Назначение референдума Российской Федерации
Субъектом уполномоченным назначать референдум Российской Федерации является Президент Российской Федерации.
Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума (ч.1 ст.23 ФКЗ №5).
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации (ч.2 ст.23 ФКЗ №5).
При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия (ч.3 ст.23 ФКЗ №5).
Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день (ч.5 ст.23 ФКЗ №5).
Порядок проведения кампании всероссийского референдума
В соответствии с ФКЗ «О референдуме» кампания референдума – это деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума либо со дня официального опубликования решения о назначении всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации либо со дня официального опубликования решения о назначении референдума по проекту нормативного акта или вопросу референдума, вынесенным на референдум в соответствии с международным договором Российской Федерации, до дня представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным ФКЗ «О референдуме» (подпункт 7) пункта 2 статьи 4).
Порядок проведения кампании всероссийского референдума состоит из несколько взаимосвязанных стадий проведения референдума: инициатива проведения референдума, назначение референдума, образование комиссий референдума, составление списков участников референдума, определение округа референдума и образование участков референдума, информационное обеспечение референдума, финансовое обеспечение референдума, голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования и результатов референдума, опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме. Первые две стадии рассмотрены выше.
Образование комиссий референдума
Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума (ч.1 ст.24 ФКЗ №5).
Систему комиссий референдума составляют следующие комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, специальные территориальные комиссии референдума, участковые комиссии референдума (ч.2 ст.24 ФКЗ №5).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, либо возложить полномочия специальных территориальных комиссий на соответствующие территориальные избирательные комиссии, сформированные при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации. Специальные территориальные комиссии формируются в составе не менее пяти и не более девяти членов комиссии с правом решающего голоса, не подпадающих под ограничения, препятствующие приобретению статуса члена комиссии с правом решающего голоса, установленные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (ч.2 ст.25 ФКЗ №5).
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях. Такие специальные территориальные комиссии формируются с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования территориальных комиссий, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (ч.1 ст.25 ФКЗ №5).
Решение вышестоящей комиссии референдума, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий референдума (ч.3 ст.24 ФКЗ №5). Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч.5 ст.24 ФКЗ №5).