Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права
А.И. Курак
Основы
конституционного права
Курс лекций
В двух частях
Часть 1
2-е издание, стереотипное
Минск
УДК 342(076.6)
|
К93
Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
|
ISBN 985-457-537-3 (ч.I) | ã | Курак А.И., 2004 |
ISBN 985-457-293-5 | ã | Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 |
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 7
Лекция 1. Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина 7
Понятие, предмет и метод конституционного права
как отрасли национального права 7
Методы конституционного права 11
Место конституционного права в системе права 11
Источники и система конституционного права 13
Конституционно-правовые нормы и институты 18
Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения 24
Конституционно-правовая ответственность 29
Конституционное право как наука и учебная дисциплина 31
Контрольные вопросы к теме №1 33
Основная литература по теме №1 33
ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ 34
Лекция 2. Основы учения о Конституции 34
Понятие Конституции как Основного Закона государства 34
Классификация конституций и их структура 41
Конституционное развитие Республики Беларусь 50
Контрольные вопросы к теме № 2 58
Основная литература по теме № 2 59
ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 61
Лекция 3. Основы конституционного строя
Республики Беларусь 61
Понятие конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь 61
Конституционные основы политической системы белорусского общества. Признаки Республики
Беларусь как суверенного государства 65
Конституционные основы экономического строя Республики Беларусь 84
Конституционные основы социальных отношений в Республике Беларусь 92
Конституционные основы духовно-культурных отношений в Республике Беларусь 98
Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь 106
Контрольные вопросы к теме №3 109
Основная литература по теме №3 109
ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 113
Лекция 4. Конституционно-правовой статус
человека и гражданина в Республике Беларусь 113
Понятие, классификация и юридические свойства основных прав и свобод 113
Концепция прав человека и ее отражение в
Конституции Республики Беларусь. Понятие и
принципы (конституционные основы) правового статуса личности 121
Личные (гражданские) права и свободы 127
Политические права и свободы 151
Экономические, социальные и культурные права 162
Конституционные обязанности граждан 177
Конституционные гарантии прав и свобод личности 186
Контрольные вопросы к теме 4 192
Основная литература по теме 4 193
ТЕМА 5. ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 195
Лекция 5. Гражданство Республики Беларусь 195
Понятие, конституционно-правовое регулирование и принципы гражданства Республики Беларусь 195
Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь 201
Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь 206
Контрольные вопросы к теме №5 208
Основная литература по теме №5 209
ТЕМА 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 211
Лекция 6. Правовой статус иностранных граждан и
лиц без гражданства в Республике Беларусь 211
Понятие иностранных граждан и лиц без
гражданства. Многогражданство 211
Основные права, свободы и обязанности
иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Право убежища 218
Понятие беженцев, их правовой статус в Республике Беларусь 226
Контрольные вопросы к теме № 6 238
Основная литература по теме № 6 239
ТЕМА 7. ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 240
Лекция 7. Политико-территориальное устройство Республики Беларусь. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь 240
Понятие политико-территориального устройства государства и его формы. Юридические признаки Республики Беларусь как унитарного государства 240
Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь 246
Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства 250
Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц 254
Населенные пункты Республики Беларусь: понятие, виды, характеристика 256
Порядок наименования (переименования), учета и регистрации административно-территориальных, территориальных единиц, населенных пунктов и
других объектов в Республике Беларусь 258
Контрольные вопросы к теме 7 261
Основная литература по теме 7 261
ЛИТЕРАТУРА 263
ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Лекция 1. Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина
Основные понятия:
предмет конституционного права; метод конституционного права; источники конституционного права; система конституционного права; нормы конституционного права; институты конституционного права; конституционно-правовые отношения; субъекты и объекты конституционного права; юридические факты; конституционно-правовая ответственность; наука конституционного права и ее методы; конституционное право как учебная дисциплина.
Субъекты правоотношений
Субъектами конституционно-правовых отношений (конституционного права) являются их участники, т.е. стороны между которыми эти отношения возникают.
В отличие от других отраслей права, скажем от гражданского, конституционно-правовые отношения не могут возникать между двумя гражданами, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство в лице какого-либо органа либо должностного лица.
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Главным из них является человек. Он вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы, например, обращаясь за защитой своих законных прав и интересов. Субъектом правоотношений выступает народ. Например, он может выразить свою государственную волю посредством референдума, и она будет обязательной для всех государственных органов и граждан. Свою волю народ выражает также посредством выборов органов представительной власти, Президента.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются также:
· государство в целом, как государственная организация всего народа;
· государственные органы;
· должностные лица;
· депутаты;
· избирательные комиссии;
· иностранные граждане и лица без гражданства;
· общественные организации;
· трудовые коллективы;
· общие собрания граждан по месту жительства;
· собрания военнослужащих по воинским частям.
Необходимо отметить, что данный перечень субъектов конституционно-правовых отношений не является исчерпывающим. Полное представление обо всех их видах можно получить только в результате глубокого изучения всех конституционно-правовых институтов.
Объекты правоотношений
Объект правоотношений - это явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. Иными словами, объектами конституционно-правовых отношений является то, в отношении чего эти отношения возникают и существуют.
Объекты конституционно-правовых отношений делятся на следующие виды:
1. материальные блага(территория, объекты государственной собственности);
2. нематериальные блага(неприкосновенность депутата, судьи; право на труд, на отдых, образование и др.);
3. действия и результаты действий(созыв сессий, принятие государственным органом определенного акта - о регистрации политической партии, проведение референдума и т.д.).
Юридические факты
Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Виды юридических фактов:
1. События(явления, происходящие вне зависимости от воли людей). Такое событие, как рождение гражданина, порождает правоотношение между ним и государством. Смерть гражданина прекращает эти отношения.
Достижение гражданином 18 лет, делает его обладателем избирательного права при проведении выборов, референдума.
2. Деянияв виде действия или бездействия. Они связаны с волей людей, их деятельностью. Деяния делятся на:
· правомерные – акт принятия иностранца в гражданство Республики Беларусь порождает правоотношения между новым гражданином Республики Беларусь и государством. Акт о создании государственного органа является основанием для возникновения правоотношений между этим органом и иными государственными органами;
· неправомерные (необоснованное ограничение избирательных прав граждан, вмешательство в деятельность судей и др.).
3. Состояния - наличие гражданства, проживание в определенное время на соответствующей территории и т.д.
Для возникновения, изменения либо прекращения некоторых правоотношений требуется наличие нескольких юридических фактов. Например, кандидат на должность Президента Республики Беларусь может быть зарегистрирован Центризбиркомом, если он: во-первых, был выдвинут не менее 100 тыс. гражданами; во-вторых, соответствовал требованиям, изложенным в ст.80 Конституции Республики Беларусь.
Функции конституции
Под функциями конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения. То есть, речь идет о том назначении, для которого она принималась. Первая и главная ее функция, особенно для юристов, государствоведов, которые оценивают деятельность конституции – это юридическая функция. Она заключается в том, что конституция является главным источником права, нормы которой обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального права.
Вторая функция – политическая. Это закрепление политического устройства, соотношение политических сил внутри данного государства и предоставление этим политическим силам возможности свободного функционирования и свободной политической борьбы.
Идеологическая функция называется в качестве третьей функции. Она объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций. Это закон, который воспитывает уважение к праву и наиболее уважаемым в государстве ценностям.
Некоторые авторы отрицают какую-либо связь конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это свойственно лишь тоталитарному государству, что «конституции – вне идеологии». На наш взгляд, отказ от былой сверхидеологизации периода существования СССР и советских конституций не должен вести к отрицанию всякой связи конституции с идеологией. Ведь выражение и отстаивание ценностей демократического правового государства, закрепленных в его конституции – это тоже идеология, которая выражает интересы не одного класса (как было в прошлом), а различных общественно-политических сил, т.е. всего общества. Даже закрепленный в конституции принцип идеологического плюрализма – это не что иное, как воплощение идеологии демократии. Из сказанного следует, что конституция не только не может быть вне идеологии, а наоборот – она выступает в качестве основы этой идеологии.
В завершение вопроса следует отметить, что все функции конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга. Четкой грани между ними провести нельзя. Это деление носит довольно условный характер и способствует более глубокому осмысливанию социальной значимости и предназначения конституции.
Структура конституции
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Иными словами, структура конституции – это порядок ее организационного строения, внутренняя последовательность расположения ее составных частей.
В основе обобщения конституционных норм в определенные разделы и главы лежит единство предмета регулирования, т.е. единство общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.
По своей структуре конституции различны. Прежде всего, это объясняется формой правления государства, политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституций, ее формой и т.д. Вместе с тем, практически всегда в качестве стандартных составных частей конституции выступают: преамбула (введение), основная часть и заключительные переходные положения.
Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, в них часто фиксируются цели и функции государства, они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции. Преамбула, как правило, не имеет юридической силы, хотя есть и исключения. Например, нормативный характер носит преамбула действующей Конституции Франции (1958 г.), в которой в частности дается характеристика данного государства как неделимого, светского, демократического и социального, а также закрепляется равенство всех граждан перед законом.
Конституции некоторых государств преамбулы не имеют (Греция, Италия, Бельгия, Норвегия, Дания, Египет и др.).
Построение основной части (собственно текста конституции) всегда не случайно. Авторы конституций всегда идут от важнейших институтов к менее важным. Долгое время на первое место «ставили» парламент, главу государства, затем правительство и другие органы государства – суд, местные органы и т.д. Однако после второй мировой войны появилась тенденция на первое место ставить разделы о правах и свободах гражданина.
Заключительные и переходные положения позволяют обеспечить плавный переход к реализации тех норм конституции, которые не могут быть исполнены с введением в действие конституции. Иными словами, данный раздел конституции обычно включает нормы, закрепляющие сроки и порядок перехода от правил, закрепленных в предыдущей конституции, к новым правилам, а также сроки избрания (формирования) новых органов государства и т.д.
По своей структуре Конституция Республики Беларусь 1994 года состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей. С тем, чтобы представить структурное построение Основного Закона нашего государства, назовем его разделы:
· Раздел I. Основы конституционного строя;
· Раздел II. Личность, общество, государство;
· Раздел III. Избирательная система. Референдум;
· Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд;
· Раздел V. Местное управление и самоуправление;
· Раздел VI. Прокуратура, Комитет государственного контроля;
· Раздел VII. Финансово-кредитная система Республика Беларусь;
· Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения;
· Раздел IX. Заключительные и переходные положения.
Конституционный строй; основы конституционного строя; суверенитет; признаки суверенного государства; унитарное государство; социальное государство; демократическое государство; правовое государство; форма правления; светское государство; теократическое государство; политическая система; экономическая система; социальная структура общества; духовно-культурные отношения; внешняя политика.
Образование
Главным элементом духовно-культурной сферы является образование. Именно оно выступает в качестве основы для развития науки, культуры, искусства и др.
Конституция Республики Беларусь (ст.49) закрепляет не только право каждого на образование, но и гарантии его реализации, обязанности государства в данной сфере его деятельности. Согласно указанной статьи Основного Закона, государство гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Конституционные положения в области образования детализируются и развиваются специальным Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 29 октября 1991 г. В соответствии с законодательством государство выделяет необходимые средства на содержание и материальное обеспечение учебных заведений, выплату стипендий и льгот учащимся и студентам. Обучаемым предоставляется право выбора языка обучения, гарантируется общедоступность библиотек.
В республике действуют государственные и негосударственные учебные заведения, образующие национальную систему образования. Негосударственные учебные заведения для осуществления образования должны получить специальное разрешение (лицензию) Министерства образования Республики Беларусь. При успешном осуществлении учебной деятельности они могут получать государственную дотацию.
Принципами государственной политики в области образования являются: приоритеты общечеловеческих ценностей; национально-культурная основа; научность, ориентация на мировой уровень образования; гуманизм; связь с общественной практикой; экологическая направленность; преемственность и непрерывность; демократизм; светский характер; поощрение таланта и образованности.
Образование в Республике Беларусь базируется на основе достижений отечественной и мировой науки.
В учебных заведениях системы образования запрещается деятельность структур политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.
Общее среднее образование в Республике Беларусь представлено несколькими ступенями школ: начальной школой (четырехлеткой), базовой школой (девятилеткой), средней школой (11-12-летней). Кроме того, создаются гимназии и лицеи с углубленным преподаванием отдельных предметов. Имеются также школы-интернаты, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Профессиональное образование граждане получают в профессионально-технических училищах. Среднее специальное образование дают техникумы, училища и колледжи.
Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионального или среднего специального образования в университетах, академиях, институтах и иных учебных заведениях.
В государственных учебных заведениях каждый может получить бесплатно соответствующее образование на конкурсной основе.
Культура
Государство на конституционном уровне гарантирует заботу о развитии культуры. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.15) государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Историко-культурное наследие народа Беларуси является его достоянием, неотъемлемой частью достижения мировой цивилизации. Оно создает необходимые условия для духовного, интеллектуального и экономического развития общества.
Республика Беларусь - многонациональное государство. Оно гарантирует всем проживающим на его территории гражданам, независимо от национальной принадлежности, право свободно пользоваться своим языком, получать помощь со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования, установления культурных связей с соотечественниками за пределами Республике Беларусь, сохранения национальных традиций, развития профессионального, самодеятельного искусства и т.д.
Государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но, в равной степени, всех наций и народностей, проживающих на его территории. Так, согласно статье 10 Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», памятники истории и культуры национальных меньшинств являются частью белорусской культуры и охраняются государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основными законодательными актами, развивающими конституционные положения в сфере развития культуры, являются Законы Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия», «О языках в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь».
Религия
Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существовании одного или нескольких богов.
Это также важный институт духовно-культурной жизни общества. Как система мировоззренческих представлений и верований, религия служит объединяющим людей фактором, и даже в ряде случаев, фактором государствообразующим (особенно в исламских государствах). Она накладывает отпечаток на многие институты не только духовно-культурной жизни общества, поэтому конституционное право не может игнорировать религию.
Религия обычно тесно связана с церковью, которая представляет собой большей частью иерархическую структуру, лишенную демократических признаков и предназначенную для удовлетворения религиозных потребностей верующих. На практике в некоторых странах церковь нередко выходит за эти рамки и возглавляет или направляет движения верующих, преследующих политические цели.
Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулирования отношений между государством и церковью. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания перед другими не допускается. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности (ст.16).
В Республике Беларусь правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правовые основы создания и деятельности религиозных организаций, наряду с Конституцией, регулируются специальным законом «О свободе совести и религиозных организаций» от
17 декабря 1992 г., (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.). В соответствии со ст. 4 данного Закона «Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».
Законом (ст.8) предусмотрено, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству.
Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, однако они не должны участвовать в деятельности политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, и оказывать им финансовую или иную поддержку.
Согласно статье 9 указанного Закона, национальная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями, с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединяющихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан, достигших 18-летнего возраста, постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.
Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов). Религиозные объединения образуются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее 20 лет. Религиозные объединения могут быть республиканскими и местными. Республиканским признается объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей республики. Республиканское религиозное объединение имеет право создавать местные религиозные объединения из религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях.
Деятельность религиозной организации может быть прекращена по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае: повторного в течение года нарушения законодательства, либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу; осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной вражды и в иных случаях предусмотренных законодательством.
По состоянию на 1 января 2004 г. в Республике Беларусь насчитывалось 149 религиозных организаций, в т.ч.: религиозных объединений – 43, религиозных миссий – 37, монастырей – 29, религиозных братств – 18, религиозных сестричеств – 9, духовных учебных заведений – 13; было зарегистрировано 2863 религиозных общин, 2030 культовых зданий; имелось 2696 священнослужителей.
Следует отметить, что наряду со светскими государствами, установившимися в большинстве стран, существуют страны, в которых церковь оказывает влияние на институты государственной власти. В зависимости от степени вовлечения в религию государства делятся на теократические (Ватикан, Саудовская Аравия), где государственная власть принадлежит церковной иерархии, и клерикальные, которые с церковью не слиты, однако последняя оказывает существенное влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Примером может служить Иран.
Классификация прав и свобод
В литературе права и свободы классифицируются по разным основаниям. К примеру, по времени появления выделяют три периода прав и свобод.
Первый периоддлился с конца XVIII века до начала XX века. Причем в нем выделяется три этапа появления прав и свобод. Первоначально правовое закрепление получают т.н. естественные права человека, которые он приобретает не от государства, а в силу своего рождения. Это право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства, право человека на гражданство, свободу совести и др.
Далее получают свое развитие либеральные права: неприкосновенность жилища, личной корреспонденции, свобода передвижения и др.
Завершается первый период появлением прав на демократическое участие в жизни государства. Среди этих прав – право участвовать в выборах и быть избранным, право на свободу союзов и ассоциаций, право на государственную службу и т.д.
Таким образом, для первого периода характерны личные и политические права и свободы.
Второй периодправ и свобод берет начало после первой мировой войны и заканчивается в 80-ых годах XX века. Второе поколение прав и свобод связано с влиянием социалистических идей. Это так называемые социально-экономические и культурные права и свободы, которые в основном первоначально были закреплены в советских конституциях 1918 и 1936 годов – право на труд, право на отдых, право на пользование достижениями культуры, науки, искусства и т.д. Позже такие права появились и в других социалистических государствах, а затем многие из них стали общепризнанными и нашли закрепление в международных актах, в т.ч. во Всеобщей Декларации прав человека.
Права и свободы третьего поколения стали фиксироваться с 80-х годов XX века. Их необходимость была обусловлена появлением многих серьезных проблем, и в первую очередь проблема сохранения здоровой и чистой окружающей среды, т.е. проблема экологии. Появились проблемы связанные со свободой информации, с распространением вычислительных машин; проблемы связанные со значительной разницей в развитии государств. Права и свободы третьего поколения стали фиксироваться в документах ООН. Это право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на свою территорию, право на самобытность, право на пользование природными ресурсами и т.д.
В этот период появляется ряд международных актов в области прав и свобод отдельных групп людей. К примеру, была принята Конвенция о правах ребенка(1989г.), в которой закреплен особый порядок защиты прав и свобод несовершеннолетних. Сегодня общепризнанно, что права и свободы должны быть универсальными, то есть ими должны пользоваться все люди Земли, а не только граждане государств, которых принято называть развитыми.
В зависимости от субъектов права и свободы подразделяются на:
· права и свободы человека;
· права и свободы гражданина;
Содержание этих понятий несколько различается. Права и свободы гражданина предопределены его правовой принадлежностью к государству. Когда речь идет о правах и свободах человека, то имеется виду их естественная природа происхождения, то есть они принадлежат человеку уже в силу рождения. Гражданин же, наряду с естественными правами, обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются государством и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами соответствующего государства. Например, только гражданин обладает избирательным правом, только на него возлагается обязанность защищать отечество и т.д.
В некоторой мере разграничения понятий «права человека» и «права гражданина» обусловлены наличием в юридической науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правового и позитивистского. Сторонники первого подхода исходят из признания прав в силу природы самого человека, а закон, по их мнению, выступает лишь как средство фиксации уже существующих этих прав. В то же время позитивисты полагают, что права могут дароваться человеку только государством, которое их определяет и закрепляет в законе.
Вместе с тем, в современных условиях обе концепции прав человека и гражданина взаимодействуют, между ними нет противостояния, они как бы дополняют друг друга. Ведь сегодня общепризнанно, что есть права, которые действительно являются прирожденными (право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.). Однако, без юридической определенности и защиты они не могут обеспечиваться в полной мере.
В тоже время нельзя не согласиться с тем, что есть права, которые могут быть реализованы лишь в результате правотворческой деятельности государства. При этом важно, чтобы данная деятельность основывалась на принципах гуманизма, свободы, справедливости и др. Только при таком подходе позитивизм может получить свое достойное развитие.
v По способу реализации:
· индивидуальные права и свободы;
· коллективные (групповые) права и свободы.
Первые могут касаться каждого отдельного гражданина, а коллективные – групп граждан. Между индивидуальными и коллективными правами существует тесная связь, поскольку последние представляют собой определенную совокупность первых. Иными словами, соответствующие индивидуальные права могут реализовываться только коллективно – например, право гражданина на забастовку, на участие в демонстрации и др.
v По характеру образования:
· основные права и свободы;
· дополнительные (вспомогательные, конкретизирующие) права и свободы.
Например, право участвовать в управлении государством – выступает в качестве основного политического права, а право избираться (быть избранным) – производное от него, дополнительное.
В юридической литературе даются и иные классификации прав и свобод: к примеру, материальные и процессуальные. Однако, наиболее традиционной и общепризнанной является классификация прав и свобод по сферам проявления человеческой деятельности: личные (гражданские), политические, социальные, экономически и культурные.
Основные права, свободы и обязанности обладают рядом юридических свойств. Они:
1. Возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Основного Закона государства;
2. Выражают, прежде всего, отношения и связи гражданина и государства;
3. Существуют постоянно, независимо от реализации, пока данное лицо является гражданином;
4. Не отчуждаемы и абсолютны и принадлежат каждому от рождения;
5. Осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
6. Реализуются через правоотношения, регулируемые нормами, как правило, других отраслей права;
7. Одинаковы по содержанию и объему для всех граждан;
8. Должны реально гарантироваться государством.
Право на жизнь
Основным правом человека является право на жизнь. Все остальные (и не только личные) права и свободы логически вытекают из данного права.
Право на жизнь и свободу было закреплено еще в Декларации Независимости США (1776г.). В Европ