Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
Конституция РФ определила право субъектов РФ самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти (ч. 1 ст. 77) и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ч. 4 ст. 76). Конституционные принципы федерализма нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Необходимость обеспечения верховенства принятых в субъектах РФ конституционно-правовых актов послужила дополнительным стимулом дальнейшего развития конституционной юстиции в регионах.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов РФ. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ и входят в состав судебной системы РФ (ч. 2 ст. 4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов РФ.
Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» устанавливаются:
- право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта РФ (ст. 5); общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч. 1 ст. 27);
- распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст. 12); обязательность судебных постановлений конституционных
(уставных) судов (ст. 6);
- участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст. 29). Законодательными актами субъектов РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной власти регионов:
порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст. 17);
порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст. 13); S процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции
конституционных (уставных) судов (ч. 3 ст. 27); / финансирование конституционных (уставных) судов за счет
бюджетов субъектов РФ (ч. 2 ст. 27).
В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч. 1 ст. 27), т.е. их формирование не считается обязательным для субъектов РФ. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов. РФ, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и наконец решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.
Процесс создания региональной конституционной юстиции идет медленно; На начало 2002 г. из 32 предусмотренных в конституциях и уставах субъектов РФ были приняты законы и начали функционировать 14 конституционных и уставных судов, в том числе в республиках Дагестан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), а также в Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Тюменской областях и в ряде других регионов.
Анализ содержания принятых в регионах законов и практики деятельности конституционных (уставных) судов позволяет сделать некоторые общие выводы о их формировании, структуре, процедуре судопроизводства и других аспектах их деятельности.
Список используемой литературы
1. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах РФ (1990-2010 гг.). Р-на-Д, 2001.
2. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. М.,2011.
3. Судоустройство в РФ // под. ред. В. И. Швецова. М., 2009.
4. Трубникова Т. В. Организация и деятельность судей в России. Томск, 2008.
5. Митюков М. Организация и компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное право. 2009. № 3-4/.
6. Несмеянова С. Разграничение компетенции между судами. //Российская юстиция. 2011 г. № 12.