Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
Исполнительная власть отождествляется с определенной системой государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали и обладающей определенными распорядительно-властными полномочиями.
Система исполнительной власти возглавляемой высшим органом исполнительной власти, как правило, правительством. Вопросы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти во многом регулируются Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии с Указом в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В указанном законе продублировано конституционное положение о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, который по должности является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта. Следует учитывать, что гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта определяются указанным федеральным законом (общие) и конституцией (уставом) субъекта. К общим полномочиям относятся: осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; разработка проекта бюджета субъекта Российской Федерации; обеспечение исполнения бюджета; формирование иных органов исполнительной власти субъекта; управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации и иные.