Революция Мейдзи в Японии и конституция 1889 г.
Основные изменения в социально-политическом строе. Всередине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.
В первой половине XIX в. появилась капиталистическая мануфактура. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьянство — основная часть населения страны — почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие.
Ухудшилось и внешнеполитическое положение Японии. В 1853 г. у ее берегов появилась американская эскадра. Ее командующий адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство было вынуждено подчиниться. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.
Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи — военное сословие мелких дворян и многих князей, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении. Участие в этом движении дворянства, особенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отношением к внешнеполитическому курсу правительства и в еще большей степени ухудшением его социально-экономического положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число сокращалось, и многие из них пополняли ряды других социальных групп.
Дворяне, включая князей-оппозиционеров, благодаря своей относительной сплоченности, наличию военной организации, экономическим возможностям играли руководящую роль в движении. Они признавали необходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но полагали, что проведение их следовало осуществлять сверху, с помощью государства.
В этот период главой государства номинально считался император. Но реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) — высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сегуна занимали представители дома Токугава — самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам.
В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.
В октябре 1876 г. руководители движения потребовали у сегуна Кэйки немедленной передачи верховной власти императору (15-летнему Муцухито) и объявили сбор военных сил, поддерживающих императора. Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.
В японской официальной историографии этот период обычно называют реставрация Мэйдзи (Мэйдзи — время правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно-радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии во многом обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы, хотя и не всегда последовательные, но объективно призванные модернизировать японское общество, приобщить его к более высокому техническому и государственно-правовому уровню.
Кон-ция. Япония до XIX в. была феодальной страной, процессы развития которой были в значительной мере заторможены политикой «самоизоляции», прежде всего от «западных варваров». К концу XIX в. в стране стали вводиться нововведения на европейский манер. В 1885 г. создаются отдельные министерства и кабинет министерств европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. А в 1889 г. император даровал своим подданным Конституцию, которая представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций (Прусская конституция 1850 г.), на основополагающих началах тэнноистской идеологии. Император, согласно ст. 1, царствует и правит империей. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство.
Законодательная власть согласно Конституции вверялась императору и парламенту. Император утверждал законы. Министры назначались императором и были ответственны перед ним. Парламент наделялся по Конституции законодательными правами и состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Нижняя палата избиралась на основе высокого возрастного ценза, а также имущественного ценза и ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательного права. Члены верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие особые заслуги перед императором.
В Конституции нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины, правящей монархической демократии – двуединой силы, ставшей со времени буржуазных реформ активным проводником интересов господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монополистической буржуазии. Это выражалось в особом привилегированном положении таких звеньев государственного аппарата, как Тайный совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора. Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных (платить налоги, нести военную службу и т. д.), которые отождествлялись с их долгом перед божественным императором. Конституция стала определенным шагом по пути крайне ограниченной демократизации японского общества.
40. Революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция. Установление фашистской диктатуры
Мятеж произошёл в конце октября 1918 года. Команды немецких военных кораблей отказались выполнить приказ своих командиров выйти в море и без наименьших шансов на успех вступить в бой с превосходящей британской армией. Моряки потушили огонь под котлами своих кораблей.
В ответ военно-морское командование арестовало свыше тысячи моряков.
Часть флота была перемещена в Киль. Моряки отправились в Киль с требованием освободить своих арестованных товарищей. Армейские подразделения и полиция в городе были восставшими моряками разоружены, и Киль 4 ноября полностью перешел в руки восставших солдат и матросов.
Затем моряки заняли Любек и Гамбург; во многих местностях состоялись волнения недовольных кризисом в стране. Революция стремительно распространялась по стране; в Баварии и Саксонии социалисты провозгласили республики.
Правительство не могло помешать захвату власти восставшими моряками и солдатами, которыми руководили советы рабочих и солдатских депутатов. Но и советы не были однородными: в одних преобладали умеренные социалисты, а в других социалисты действовали совместно с коммунистами Союза «Спартака» («спартаковцами»), которых возглавлял будущий вождь Коммунистической партии Германии Эрнст Тельман.
В Берлине борьба за власть между социалистическими партиями, прежде всего между социал-демократами и «спартаковцами», привела к столкновениям.
Лидеры социал-демократов Фридрих Эберт и социалистов Филипп Шейдеман постарались опередить руководителя коммунистов Карла Либкнехта в провозглашении республики и заявляли, что до созыва Рейхстага власть должна принадлежать Берлинскому совету рабочих и солдатских депутатов. Революция началась как мятеж в армии, но она отражала настроения всего народа, мечтавшего о мире и политических реформах. В больших городах и в небольших общинах по российскому образцу были созданы советы рабочих и солдат, которым практически без сопротивления подчинились местные органы власти.
Конституция 1919 г., вошедшая в историю под названием Веймарской (по месту ее принятия), стала одной из самых демократических конституций своего времени. Она разрабатывалась в условиях, когда революция в Германии еще не была подавлена, что и нашло отражение в демократическом содержании ее положений, в призывах к «гражданскому миру», «сотрудничеству всех классов», «свободе» и «справедливости».
Содержание Конституции было обусловлено столкновениями интересов и соглашениями различных социально-политических сил в Национальном собрании и теми кардинальными социальными и политическими изменениями, которые произошли в Германии в переломный период ее истории – с ноября 1918 г. по июнь 1919 г. Состоящий всего из 68 статей, «предварительный проект» конституции конструировал модель парламентской республики с двумя взаимодействующими и сдерживающими друг друга центрами государственной власти: рейхстагом и президентом. Основные права и свободы были представлены статьями о свободе совести, о равенстве всех немцев перед законом и о защите национальных меньшинств. Важнейшим нововведением проекта стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью жителей, земель (областей).
Конституция была принята Национальным собранием в июле 1919 г. Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле: принципы «народного единства» и «народного суверенитета», «свободы» и «социальной справедливости». Провозглашением «народного суверенитета» разрушалась династийная традиция государственной власти, так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент.
Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. Земли имели свои законодательные органы (ландтаги) и свои конституции, которые должны были закрепить республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Ряд сфер общественной жизни (внешние отношения, гражданство, таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и др.), а также гражданское, уголовное право, судопроизводство, печать, союзы, собрания, торговля, промышленность, горное дело и др. регулировались законодательством империи.
41. Крах гитлеровской диктатуры. Система управления оккупированной территории Германии.
После безоговорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и административной деятельности и создания военно-контрольного механизма управления оккупированными территориями. Важнейшие соглашения по «германскому вопросу» были приняты на трехсторонней конференции СССР, США и Англии, проходившей в Потсдаме в июле-августе 1946 г. Здесь была впервые обнародована программа полного уничтожения германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, декартелизация, денацификация и демократизация были признаны в качестве основных принципов политики союзников по отношению к Германии.
Эти принципы были конкретизированы в требованиях уничтожения фашизма вместе с национал-социалистскими организациями, установления в Германии демократических свобод, разрешения и всемерного поощрения деятельности демократических партий и профсоюзов, постепенного введения выборности немецких органов управления – от районных до земельных.
Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма были проведены первые выборы местных органов и ландтагов земель, в которых приняли участие социалистическая единая партия Германии, христианско-демократический союз, либерально-демократическая и социал-демократическая партия Германии.
Большинство немцев было настроено на выбор некоего центристского «третьего курса», создание «социального рыночного хозяйства» и «социального государства». На этом направлении предстояло, с одной стороны, обеспечить экономическую свободу, гарантированную правовым государством, с другой – социальную справедливость. Основы германской экономической политики «третьего пути» формировались в ходе дискуссий о будущей конституции страны, в том числе и в Парламентском совете, состоящем из представителей германских земель, призванных ее разработать. По мере успехов экономического развития все настойчивее стали звучать требования о создании объединенного западногерманского государства и о дальнейшем четком определении его социально-экономических и политических ориентиров.
Основной закон Федеративной Республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции и Англии 8 мая 1949 г
Образование ФРГ и ГДР. Боннская Конституция. Объединение Германии.
После Второй мировой войны Германия была разделена на две страны – ФРГ и ГДР. Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР, который привел к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с октября 1989 по октябрь 1990 г. В августе 1990 г. Народная палата (парламент ГДР) высказалась за скорейшее присоединение ГДР к ФРГ. 31 августа статс-секретарь ГДР Кразе и федеральный министр внутренних дел Шойбле подписали Договор об объединении Германии. 3 октября 1990 г. произошло присоединение ГДР к ФРГ на основе статьи 23 Основного закона. Земли ГДР – Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия – стали землями ФРГ. Берлин был объявлен столицей. Основной закон с определенными изменениями стал действовать и на присоединившейся территории.
Единство стало возможным, после того как в июле 1990 г. в своих беседах с канцлером Колем в Москве и на Кавказе М. С. Горбачев дал согласие на объединение обоих германских государств. Благодаря позиции Горбачева стало возможным и подписание в сентябре 1990 г. так называемого договора «Два плюс четыре». В нем СССР, США, Франция, Великобритания, а также представители обоих германских государств подтвердили создание объединенной Германии, которая включает в себя территории ГДР, ФРГ и Берлина. Внешние границы Германии признавались окончательными. Учитывая особую, исторически обусловленную потребность Польши в безопасности, Бонн и Варшава в дополнительном договоре заверили друг друга, что каждая из сторон уважает территориальную целостность и суверенитет другой страны.
С ратификацией Договора об объединении Германии и договора «Два плюс четыре» (Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии) прекратилось действие прав и ответственности четырех держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.
Перед объединенной Германией встали новые задачи: вести процесс подъема экономики в новых федеральных землях и создать внутреннее единство страны; в то же время интегрировать саму Германию в рамках ЕС, способствовать росту тенденций для сохранения мира и безопасности.
43. Падение Третьей республики. Четвертая и Пятая республики.
Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.
После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название “правительство Виши” — по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. “Режим Виши” являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.
Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции (“Сражающаяся Франция”). В 1943—1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождений в 1944—1946 гг.
Четвёртая республика во Франции, период французской истории с 1946 по 1958. Конституция принята 13 октября 1946 избранным в этом году Учредительным собранием, близка к конституции Третьей республики (парламентский строй, слабая власть президента республики) . В 1946 Учредительное собрание приняло проект новой конституции, устранявший ряд недостатков Третьей республики. Генерал де Голль высказывался за установление авторитарного президентского режима. Коммунисты (которые благодаря активному участию в Сопротивлении играли теперь важную роль в правительстве) внесли предложение о едином Законодательном собрании. Однако большинство избирателей поняло, что этот план таит в себе угрозу коммунистического заговора, и не приняли его на всеобщем референдуме. На втором референдуме была принята компромиссная конституция, согласно которой слабый президент и совещательная консультативная верхняя палата дополнялись влиятельным Национальным собранием, осуществлявшим контроль за деятельностью правительства. Сходство между Четвертой и Третьей республиками было очевидным.
Пятая республика. Основной закон 1946 г. – наиболее демократичный за всю историю страны – стал юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения политических сил в стране была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для ее принятия послужили ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности – генералу Ш. де Голлю. Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с ассоциированными (т. е. колониальными) народами.
Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Основной закон разрабатывался главным образом экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями. В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, признававшего необходимость формирования сильного государства, что соответствовало воззрениям политиков, находившихся у власти. Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. На верху пирамиды находится Конституция, ниже – органические законы (новая категория, впервые введенная в правовую систему), еще ниже – обычные законы. Несколько особняком находятся законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.
44."Новый курс" Ф.Рузвельта. Усиление роли государства в США в XX в.
Новый курс Ф.Рузвельта: сущность и значение для американской и всемирной истории ХХ в.
К 1932 г в США продолжался тяжелейший экономический кризис. Более 12 млн. безработных, неимоверные страдания масс. Республиканская администрация президента Гувера показала свою неспособность улучшить жизнь народа и на выборах 1932 г президентом был избран демократ Франклин Рузвельт. Выходец из крупных капиталистов, осознал необходимость поворота государства к «забытому человеку». Человек большого ума и воли (ведь был прикован к инвалидной коляске) в марте 1933 г вступил в должность и начал осуществлять «Новый курс», который стал наиболее ярким выражением демократически-реформистского варианта выхода из кризиса путем государственного регулирования экономики.
Сразу после прихода Рузвельта – меры по спасению банковской системы, т.к. в это время началась волна банкротства банков. Банкам была оказана помощь, интересы мелких и средних вкладчиков были защищены.
В первые «сто дней» правления Рузвельта – серия чрезвычайных законов:
- программа помощи нуждающимся
- общественные работы для безработных
- закон о регулировании с/х
- разрешение предпринимателям объединяться по отраслям и договариваться об условиях «честной конкуренции» с соблюдением интересов рабочих
В результате уже весной 1933 г началось оживление в экономике.
Под давлением масс в 1935 г «сдвиг влево» - ряд важных социальных реформ:
- закон о социальном обеспечении (пенсии, пособия)
- закон Вагнера
- реформа налоговой системы
Обострение общественной борьбы. На выборах 1936 г – триумфальная победа Рузвельта, однако усилилось и сопротивление противников реформ, которые обвиняли его в «большевизме». В 1937 г новый экономический кризис.
В результате «нового курса» облегчена была участь миллионов людей. Но важнейшая цель – выход экономики из депрессии – не была достигнута, застой продолжался вплоть до войны. С 1939 г – прекращение дальнейших реформ.
Историческое значение «нового курса»: начало перехода к «социальной рыночной экономике», «государству всеобщего благоденствия». Особенно важно, что усиление государственного вмешательства в экономику не ослабило, а усилило демократию: не только укрепление политических прав, но и социальные гарантии
45. Реорганизация госаппарата США в 40-50 гг. Борьба негров за гражданские права в США.
50 – 60-е гг. XX в. – период усиления негритянского движения США, составлявших в конце 50-х гг. 10% всего населения страны. В этот период оно стало одним из важнейших направлений социального протеста в США.
Еще в 1957 г., в ходе борьбы против сегрегации городского автотранспорта (лучшие места – белым, худшие – черным) в южных штатах возникла конфедерация христианского руководства Юга во главе с Мартином Лютером Кингом, баптистским священником. В отличие от традиционных негритянских организаций, которые ограничивали свои действия юридической защитой жертв антинегригянского террора, союз М.Л.Кинга начал широко применять массовые действия в борьбе против расизма в США – бойкоты, марши, уличные шествия, зачастую действуя в союзе с белыми организациями – профсоюзами, студенческими организациями и т.п. В 1960-1963 гг. в южных штатах США было проведено множество массовых «рейдов свободы» против всех форм расовой дискриминации. 28 августа 1963 г., по завершению общенационального марша участников борьбы за гражданские права негров в Вашингтоне у мемориала Линкольна состоялся митинг с участием 250 тыс. человек. В этих событиях прочилось возросшее единство черных и белых, которое, по мнению М.Кинга, (Было непременным условием успеха борьбы за свободу и равенство негров, важнейшим результатом подъема негритянского движения было принятие в 1964-1965 гг. актов о гражданских правах негров. Но как ни важны были эти законы, они все же мало что изменили в реальном экономическом положении негритянского населения. Поэтому в середине 60-х гг. начался новый этап в развитии негритянского движения, отличавшийся крайней ожесточенностью борьбы, восстаниями в черных гетто во многих городах Севера. В ходе этих выступлений возникли новые радикальные негритянские организации, которые выступили против курса на ненасильственные массовые действия, осуществлявшиеся конфедерацией христианского руководства. Наиболее популярной среди этих новых организаций стала партия «Черные пантеры», возникшая в 1966 г. На этом новом этапе движения некоторые участники борьбы за равноправие негров начали приходить к выводу об ответственности капиталистической системы за бедствия черного населения Америки. Однако радикальному негритянскому протесту второй половины 60-х годов были присущи серьезные недостатки. Составив важную часть «нового левого движения», «Черные пантеры» и другие радикальные негритянские организации испытали сильное влияние идей ультралевого радикализма. Это неизбежно вело к экстремистским анархистским действиям, к сепаратизму и черному расизму, к ослаблению евшей черных и белых граждан. Тем не менее, радикальные негритянские организации сыграли важную роль в политической жизни США. Они приняли активнейшее участие в антивоенном движении. Радикальные группы оказали большое воздействие на позицию конфедерации христианского руководства на Юге, которая применила такие новые методы борьбы, как единые действия с бастующими рабочими. Но это вызвало новый взрыв преследований со стороны расистов. В апреле 1968 г. в Мемфисе (Теннесси) от пули наемного убийцы погиб Мартин Лютер Кинг. В это же время началась кампания жестоких преследований лидеров «Черных пантер» Активное участие в ней приняли и репрессивные органы федерального правительства. Гибель М.Л.Кинга не была напрасной. Итогом его деятельности стало законодательное запрещение всех видов расовой дискриминации.
46. Антирабочее и антикоммунистическое законодательство в США в 40-50 гг. XX в