкретных проблем |
Недостатки | · лишение права общеообязательнсоти · подмена единых нормативных установлений свободой усмотрения судей |
Развитие правопонимания в дореволюционной отечественной науке и в советской юридической науке
В дореволюционной России:
· доминирующую роль играл юридический позитивизм (крупнейший представитель - Г.Шершеневич)
· альтернативные направления:
o социологическое правопонимание (С.Муромцев и др.)
o психологическая теория права (Л.Петражицкий и др.)
o философское правопонимание (В.Соловьев и др.)
o теория «возрождения» естественного права (П.Новгородцев и др.)
В советской юридической науке:
· после революции широкое распространение получили нигилистические взгляды
· в последующие годы доминировал юридический позитивизм
· также право рассматривалось как:
o порядок общественных отношений
o продукт человеческой психики
o форма общественного сознания
o
Основные подходы к правопониманию, разрабатываемые в современной отечественной правовой науке
· Интергационный подход (С.Ященко)
o право рассматривается как совокупность правовых норм и как форма общественного сознания
§ Достоинства
· подход примиряет разнородные концепции правопонимания
· ориентация на непредвзятое отношение исследователей к ним
§ Недостатки
· в ряде случаев выглядит как попытка совместить несовместимые явления
· размытие границ объективного права
· Современное нормативное правопонимание
o в основе - нормативизм, но допускается множественность субъектов правотворчества
Соотношение права и морали
Мораль - любые правила, которые одобряются данной социальной группой.
Источник морали - коллективное сознание.
Мораль | Право | |
Источник | Коллективное сознание | · нормативно-правовые акты · нормативные договоры · юридические прецеденты · правовые обычаи |
Предмет регулирования | Межличностные отношения | Отношения, наиболее значимые для государства и общества |
Субъекты регулирования и адресаты | Окружающие социальные группы; адресаты - члены соответствующих групп | Наибольшее число субъектов и адресатов |
Степень обязательности норм и санкций | Необеспеченность силовым принуждением | Высокая дифференциация санкций. Равенство санкций, применяемых к субъектам; за фактические деяния |
14. Соотношение права и религии
Религия - форма представления обществом законов возникновения и развития жизни на земле,возникновения и развития вселенной.
Религия | Право | |
Источник | Священные книги, тексты; большинство источников носят письменный характер | · нормативно-правовые акты · нормативные договоры · юридические прецеденты · правовые обычаи |
Предмет регулирования | Отправление религиозных культов | Отношения, наиболее значимые для государства и общества |
Субъекты регулирования и адресаты | Нормы создаются основателями и последователями; адресаты - активная в религиозном плане часть населения | Наибольшее число субъектов и адресатов |
Степень обязательности норм и санкций | Необеспеченность силовым принуждением | Высокая дифференциация санкций. Равенство санкций, применяемых к субъектам; за фактические деяния |
15. Соотношение права и политических норм
Политические нормы - любые нормы, которые связаны с процессом получения и удержания политической власти.
Политические нормы | Право | |
Источник | Создаются по воле субъектов, сознательно; возможна письменная фиксация | · нормативно-правовые акты · нормативные договоры · юридические прецеденты · правовые обычаи |
Предмет регулирования | Процесс получения и удержания политической власти | Отношения, наиболее значимые для государства и общества |
Субъекты регулирования и адресаты | Субъект и объект совпадают | Наибольшее число субъектов и адресатов |
Степень обязательности норм и санкций | Предполагается добровольная реализация. Ответственность наступает за нарушение политических норм [а также «просто так»] | Высокая дифференциация санкций. Равенство санкций, применяемых к субъектам; за фактические деяния |
16. Основные функции права
Выделяется две основные функции права:
· охранительная
· регулятивная
Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей.
Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений.
Так же выделяются дополнительные функции права:
· воспитательная
· идеологическая
· информационная
17. Специфические свойства права как социального регулятора
1 общеобязательность
2 формальная определенность
a. правовые нормы выражены в определенных формах, источниках
b. ясность, четкость, однозначность формулировок
3 представительно-обязывающий характер
a. разделение правил на обязывающие и дозволяющие
4 интеллектуально-волевой характер
a. рассчитаны на созидательный характер восприятия
b. юридические правила есть прежде всего веления, в отличии от других - рекомендаций
5 обеспеченность силой государственного принуждения
18. Правовое регулирование: понятие, предмет, соотношение с социальным и техническим регулированием
Правовое регулирование - регулирование общественных отношений с помощью норм права.
Предмет правового регулирования - общественные отношения.
Связь: как социальное, так и техническое регулирование может являться нормативным. Следовательно, нормативные правила могут регулировать и общественные отношения, и отношения субъектов с объектами/явлениями материального мира.
19. Методы и способы правового регулирования
Метод правового регулирования - характер воздействия правовых норм на общественные отношения.
Методы:
· диспозитивный
o предполагает возможность выбора субъектами вариантов поведения; субъекты автономны, их отношения добровольны и равноправны
· императивный
o не допускает выбора субъектами правил поведения; метод властного воздействия на поведение субъектов
Способы:
1. Диспозитивный
a. дозволение
b. управомочивание
c. рекомендация (указание на желаемое поведение)
2. Императивный
a. позитивное обязывание (предписание) - возложение активных юридических обязанностей
b. негативное обязывание (запреты) - возложение пассивных юридических обязанностей
c. уполномочивание - наделение субъекта полномочиями
Полномочия - способность субъекта совершать юридически значимые действия от имени другого субъекта.
20. Виды (типы) правового регулирования. Признаки нормативного и индивидуального регулирования
1. По методам регулирования
a. диспозитивное [разрешено все, что не запрещено]
b. императивное [запрещено все, что не разрешено]
2. По особенностям регулируемых отношений
· публично-правовое/частноправовое
· материальное/процессуальное
· по отраслям:
o уголовное/гражданское/конституционное/и т.д.
3. По широте предмета и кругу адресатов
a. нормативное
i. правотворчество (создание, изменение правовых норм)
ii. нормативное толкование (уяснение, разъяснение правовых норм)
b. индивидуальное
i. правотворчество (то же)
ii. индивидуальное толкование (то же, но в индивидуальном порядке)
4. По направленности волеизлияния субъектов
a. договорное (взаимное волеизлияние)
b. одностороннее (одним субъектом)
5. По происхождению регулятивных возможностей субъекта
a. в рамках собственных прав и полномочий
b. делегированное регулирование
6. По юридической силе формы правового регулирования
a. надзаконное правовое регулирование (международные договоры)
b. законотворчество
c. подзаконное правовое регулирование
Нормативное регулирование включает в себя правотворчество и нормативное правовое толкование; индивидуальное - создание, изменение, отмену индивидуальных юридических правил и толкование индивидуального характера.
Индивиды, как правило, осуществляют индивидуальное правовое регулирование, но индивидуальные субъекты некоторых категорий (например, Президент РФ), являются субъектами правотворчества. В то же время индивидуальное правовое регулирование может осуществляться и коллегиальными органами.
21. Юридическая сила: понятие, вступление в силу, утрата силы
Юридическая сила - применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.
Так же приоритет нормативного акта над другими актами либо подчиненность им.
Расположение по юридической силе
· Конституция
· Обычные законы
· Подзаконные акты
Вступление в силу - начало действия нормативного правового акта.
Утрата силы - прекращение действия нормативного правового акта.
22. Юридическая техника: понятие, состав, формы закрепления юридико-технических норм
Юридическая техника - совокупность правил и приемов использования юридических терминов, правил, приемов и конструкций, а также оформления юридических документов.
Виды:
· законодательная
· подзаконного правотворчества
· нормативного и индивидуального регулирования
· толкования
Состав:
· правила[что надо делать]
· приемы[как]
[Можно упомянуть требования]
· точность, адекватность
· доступность для восприятия
· аккуратность
· сбалансированность
Формы закрепления:
· практические рекомендации
· научно-теоретические формы
· юридические документы
23. Правила юридической техники
1. Правила систематизации юридических документов
a. вертикальная системность (связь между вышестоящими и нижестоящими документами)
b. горизонтальная (связь между документами одного уровня)
2. Юридико-лингвистические правила
a. лексика: отказ от использования синонимов, устаревших выражений и т.д.
b. морфология: отказ от использования глаголов в условном и повелительном наклонении
c. синтаксис: отказ от использования обратного порядка слов
d. наиболее предпочтительны полные повествовательные невосклицательные распространенные предложения
3. Стилистические правила
a. отказ от художественных приемов, эмоциональная бесцветность
4. Семантические правила
a. отказ от формулировок без смысловой нагрузки
5. Правила составления и сочетания юридических правил
a. ясность регулирования
b. ясность круга отношений
c. ясность адресатов
6. Правила цельности предмета регулирования
7. Правило последовательности
8. Правило внутренней согласованности
a. непротиворечивый характер изложения
9. Правило полноты регулирования (недопустимость пробелов в регулировании)
a. субъективное правило должно быть подкреплено юридической обязанностью
b. регулятивное - охранительной
c. материальное - процессуальной
10. Правила внешнего оформления
a. реквизиты (наименование, дата,печать и т.д.)
b. единство оформления (графическое и логическое)
c. соответствие оформлений логической структуре [выделение названий жирным шрифтом и т.д.]
24. Юридико-технические приемы
1. Приемы формирования юридической действительности
a. использование юридических презумпций - признание положений достоверными
i. Презумпции
1. опровергаемые (при отсутствии доказательств недостоверности [например, невиновности])
2. неопровержимые (независимо от доказательств [например, неделиктоспособное лицо не осознает ответственности])
b. использование юридических фикций
i. фикция - обстоятельство, которое признается юридически действительным, несмотря на то, что оно не существует в реальности или недоказуемо
2. Описательные приемы
a. абстрактный/казуистический
Абстрактный - описание фактических обстоятельств по типовым признакам («+» компактность, цельность, удобство обращения; «-» сложно воспринимать, сложно применять).
Казуистический - перечисление конкретных обстоятельств («+» удобен для разрешения конкретных проблем; «-» множественность правил по одному и тому же вопросу, громоздкость).
b. прямое/косвенное изложение
Косвенное- описание условий, при которых правило не подлежит реализации.
Прямое- наоборот.
3. Приемы сочетания юридических правил
a. отсылочный (замена всего правили или его части отсылкой к другому правилу, документу)
b. бланкетный прием (отсылка к неопределенной группе документов [что-либо устанавливается правительством])
c. прием заимствования (реценции) (дублирование информации из другого документа)
d. прием объединения родственных и разграничения разных формулировок
4. Внешнего оформления
a. графическое оформление, схемы, графики и т.д.
25. Правотворчество: понятие, виды
Правотвоорчетво:
· в широком смысле: создание и изменения права в объективном смысле; формирование и отмена правовых норм; изменение источников права
· в узком смысле: создание и изменение позитивного права в объективном смысле; целенаправленное изменение, отмена правовых норм; целенаправленное изменение, прекращение действия источников права
Виды:
· по происхождению
o делегирование
o в пределах своей компетенции
· по уровнем
o международное
o федеральное
o и т.д.
[Могут спросить: нормотворчество - более общее понятие по отношению к правотворчеству (любых норм); правообразование - правотворчество до формирования источников права]
26. Правотворческий процесс: понятие, стадии
Правотворческий процесс - порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта.
Стадии:
1. подготовка проекта документа [необязательно]
2. правотворческая инициатива (передача проекта документа от первого субъекта второму)
3. рассмотрение проекта документа
4. юридическое выражение волеизъявления субъекта правотворчества
Дополнительные (спорные) стадии:
1. принятие решения о необходимости правотворчества
2. официальное опубликование
27. Законотворчество: понятие, особенности в сравнении с иными видами правотворчества
Законотворчество- деятельность государственных органов (в случае референдума - всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.
Законотворчество:
· принятие новых юридических норм
· изменение устаревших нормативных правовых предписаний
· отмена устаревших нормативных правовых предписаний
Законотворчество представляет собой активную деятельность, государственную по своему характеру. Законотворчество - важнейшее средство управления обществом; непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
В процессе законотворчества реализуются следующие функции:
· обновление законодательства (издание новых нормативных правовых актов)
· устранение устаревших юридических норм
· восполнение пробелов в праве
·
28. Договорное правотворчество: понятие, особенности в сравнении с иными видами правотворчества
Договорное правотворчество - деятельность государственных органов по заключениюнормативных договоров [соглашений, из которых вытекают общеобязательные правила поведения].
Особенности:
1. множественность субъектов
2. субъекты процессуально равноправны
Набор стадий:
1. представление предложений о заключении договора
2. принятие инициативы другой стороной
3. проведение переговоров о заключении договора
4. согласование текста договора
5. подписание
6. утверждение/ратификация/и т.д.
29. Толкование правовых норм: понятие, виды
Толкование права - деятельность по выяснению и разъяснению смысла содержания правовых норм и ее результат.
Виды:
1. По форме результатов
a. с документальной формой
b. без нее
2. По кругу адресатов
a. нормативное толкование (неопределенному кругу лиц, рассчитано на многократное использование)
b. индивидуальное толкование (определенному кругу лиц, немногократно)
3. По характеру субъектов, от имени которых осуществляется толкование
a. официальное
b. неофициальное
i. частные лица
ii. текущее толкование (не рассчитано на воздействие на частных лиц)
c. [дополнительно] казуальное (официальное индивидуальное, судами общей юрисдикции)
4. По характеру субъектов
a. судебное
b. административное
c. частными лицами т.д.
5. По соотношению субъектов толкования с авторами толкуемых норм
a. авторское (аутентическое) - те же, кто и создает нормы
b. внешнее (любыми лицами)
i. по собственному усмотрению
ii. по заказу (делегированное)
6. По соотношениюрезультатов с текстом правовой нормы (по объему)
a. буквальное (адекватное)
b. ограничительное ( с сужением смысла)
c. расширительное
d.
30. Приемы (методы, способы) толкования правовых норм
Выделяется 2 вида толкования:
1. Уяснение - мыслительный процесс, в ходе которого познается смысл нормы лицом, которое изучает содержание правовой нормы.
2. Разъяснение - уясненный для себя смысл правовой нормы доводится либо до конкретного лица, либо до неопределенного круга лиц.
Приемы:
· грамматическое толкование (использование правил грамматики того языка, на котором закон написан)
· систематическое толкование(анализ текста конкретной статьи во взаимосвязи с текстами других статей данного нормативного акта, или других нормативных актов, которые связаны общим предметом)
· историческое толкование (используется тогда, когда для уяснения смысла нормы важно знать те исторические обстоятельства, при которых данная норма была принята)
· телеологическое толкование(направлено на уяснение цели, которые ставил перед собой законодатель, принимая норму)
· логическое толкование(использование приемов формальной логики для выявления структурных элементов самой правовой нормы; анализируется соотношение объемов понятий, правильность суждений.)
31. Международное право: понятие, специфика (в сравнении с внутригосударственным правом), концепции соотнесения с национальным правом
Международное право:
· определение оп субъектамправотворчества: совокупность правовыхнорм, созданная при участии двух или более субъектов
· определение по предмету/адресатам: право, регулирующее отношение между двумя и более суверенными субъектами
· совокупность норм и международных договоров
Специфика:
· государство невозможно принудить к выполнению международныхнорм и обязательств
· акты международного права в первую очередь договорные
· доминирующий метод правового регулирования - диспозитивный
· правила заключения договоров - диспозитивны, содержащиеся в самих договорах - императивны
Концепции соотнесения международного и национального права:
1. дуалистические концепции (автономные системы)
2. монистические концепции
a. обосновывающие приоритет международного права
b. обосновывающие приоритет национального права
Большинство государств декларируют приоритет международного права.
32. Публичное и частное право: понятия, признаки принадлежности отрасли к частному и публичному праву
Публичное право - совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес.
Частное право - совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, обеспечивающие интерес частных лиц.
Признаки:
· публичное право - неравенство права
· публичное право - акт/ частное - договор
Некоторые отрасли права относятся как к публичному, так и к частному праву:
· муниципальное
· информационное
· природно-ресурсное
33. Материальное и процессуальное право
Материальное право - совокупность правовых норм, которые регулируют объективно возникающие основные общественные отношения.
Процессуальное право - обеспечивает реализацию норм материального права.
[К материальному праву относятся отрасли права с соответствующей частью: уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное; административно-процессуальное и конституционно-процессуальное рассматриваются как соответствующие подотрасли права. Все остальные отрасли права относятся к материальному праву].
34. Отрасли права: понятие, основные характеристики отраслей права, классификации отраслей права
Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.
Характеристики:
· предмет правового регулирования (однородная и неотделимая от других группа общественных отношений)
· метод правового регулирования (совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения)
Классификация:
1. Отрасли материального и процессуального права
a. материальные - правовые нормы, регулирующие основные общественные отношения
b. процессуальные - обеспечивающие реализацию норм материального права
2. По очередности выделения
a. фундаментальные (как основа правовой системы)
i. конституционное
ii. гражданское
iii. административное
iv. и т.д.
b. комплексные (совокупность правовых норм, относящаяся к двум или более фундаментальным отраслям)
i. аграрное
ii. земельное
iii. предпринимательское
iv. и т.д.
3. По выполняемым функциям
a. позитивно-регулятивные (устанавливают должный, желательный образ поведения)
b. условно-охранительные (регламентируют последствия отклонения)
4. По степени систематизированности
a. кодифицированные (отрасли, нормы которых сведены в единый источник)
b. некодифицированные (либо частично)
35. Подотрасли права: понятие, виды
Подотрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
Виды:
1. Публично-правовые и частноправовые
a. [большая часть - к частному; бюджетное, налоговое, авторское]
2. Материальные и процессуальные (административно-процессуальные/конституционно-процессуальные)
3. Кодифицированные (бюджетное, налоговое, административно-деликтное) и некодифицированные (все остальные: авторское, избирательное и т.д.)
4. По сочетанию подотраслей с отраслями
a. полностью входит в состав [авторское внутри гражданского]
b. не полностью совпадают
5. Регулятивные (устанавливают должный, желательный образ поведения)и охранительные (регламентируют последствия отклонения)
36. Правовые институты: понятие, виды
Правовой институт - обособленная группа правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.
Виды:
1. Публично-правовые и частноправовые
2. Материальные и процессуальные
3. Регулятивные (устанавливают должный, желательный образ поведения)и охранительные (регламентируют последствия отклонения)
4. Отраслевые и комплексные
5. По уровню в системе права
a. простые (без институтов более низкого уровня)
b. сложные (те, где присутствуют институты более низкого уровня; объединения двух и более простых институтов; субинституты)
[самый сложный - институт договора -> институт аренды -> и т.д.]
37. Правовые нормы: понятие, структура
Правовая норма - общеобязательное формально определенное правило поведения, закрепленное государством и обеспеченное его силой.
Структура правовых норм
· гипотеза
o характеристика предела действия нормы
· диспозиция
o само правило поведения; описание правовых результатов выполнения, описанного в гипотезе
· санкция
o меры правового принуждения, реализуемые в случае нарушения диспозиции (также и методы поощрения)
[вкратце, структура Гипотеза-Диспозиции-Санкция звучит как Если-То-Иначе]
38. Классификации правовых норм
Классификация:
1. Публично-правовые и частноправовые/Материальные и процессуальные/Регулятивные и охранительные
2. Внутриотраслевые и межотраслевые
3. Общие и специальные (нормы-принципы, дефинитивные, оперативные, коллизионные)
4. По государственной принадлежности субъектов правотворчества
a. нормы международного права [как правило, обладают приоритетом по отношению к другим правовым нормам]
b. нормы национального права
c. нормы субъектов разной государственной принадлежности [между субъектами разных федераций]
5. По возможности непосредственной реализации
a. нормы прямого действия
b. нормы косвенного действия
6. По методу регулирования
a. диспозитивные/императивные
7. По способам правового регулирования
a. дозволительные
b. обязывающие
c. запретительные
d. уполномочивающие
8. По территории действия
a. общего действия
i. универсальные (устав ООН и т.д.)
ii. локальные международно-правовые нормы (о границах и т.д.)
iii. внутригосударственные нормы общего действия
b. местного действия
i. внутригосударственные нормы местного действия
ii. нормы местного действия (не внутригосударственные [соглашение о сотрудничестве Москвы и Австрийской земли])
iii. локальные/корпоративные норм вы (для работников, служащих, учащихся)
9. По периоду действия
a. неопределенно-длительные (без заранее установленного временного предела)
b. определенно-длительные (срок которых известен)
39. Виды гипотез, диспозиций, санкций
Гипотезы:
1. По четкости
a. относительно определенные (указывается диапазон обстоятельств) [принять закон в течение трех месяцев]
b. абсолютно определенные (четкие условия)
c. абсолютно неопределенные (условия не указывают конкретных обстоятельств)
2. По приемам изложения
a. описательные (полное текстовое изложение условий)
i. абстрактные
ii. казуистические
b. отсылочные
c. бланкетные [отсылают в неопределенность]
3. По приемам
a. прямые
b. косвенные [когда не может]
4. По числу условий
a. простые (1 условие)
b. косвенные (несколько; наличие/отсутствие самостоятельного юридического значения; альтернативные; составные (условия действуют в совокупности))
Диспозиции:
1. По четкости: относительно/абсолютно определенные
2. По приемам изложения: описательные/отсылочные/бланкетные
3. По числу правил [факультативное деление]: простые/сложные - сложные составные и сложные альтернативные
4. По способу правового регулирования: дозволительные/обязывающие/запретительные/управомочивающие
Санкции:
1. Позитивные и негативные
2. По четкости: относительно/абсолютно определенные
3. По приемам изложения: описательные/отсылочные/бланкетные
5. По количеству сформулированных мер принуждения: простые/сложные - сложные составные и сложные альтернативные
40. Принципы права: понятие, классификации, способы закрепления
Принципы права:
· основополагающие идеи
· наиболее универсальные правовые нормы
Виды
1. По связи с другими социальными регуляторами
a. чисто-правовые (социально-юридические принципы)
b. разделяющие с другими принципами (социально-правовые)
2. По связи с уровнями системы права
a. принципы национального права
b. принципы международного права
[Иерархия: общеправовые принципы - межотраслевые - отраслевые и подотраслевые -принципы правовых институтов]
Способы закрепления:
· прямой (фиксируются в тексте нормативного акта)
· косвенный (выводится из содержания, законодательства в целом и т.д.)
41. Основные общесоциальные (социально-правовые) принципы
· демократизм
· гуманизм
· правовое равенство
· социальная справедливость
· общее благо (принцип общей польза)
[При ответе прокомментировать каждый]
42. Основные специально-юридические принципы
· общеобязательность и верховенство права
· принцип единства и иерархичности
· верховенство закона (законность)
· единство прав и обязанностей
· принцип равенства дееспособных субъектов перед законом и судом
[При ответе прокомментировать каждый]
43. Понятия юридического акта и соглашения (договора)
Юридический акт - издаваемый уполномоченными органамидокумент, порождающий определенные правовые последствия, создающий определенное юридическое состояние и направленный на упорядочение общественных отношений
Юридическое соглашение (договор) - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; разновидность сделки [чаще всего используется в гражданском праве].
44. Понятие источника права: основные значения
Источник права - способ закрепления правовых норм (придание им внешнего выражения).
[Формальное (юридическое) понимание - скорее всего, и имеется в виду; чаще всего это нормативные документы].
Источник права представлен в трех смыслах
· в материальном
o сами общественные отношения, материальные условия жизни общества, система экономических отношений и т.д.
· в идеальном
o правосознание и правовая культура
· в формальном (юридическом)
o способ закрепления и существования норм права
45. Виды формальных источников права
1. По форме
a. документальные (нормативно-правовые акты, нормативные договоры)
b. иные (обычаи, юридические прецеденты)
2. По государственной принадлежности субъектов правотворчества
a. источники национального права
b. источники международного права
c. соглашения между территориальными единицами разных государств
3. По особенностям регулируемых отношений
a. публичные/частные
b. материальные/процессуальные
c. отраслевые/межотраслевые
4. По возможности реализации
a. прямого действия
b. без прямого действия (необходимо издать конкретизирующий документ)
5. По юридической силе
a. надзаконные акты
b. законы
c. подзаконные акты
6. По сфере действия (территории)
a. общего действия
b. местного действия
7. По периоду действия
a. неопределенно длительного действия
b. определенного действия
46. Специфика правового акта как источника права
Достоинства:
· универсальность
· практичность технологии правотворчества
· иерархичность
· сравнительная легкость внесения изменений (соответствие замыслу, следовательно, четкость)
· доступность для общего сведения (легкость обнародования)
· простота поиска необходимой информации
Недостатки:
· односторонний (приказной характер) [правовые акты создаются в отрыве от лиц, которые их реализуют]
· ограничения по сфере использования [практически невозможно использовать между двумя равноправными субъектами государства]
47. Конституция: понятие, юридические свойства, классификации
Конституция:
· в номинальном смысле[то, что есть]
· в юридическом смысле(правовая основа организации государства)
· в фактическом смысле
o фактическое политическое и территориальное устройство
o совокупность всех реально действующих правил конституционного характера
Свойства:
1. особый предмет регулирования (регулирует особо значимые для государства отношения)
2. учредительный характер (общественные отношения регулируются первично)
3. высшая юридическая сила (высшее место в иерархии источников права)
4. прямое действие (положения могу реализовываться без конкретизирующих документов)
5. демократичность
a. содержательная (положения должны отвечать интересам большинства населения)
b. процессуальная (порядок принятия и изменения должен учитывать волеизъявления граждан)
Виды:
1. По форме
a. писаная (номинальная; юридическая, состоящая из одного источника; писаная часть юридической и фактической конституции)
b. неписаная (совокупность правовых обычаев и прецедентных норм конституционного значения; неюридическая часть фактической конституции)
c. смешанная (юридическая, которая помимо документальных источников имеет и неписаные; фактическая, включающая политические обычаи, соглашения и т.д.)
2. По составу
a. кодифицированная (единый документальный источник права)
b. консолидированная (объединение двух, либо большего числа источников права, формально связанных между собой)
c. несистематизированная (набор отдельных источников права, связанных только содержательно)
3. По порядку внесения изменений
a. гибкая (изменения вносятся обычным либо конституцион