Особо следует остановиться на особенностях правового статуса автономий.
В соответствии с текстом Конституции РФ в состав Российской Федерации на правах ее самостоятельных субъектов входит одна автономная область (Еврейская) и десять автономных округов.
Сохранение Еврейской автономной области во многом объясняется историческими традициями, поскольку к настоящему времени еврейское население в ней составляет незначительное меньшинство.
Автономные округа очень малочисленны и многонациональны, а удельный вес коренной национальности, дающей название автономному округу, также составляет незначительное меньшинство. В Ханты-Мансийском автономном округе коренная национальность, например, насчитывает всего 1,4 % общего населения округа.
Правовое положение автономий в Российской Федерации особое. В частности, Еврейская автономная область входит в Российскую Федерацию непосредственно, поскольку еще в 1990 г. все автономные области были выведены из краев и непосредственно вошли в Российскую Федерацию.
Новое руководство России проводит политику на укрепление вертикали исполнительной власти, поскольку за предыдущий период эта вертикаль значительно, ослабла и дезинтеграционные процессы приняли угрожающий характер, поставив Российскую Федерацию на грань распада. Эти процессы вызвали серьезные конфликты не только в политической, но и в правовой области, когда большое число важнейших правовых актов субъектов Российской Федерации вступило в прямое противоречие с действующим общефедеральным законодательством. Поэтому одним из важнейших направлений дальнейшего совершенствования российского федерализма является устранение этого серьезного недостатка.
Задание 2.
Конституция Республики Коми установила, что Глава Республики обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики. На основании этой нормы Указом Главы Республики Коми от 19 апреля 1999 года был образован Государственный комитет по безопасности Республики Коми и утверждено Положение о нем.
Прокурор Республики Коми и гражданин Торлопов В.П. обратились в Верховный суд Республики Коми с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению указанные нормы. Заявители полагают, что Указ Главы Республики Коми и утвержденное им Положение неправомерно регулируют вопросы безопасности, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации, а также нарушают права и свободы граждан. В обоснование своих требований они указывают на то, что Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности» вопросы государственной безопасности относят к исключительному ведению Российской Федерации и ее федеральных органов обеспечения безопасности, контроль за деятельностью которых может осуществлять только прокуратура. По мнению заявителей, создание органов государственной безопасности субъектов Российской Федерации с наделением их властными полномочиями по отношению к федеральным структурам власти незаконно.
Какое решение должен принять суд?
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы обороны и безопасности отнесены к ведению Российской Федерации.В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" (в ред. Закона РФ от 25.12.92 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288) безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.Статья 2 Закона РФ устанавливает, что основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации. Законодательные основы обеспечения безопасности в соответствии со ст. 6 данного Закона составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Статья 8 Закона РФ устанавливает, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.3 апреля 1995 года принят Федеральный закон N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 226-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ), в статье 2 которого установлена система органов федеральной службы безопасности. Статья 8 этого Закона устанавливает, что деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью. Таким образом, Конституция Российской Федерации вопросы государственной безопасности относит к исключительному ведению Российской Федерации, а федеральное законодательство о государственной безопасности устанавливает общий принцип, в соответствии с которым никакие органы государственной безопасности, в функции которых входят контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью, не могут быть созданы, если они не предусмотрены федеральным законодательством.Название Указа и утвержденного им Положения, как и содержащиеся в этих актах правовые нормы, непосредственно затрагивают вопросы безопасности, отнесенные к ведению Российской Федерации.Из названия Комитета следует, что он образован, как орган, осуществляющий свои функции от имени государства и в интересах государства, и является органом, обеспечивающим государственную безопасность в целом. Федеральные законы не содержат в себе норм, которыми субъектам Российской Федерации были бы предоставлены права в области нормотворчества и создания соответствующих структур органов государственной безопасности на региональном уровне. Суд должен применить нормы федерального законодательства о безопасности, и принять решение об удовлетворении заявленных по данному делу требований тем, что действующее федеральное законодательство не предусматривает участие субъектов Российской Федерации в решении ряда вопросов государственной безопасности.