Тема 8. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за жилое помещение. Размер платы за коммунальные услуги.

Расходы собственников помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме. Предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Тема 9. Управление многоквартирными домами

Способы управления многоквартирным домом. Договор управления многоквартирным домом: понятие, форма, стороны, их права и обязанности.

Особенности управления многоквартирными домами при: непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме; управлении товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управлении управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами.

Тема 10. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Финансирование расходов на проведение капитального ремонта. Формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта.

Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта. Роль банков в функционировании региональных систем капитального ремонта.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор правовых ситуаций по применению норм жилищного права. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

ТЕМА 1.ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА.

ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Понятие жилищного права, его предмет и метод.

2. Основные начала жилищного законодательства: обеспечение права на жилище, безопасность, неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища.

3. Конституционное право граждан на жилище.

4. Федеральные программы как новый этап реализации жилищной реформы в РФ. Основные цели, задачи и сроки реализации программ, финансово-кредитный механизм их реализации.

5. Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права.

6. Соотношение жилищного законодательства с законодательством других отраслей права: гражданского, земельного, административного, семейного и др.

7. Понятие и виды источников жилищного права.

8. Действие жилищного законодательства во времени и в пространстве.

9. Ответственность в жилищном праве. Защита жилищных прав.

Задания

1. В виде схемы оформите сопоставление понятий «жилищное право» и «жилищное законодательство».

2. Перечислите формы содействия государства и местных органов власти в реализации жилищных прав граждан.

3. Подготовьте презентацию на тему «Способы реализации права граждан на жилище» на примере

Краснодарского края.

Задачи

№ 1. К гражданке Соколовой проживающей по адресу: г. Ростов, ул. Подгорная, д. 12, кв. 3, около 19.00 позвонили в квартиру и потребовали открыть дверь. Ей сообщили, что в доме делается обход сотрудниками милиции с целью проверки соблюдения гражданами правил регистрационного учета.

Соколова отказалась открыть дверь.

Правильно ли она поступила? Почему?

№ 2.Трифонов приехал в г. Волгоград из Новосибирской области и устроился работать на фабрику, где ему предоставили служебное жилое помещение.

Трифонов обратился в паспортный стол с заявлением о регистрации его на предоставленной жилой площади, однако ему отказали в регистрации по месту жительства, предложив зарегистрироваться временно по месту пребывания.

Каково различие между регистрацией по месту жительства и по месту пребывания? Какие права (а может быть, обязанности), связанные с регистрацией, имеет Трифонов?

№ 3. Пенсионер Евдокимов подал в суд иск к 150-му отделению милиции г. Москвы с требованием о возмещении ему имущественного и морального ущерба в сумме 150 тыс. р. за нарушение его конституционного права на неприкосновенность жилища.

Обстоятельства дела таковы. Приехавший вг. Москву после отбывания уголовного наказания Рюмин попытался добыть средства на необходимые жизненные потребности путем ограбления пункта обмена валюты. Спасаясь бегством от преследовавших его двух милиционеров, он вбежал в подъезд ближайшего лома и на третьем этаже беспрепятственно вошел в настежь открытую дверь квартиры Евдокимова, которая проветривалась хозяином и связи с высокой температурой воздуха на улице. Рюмин захлопнул дверь квартиры и, угрожая ножом хозяину, потребовал не открывать ее стучавшим милиционерам. Хозяин дверь не открыл, но милиционеры вошли в квартиру, взломав входную дверь. В ходе борьбы милиционеров с преступником было разбито большое зеркало шкафа и повреждена другая мебель.

Суд иск Евдокимова не удовлетворил, мотивировав свой отказ тем, что проникновение в квартиру работников милиции против воли ее владельца было совершено с целью задержания преступника, что не является нарушением конституционного права на неприкосновенность жилища. Правильное ли решение вынес суд?

№ 4.Гражданин Украины Зварюг состоит в браке с гражданкой РФ. Гражданин Зварюг проживает на территории РФ и не имеет разрешения на временное проживание.

Может ли Зварюг зарегистрироваться по месту жительства на жилой площади своей супруги?

Темырефератов и сообщений

1. Современная жилищная политика Российского государства.

2. Право граждан на жилище. Обеспечение условий для осуществления данного права.

3. Защита жилищных прав.

4. Соотношение жилищного и гражданского законодательства.

5. Содержание конституционного права на жилище.

Его жилищно-правовые гарантии.

Деловая игра

Целью деловой игры, проводимой в рамках семинарского занятия по теме «Понятие жилищного права. Жилищное законодательство», является оценка мнений по вопросу: «Всё ли делает государство, чтобы обеспечить гражданам реальную возможность реализовать их право на жильё?».

Фабула деловой игры состоит в следующем. Согласно действующему законодательству каждый гражданин имеет право на жилье. Государство должно бесплатно или же за доступную плату обеспечить реализацию данного права.

На практике, с одной стороны, есть нормы законодательства, регламентирующие условия и порядок получения жилья:

– по найму – социального жилья для малоимущих и нуждающихся, коммерческого жилья для тех, кто может заплатить и снять жилье;

– и специализированного – в особых случаях.

Есть также возможность получить жилье за плату (в собственность):

– по ипотеке, долевому участию, став членом жилищного кооператива

– купив на рынке первичное или вторичное жильё.

С другой стороны, имеется очередь на социальное жилье, случаи предоставления специализированного жилья редки, коммерческое жилье дорого. Также не каждый банк предоставит ипотечный кредит, требуется внести сумму по долевому участию и т.д. Всё это порождает сложности, в том числе финансового характера, в реализации права на жильё.

Участники игры делятся на 2 группы:

1) группа «За», полагающая, что государство делает всё возможное, чтобы обеспечить реализацию права граждан на жилье;

2) группа «Против», участники которой считают, что право граждан на жильё – это лишь декларация, и на практике оно не реализуется полностью.

Игра проходит в форме дебатов.

Члены групп имеют возможность задавать вопросы соперникам, тем самым участники деловой игры могут продемонстрировать свои дискуссионные навыки.

Деловая игра включает 3 основных этапа.

1-й этап: выступление представителей групп (группа «За»; группа «Против» – по одному студенту) с характеристикой позиции группы (ее преимуществ).

2-й этап: дебаты – вопросы каждой группы противоположной стороне, на которые должны быть даны четкие аргументированные ответы.

3-й этап: вопросы от экспертной группы и СМИ.

В конце деловой игры представитель экспертной группы подводит итоги, поблагодарив всех за проявленную активность.

Наши рекомендации