ВОПРОС 2 Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения

ВОПРОС 2 Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения

1. Общее понятие конституционно-правовых норм и отношений

2. Классификация конституционно-правовых норм и их особенности

3. Субъекты конституционно-правовых отношений

1.Конституционно-правовая норма - это выраженное в конституции, за­конах и иных источниках права общеобязательное правило возможного или должного поведения в сфере регулирования конституционного права.

Конституционно-правовые отношения - социальные отношения, регу­лируемые конституционным правом, имеющие общеобязательный харак­тер и охраняемые государством, посредством которых их участники реа­лизуют свои права и исполняют обязанности.

2. По характеру предписания конституционно-правовые нормы можно раз­делить на:

а) императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора и четко предписывает поступать в соответ­ствии с указанием. Например, согласно ст. 87 Конституции Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ;

б) диспозитивные, в которых субъект имеет свободу действий. Напри­мер, в силу ст. 117 Конституции, в случае, если Правительство РФ по­дает в отставку, Президент РФ может как принять данную отставку, так и отклонить ее.

Особенностью конституционно-правовых норм является то, что не все из них могут породить правоотношения.

Пример данных норм: декларации - общие указания на определенные факты, имеющие значение для организации демократического порядка ("Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью" - ст. 2 Конституции).

3. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

ü человек;

ü группы людей - собрания избирателей, общественные организации, партии и др.;

ü народ;

ü государственные органы;

ü органы местного самоуправления;

ü составные части государства - субъекты федерации, административно- территориальные образования;

ü государство;

ü иные субъекты.

ВОПРОС3 Источники конституционного права

Общее понятие источников и их роль

Естественное и позитивное право

Виды источников писанного - позитивного права

1. Формы выражения норм конституционного права называютсяисточ­никами конституционного права.

Источники конституционного права не равны по своей юридической силе и составляют определенную иерархию. Например, Конституция превышает по своей юридической силе закон, а закон - указ Президента.

Наиболее распространенным источником конституционного права (как и права в целом) является нормативно-правовой акт. Признание того или иного акта источником права влечет определенные правовые по­следствия - возникновение прав и обязанностей, которые могут быть . защищены в судебном порядке.

2. Источники конституционного права образуют две основные сферы -естественное право и позитивное право. Подестественным правом понимаются те права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в, каком-либо зак­реплении. Это:

ü • право на жизнь;

ü • право на свободу;

ü • право на личную неприкосновенность;

ü • иные естественные права.

Марксистская теория отвергала естественное право, несмотря на то, что оно было распространено во многих развитых государствах. В насто­ящее время Конституция России закрепила все основополагающие прин­ципы естественного права. В настоящее время наблюдается тенденция взаимозависимости и сближения естественного и позитивного (писан­ного) права.

3. Позитивным считаетсяправо, закрепленное в документах - норматив­но-правовых актах, которые не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему.

ü Источниками позитивного права в РФ являются:

ü Конституция РФ;

ü федеральные конституционные законы;

ü федеральные законы;

ü международные договоры;

ü указы и распоряжения Президента РФ;

ü постановления Правительства РФ;

ü декларации;

ü регламенты палат Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов РФ;

ü нормативно-правовые акты субъектов РФ;

ü акты органов местного самоуправления;

ü правовые акты бывшего СССР и РСФСР, продолжающие действовать в РФ;

ü судебные решения;

ü иные нормативно-правовые акты.

И их классификация

2. Содержание функций конституции

1. Функции конституции - различные проявления ее назначения, ее отражения на жизнь общества и государства.

Основными функциямикаждой конституции являются:

ü учредительная;

ü организаторская;

ü внешнеполитическая;

ü идеологическая;

ü юридическая.

2. Содержание функций конституции:

ü Учредительная функция. Смысл данной функции в том, что она подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без "помощи" конституции. Конституция может иметь учредительное значение как для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления - республики вместо монархии и др.), так и для отдельных государственных институтов (например, учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т. д.).

ü Организаторская функция состоит в том, что конституция закрепляет определенные "правила игры" в обществе, которым необходимо подчиняться. Конституция направляет всю жизнь общества по конкретному руслу и имеет мобилизационное значение.

ü Внешнеполитическая функция заключается в том, что, во-первых, конституция закладывает основные направления внешней политики, а во-вторых, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.

ü Идеологическая функция выражается в том ,что конституция закладывает основы мировоззрения. Например, первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека , демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия.

ü Юридическая функциясостоит в том, что конституция:

a)станоновится основой всего правопорядка;

b)непосредственно порождает права и обязанности;

c)служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно- правовых актов.

Содержание основных черт конституции.

1) Черты конституциипоказывают связь конституции как документа с обществом, их взаимовлияние.

Основными чертами конституции являются:

ü Основополагающий характер;

ü Народность;

ü Реальность;

ü Стабильность;

2)Содержание основных черт конституции:

ü Основополагающий характерконституции заключается в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные, и, таким образом, имеет обобщающий характер. Конституция должна в рамках минимального объема и количества норм закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений должна происходить в других нормативно-правовых актах, которые должны следовать букве и духу конституции.

ü Народность конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа, а именно закреплять общественные отношения, которые являются результатом деятельности людей и народа в целом, а также создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо непосредственно.

ü Реальность конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. В противном случае конституция будет фиктивным документом, и не будет иметь авторитета в народе и, следовательно, не будет соблюдаться.

ü Стабильность - важнейшая черта конституции. Конституция - документ длительного действия. Она не должна быть подвержена сиюминутным изменениям и определенное время должна обеспечивать незыблемость существующего порядка. Однако нельзя допускать и иной крайности -воспринимать конституцию как "вечный" документ, который дан раз и навсегда и не будет никогда подвергнут изменению. На практике это невозможно, поскольку общество меняется, и если соответствующие изменения не будут внесены, конституция "отстанет" от общественного развития и потеряет свою актуальность. (Пример: в настоящее время звучит анахронизмом тезис Конституции СССР 1936 г. о том, что земля закрепляется в собственности колхозного крестьянства навечно.) Следовательно, необходимо находить баланс между стабильностью конституции и необходимостью ее периодического обновления.

ВОПРОС 15. Место Федерального Собрания -парламента в системе органов государственной власти

1. Парламент как один из органовгосударственной власти, принципыего деятельности и функции

2. Главные отличия Федерального Собрания парламента РФ от Съездов народныхдепутатов и Верховных Советов СССРи РСФСР

1 Конституция Российской Федерации 1993 г. выделяет следующиеорганы государственной власти России:

ü ПрезидентРФ;

ü Правительство РФ;

ü Федеральное Собрание - парламент РФ;

ü судыРФ.

В системе данных органов Федеральное Собрание - парламент РФ выполняет рольпредставительного и законодательного органа России.

Главными функциями парламента являются:

ü представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства государства;

ü осуществление законодательной деятельности на федеральном уровне. Деятельность парламента РФ основывается на следующих принципах:

ü независимость от других органов государственной власти;

ü невмешательство в работу других органов государственной власти;

ü взаимодействие с другими органами государственной власти в рамках компетенции.

2. Федеральное Собрание - парламент РФ - отличается от прежних высших органов законодательной власти СССР и РСФСР (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) тем, что:

ü современный парламент практически не имеет контрольных функций (например, отдельные министры не несут, как прежде, ответственности перед Федеральным Собранием и могут быть назначены на должность Президентом без согласия парламента);

ü современный парламент не составляет с законодательными собраниями субъектов РФ единой иерархической системы подобно системе советов во главе со Съездом и Верховным Советом СССР (до 1991 г.) и РСФСР, России (до 1993 г.).

ВОПРОС№19 Организация работы палат Федерального Собрания

1. Общие принципы работы палат парламента

2. Руководящие органы Государственной Думы ФСРФ

3. Органы и должностные лица Совета Федерации

1. Палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Сове Федерации - заседают, как правило,раздельно.

Совместные заседания палат предусмотрены для заслушивания:

а) посланий ПрезидентаРФ;

б) посланий Конституционного Суда РФ;

в) руководителей иностранных государств.

Документами, которые определяют порядок работы палат парламента РФ, являются:

а) регламент Государственной Думы;

б) регламент Совета Федерации.

2. Руководство деятельностью Государственной Думы ФС РФ осуществляют:

ü Председатель Государственной Думы, избираемый из ее состава;

ü первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы;

ü Совет Государственной Думы.

В состав Совета Государственной Думы входят наряду с председателем палаты и его заместителями руководители фракций и депутатских групп. В Совете Федерации подобный орган не предусмотрен.

3. Органами Совета Федерации являются:

ü Совет палаты;

ü комитеты Совета Федерации;

ü комиссии Совета Федерации.

Должностными лицами Совета Федерации являются:

ü Председатель Совета Федерации;

ü первый заместитель Председателя Совета Федерации;

ü заместитель Председателя Совета Федерации;

ü председатель комитета, комиссии Совета Федерации, первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации, заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации, член комитета, комиссии Совета Федерации.

Член Совета Федерации, помимо должностей члена комитета и (или) комиссий Совета Федерации, вправе занимать в Совете Федерации еще не более одной должности, за исключением случаев, установленных Регламентом, утвержденным Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 года № 33 - СФ (в ред. Постановления Совета Федерации от 29 марта 2002 года № 173-СФ).

ВОПРОС 61. Верховный Суд РФ

1. Общее понятие и основные направления деятельности Верховного Суда РФ

2. Структура и состав Верховного Суда

3. Функции подразделений Верховного Суда

1. Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ:

ü рассматривает дела по существу;

ü рассматривает дела в кассационном порядке;

ü рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

ü осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов;

ü дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции.

2. В структуру Верховного Суда РФ входят:

ü Пленум Верховного Суда РФ;

ü Президиум Верховного Суда РФ;

ü Судебная коллегия по гражданским делам;

ü Судебная коллегия по уголовным делам;

ü Военная коллегия;

ü Председатель и заместители Председателя Верховного Суда РФ;

ü аппарат Верховного Суда РФ.

Численный состав данного суда составляют:

ü 100 судей;

ü Председатель Верховного Суда РФ;

ü первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ;

ü 5 заместителей Председателя;

ü Председатель Военной коллегии;

ü заместитель Председателя Военной коллегии;

ü 6 судей Военной коллегии.

3. Председатель и заместители Председателя организуют работу Верховного Суда РФ и осуществляют общее руководство его деятельностью.

Председатель Верховного Суда РФ также:

ü вносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

ü приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

ü организует работу по изучению и обобщению судебной практики;

ü рекомендует Президенту РФ кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ;

ü представляет Верховный Суд РФ во взаимоотношениях с государственными органами, выступает от его имени.

Пленум Верховного Суда работает в составе:

ü судей Верховного Суда РФ;

ü Председателя и заместителей Председателя Верховного СудаРФ;

ü присутствующего в обязательном порядке Генерального прокурора РФ;

ü министра юстиции РФ.

Пленум Верховного Суда РФ:

ü изучает и обобщает судебную практику;

ü дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства;

ü дает ответы на представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции;

ü заслушивает сообщения председателей нижестоящих судов по вопросам применения законодательства;

ü утверждает составы судебных коллегий;

ü заслушивает отчеты о деятельности Президиума Верховного Суда РФ и коллегий.

Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в 4 месяца. Президиум Верховного Суда РФ:

ü состоит из 12 судей;

ü избирается Советом Федерации;

ü по представлению Президента РФ;

ü основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ;

ü состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, избранных судей.

В компетенцию Президиума Верховного Суда РФ входит:

ü рассмотрение судебных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

ü рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализ судебной статистики;

ü рассмотрение вопросов организации судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

ü оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства (совместно с Министерством юстиции);

ü осуществление иных полномочий.

ü Из числа судей Верховного Суда РФ Пленумом Верховного Суда РФ утверждаются следующиеколлегии:

ü Судебная коллегия по гражданским делам;

ü Судебная коллегия по уголовным делам;

ü Военная коллегия.

Данные коллегии рассматривают подсудные им дела (то есть, соответственно, гражданские, уголовные, касающиеся военнослужащих и некоторые иные):

ü в качестве суда первой инстанции;

ü в кассационном порядке;

ü в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

ü а также обобщают и изучают судебную практику, анализируют статистику;

ü выполняют иные функции.

Работой коллегий руководят их председатели.

Организационно работу Верховного Суда РФ (как и других судов общей юрисдикции) обеспечивает Судебный департамент.

Также данные функции (в отношении Верховного Суда РФ) выполняет аппарат Верховного Суда РФ.

ВОПРОС64. Прокуратура РФ

1. Общее понятие и основные направления деятельности Прокуратуры РФ

2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

3. Система органов прокуратуры

1. Прокуратура Российской Федерации - это единая, федеральная, централизованная, независимая система органов, которая от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением и соблюдением действующих на ее территории законов.

Основными направлениями деятельности прокуратуры РФ являются:

ü надзор за исполнением законов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами:

* федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ;

* органами местного самоуправления;

* органами высшего управления;

* органами контроля, их должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

ü надзор за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами;

ü надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

ü надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказания и принимающих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

ü уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

ü поддержание обвинения в суде;

ü опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

ü координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

ü правотворческая деятельность.

2. Организация и деятельность прокуратуры РФ базируется на следующих принципах:

ü независимость от органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и т. д.;

ü единство прокуратуры в масштабах всей страны;

ü централизованность (отсутствие автономии) прокуратур, строгое подчинение нижестоящих прокуратур и прокуроров вышестоящим прокуратурам и прокурорам и Генеральному прокурору РФ;

ü руководство в своей деятельности Конституцией РФ и законами;

ü соблюдение прав и свобод человека (если таковые в конкретной ситуации не ограничены законом);

ü невмешательство государственных и иных органов в деятельность прокуратуры;

ü обязательность исполнения решений прокурора;

ü особые требования к кадрам прокуратуры;

ü несовместимость работы в прокуратуре с членством в партиях, политической деятельностью и иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой).

3. Систему прокуратуры РФ составляют:

ü Генеральная прокуратура Российской Федерации;

ü прокуратуры субъектов РФ;

ü приравниваемые к прокуратурам субъектов военные и другие специализированные прокуратуры;

ü научные и образовательные учреждения прокуратуры;

ü прокуратуры городов и районов;

ü другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ является высшим должностным лицом прокуратуры РФ, которому подчинены все иные прокуроры. Генеральный прокурор РФ:

ü осуществляет общее руководство прокуратурой РФ;

ü назначает прокуроров и иных должностных лиц;

ü участвует во всех основных направлениях деятельности прокуратуры, перечисленных выше (см. п. 1);

ü представляет прокуратуру во взаимоотношениях с государственными органами и общественными организациями;

ü выступает от имени прокуратуры;

ü выполняет ряд иных функций.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность:

ü Советом Федерации (большинством голосов от числа его членов);

ü по представлению Президента РФ;

ü сроком на 5 лет.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность:

ü Советом Федерации;

ü по представлению Генерального прокурора РФ.

Прокуроры субъектов РФ; городов; районов; специализированных прокуратур назначаются Генеральным прокурором РФ (прокуроры субъектов РФ назначаются по согласованию с органами государственной власти данных субъектов РФ, порядок подобного согласования различен в субъектах РФ).

Срок полномочий прокуроров в РФ - 5 лет. Прокурор может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в случаях:

ü собственного желания;

ü выхода в отставку;

ü перехода на другую работу;

ü невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья;

ü неудовлетворительных результатов аттестации;

ü совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

ü по иным основаниям.

Высшим звеном органов прокуратуры является Генеральная прокуратура. Важнейшая функция данного органа - управление деятельностью прокуратуры РФ. В состав Генеральной прокуратуры, помимо Генерального прокурора и его заместителей,, входят главные управления, управления, отделы, должностные лица Генпрокуратуры.

Структурной единицей Генеральной прокуратуры является Главная военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором - заместителем Генерального прокурора. В систему военной прокуратуры, к ведению которой относится надзор за исполнением законов военнослужащими и в войсках, некоторые иные дела, входят прокуратуры военных округов, групп войск, флотов и др.

К числу специализированных относятся:

ü транспортная прокуратура;

ü природоохранительная прокуратура;

ü прокуратура по надзору за законностью в органах, исполняющих уголовное наказание.

ВОПРОС 2 Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения

1. Общее понятие конституционно-правовых норм и отношений

2. Классификация конституционно-правовых норм и их особенности

3. Субъекты конституционно-правовых отношений

1.Конституционно-правовая норма - это выраженное в конституции, за­конах и иных источниках права общеобязательное правило возможного или должного поведения в сфере регулирования конституционного права.

Конституционно-правовые отношения - социальные отношения, регу­лируемые конституционным правом, имеющие общеобязательный харак­тер и охраняемые государством, посредством которых их участники реа­лизуют свои права и исполняют обязанности.

2. По характеру предписания конституционно-правовые нормы можно раз­делить на:

а) императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора и четко предписывает поступать в соответ­ствии с указанием. Например, согласно ст. 87 Конституции Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ;

б) диспозитивные, в которых субъект имеет свободу действий. Напри­мер, в силу ст. 117 Конституции, в случае, если Правительство РФ по­дает в отставку, Президент РФ может как принять данную отставку, так и отклонить ее.

Особенностью конституционно-правовых норм является то, что не все из них могут породить правоотношения.

Пример данных норм: декларации - общие указания на определенные факты, имеющие значение для организации демократического порядка ("Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью" - ст. 2 Конституции).

3. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

ü человек;

ü группы людей - собрания избирателей, общественные организации, партии и др.;

ü народ;

ü государственные органы;

ü органы местного самоуправления;

ü составные части государства - субъекты федерации, административно- территориальные образования;

ü государство;

ü иные субъекты.

ВОПРОС3 Источники конституционного права

Наши рекомендации