ВОПРОС 2 Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения
ВОПРОС 2 Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения
1. Общее понятие конституционно-правовых норм и отношений
2. Классификация конституционно-правовых норм и их особенности
3. Субъекты конституционно-правовых отношений
1.Конституционно-правовая норма - это выраженное в конституции, законах и иных источниках права общеобязательное правило возможного или должного поведения в сфере регулирования конституционного права.
Конституционно-правовые отношения - социальные отношения, регулируемые конституционным правом, имеющие общеобязательный характер и охраняемые государством, посредством которых их участники реализуют свои права и исполняют обязанности.
2. По характеру предписания конституционно-правовые нормы можно разделить на:
а) императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора и четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Например, согласно ст. 87 Конституции Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ;
б) диспозитивные, в которых субъект имеет свободу действий. Например, в силу ст. 117 Конституции, в случае, если Правительство РФ подает в отставку, Президент РФ может как принять данную отставку, так и отклонить ее.
Особенностью конституционно-правовых норм является то, что не все из них могут породить правоотношения.
Пример данных норм: декларации - общие указания на определенные факты, имеющие значение для организации демократического порядка ("Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью" - ст. 2 Конституции).
3. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
ü человек;
ü группы людей - собрания избирателей, общественные организации, партии и др.;
ü народ;
ü государственные органы;
ü органы местного самоуправления;
ü составные части государства - субъекты федерации, административно- территориальные образования;
ü государство;
ü иные субъекты.
ВОПРОС3 Источники конституционного права
Общее понятие источников и их роль
Естественное и позитивное право
Виды источников писанного - позитивного права
1. Формы выражения норм конституционного права называютсяисточниками конституционного права.
Источники конституционного права не равны по своей юридической силе и составляют определенную иерархию. Например, Конституция превышает по своей юридической силе закон, а закон - указ Президента.
Наиболее распространенным источником конституционного права (как и права в целом) является нормативно-правовой акт. Признание того или иного акта источником права влечет определенные правовые последствия - возникновение прав и обязанностей, которые могут быть . защищены в судебном порядке.
2. Источники конституционного права образуют две основные сферы -естественное право и позитивное право. Подестественным правом понимаются те права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в, каком-либо закреплении. Это:
ü • право на жизнь;
ü • право на свободу;
ü • право на личную неприкосновенность;
ü • иные естественные права.
Марксистская теория отвергала естественное право, несмотря на то, что оно было распространено во многих развитых государствах. В настоящее время Конституция России закрепила все основополагающие принципы естественного права. В настоящее время наблюдается тенденция взаимозависимости и сближения естественного и позитивного (писанного) права.
3. Позитивным считаетсяправо, закрепленное в документах - нормативно-правовых актах, которые не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему.
ü Источниками позитивного права в РФ являются:
ü Конституция РФ;
ü федеральные конституционные законы;
ü федеральные законы;
ü международные договоры;
ü указы и распоряжения Президента РФ;
ü постановления Правительства РФ;
ü декларации;
ü регламенты палат Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов РФ;
ü нормативно-правовые акты субъектов РФ;
ü акты органов местного самоуправления;
ü правовые акты бывшего СССР и РСФСР, продолжающие действовать в РФ;
ü судебные решения;
ü иные нормативно-правовые акты.
И их классификация
2. Содержание функций конституции
1. Функции конституции - различные проявления ее назначения, ее отражения на жизнь общества и государства.
Основными функциямикаждой конституции являются:
ü учредительная;
ü организаторская;
ü внешнеполитическая;
ü идеологическая;
ü юридическая.
2. Содержание функций конституции:
ü Учредительная функция. Смысл данной функции в том, что она подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без "помощи" конституции. Конституция может иметь учредительное значение как для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления - республики вместо монархии и др.), так и для отдельных государственных институтов (например, учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т. д.).
ü Организаторская функция состоит в том, что конституция закрепляет определенные "правила игры" в обществе, которым необходимо подчиняться. Конституция направляет всю жизнь общества по конкретному руслу и имеет мобилизационное значение.
ü Внешнеполитическая функция заключается в том, что, во-первых, конституция закладывает основные направления внешней политики, а во-вторых, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.
ü Идеологическая функция выражается в том ,что конституция закладывает основы мировоззрения. Например, первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека , демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия.
ü Юридическая функциясостоит в том, что конституция:
a)станоновится основой всего правопорядка;
b)непосредственно порождает права и обязанности;
c)служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно- правовых актов.
Содержание основных черт конституции.
1) Черты конституциипоказывают связь конституции как документа с обществом, их взаимовлияние.
Основными чертами конституции являются:
ü Основополагающий характер;
ü Народность;
ü Реальность;
ü Стабильность;
2)Содержание основных черт конституции:
ü Основополагающий характерконституции заключается в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные, и, таким образом, имеет обобщающий характер. Конституция должна в рамках минимального объема и количества норм закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений должна происходить в других нормативно-правовых актах, которые должны следовать букве и духу конституции.
ü Народность конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа, а именно закреплять общественные отношения, которые являются результатом деятельности людей и народа в целом, а также создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо непосредственно.
ü Реальность конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. В противном случае конституция будет фиктивным документом, и не будет иметь авторитета в народе и, следовательно, не будет соблюдаться.
ü Стабильность - важнейшая черта конституции. Конституция - документ длительного действия. Она не должна быть подвержена сиюминутным изменениям и определенное время должна обеспечивать незыблемость существующего порядка. Однако нельзя допускать и иной крайности -воспринимать конституцию как "вечный" документ, который дан раз и навсегда и не будет никогда подвергнут изменению. На практике это невозможно, поскольку общество меняется, и если соответствующие изменения не будут внесены, конституция "отстанет" от общественного развития и потеряет свою актуальность. (Пример: в настоящее время звучит анахронизмом тезис Конституции СССР 1936 г. о том, что земля закрепляется в собственности колхозного крестьянства навечно.) Следовательно, необходимо находить баланс между стабильностью конституции и необходимостью ее периодического обновления.
ВОПРОС 15. Место Федерального Собрания -парламента в системе органов государственной власти
1. Парламент как один из органовгосударственной власти, принципыего деятельности и функции
2. Главные отличия Федерального Собрания парламента РФ от Съездов народныхдепутатов и Верховных Советов СССРи РСФСР
1 Конституция Российской Федерации 1993 г. выделяет следующиеорганы государственной власти России:
ü ПрезидентРФ;
ü Правительство РФ;
ü Федеральное Собрание - парламент РФ;
ü судыРФ.
В системе данных органов Федеральное Собрание - парламент РФ выполняет рольпредставительного и законодательного органа России.
Главными функциями парламента являются:
ü представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства государства;
ü осуществление законодательной деятельности на федеральном уровне. Деятельность парламента РФ основывается на следующих принципах:
ü независимость от других органов государственной власти;
ü невмешательство в работу других органов государственной власти;
ü взаимодействие с другими органами государственной власти в рамках компетенции.
2. Федеральное Собрание - парламент РФ - отличается от прежних высших органов законодательной власти СССР и РСФСР (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) тем, что:
ü современный парламент практически не имеет контрольных функций (например, отдельные министры не несут, как прежде, ответственности перед Федеральным Собранием и могут быть назначены на должность Президентом без согласия парламента);
ü современный парламент не составляет с законодательными собраниями субъектов РФ единой иерархической системы подобно системе советов во главе со Съездом и Верховным Советом СССР (до 1991 г.) и РСФСР, России (до 1993 г.).
ВОПРОС№19 Организация работы палат Федерального Собрания
1. Общие принципы работы палат парламента
2. Руководящие органы Государственной Думы ФСРФ
3. Органы и должностные лица Совета Федерации
1. Палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Сове Федерации - заседают, как правило,раздельно.
Совместные заседания палат предусмотрены для заслушивания:
а) посланий ПрезидентаРФ;
б) посланий Конституционного Суда РФ;
в) руководителей иностранных государств.
Документами, которые определяют порядок работы палат парламента РФ, являются:
а) регламент Государственной Думы;
б) регламент Совета Федерации.
2. Руководство деятельностью Государственной Думы ФС РФ осуществляют:
ü Председатель Государственной Думы, избираемый из ее состава;
ü первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы;
ü Совет Государственной Думы.
В состав Совета Государственной Думы входят наряду с председателем палаты и его заместителями руководители фракций и депутатских групп. В Совете Федерации подобный орган не предусмотрен.
3. Органами Совета Федерации являются:
ü Совет палаты;
ü комитеты Совета Федерации;
ü комиссии Совета Федерации.
Должностными лицами Совета Федерации являются:
ü Председатель Совета Федерации;
ü первый заместитель Председателя Совета Федерации;
ü заместитель Председателя Совета Федерации;
ü председатель комитета, комиссии Совета Федерации, первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации, заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации, член комитета, комиссии Совета Федерации.
Член Совета Федерации, помимо должностей члена комитета и (или) комиссий Совета Федерации, вправе занимать в Совете Федерации еще не более одной должности, за исключением случаев, установленных Регламентом, утвержденным Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 года № 33 - СФ (в ред. Постановления Совета Федерации от 29 марта 2002 года № 173-СФ).
ВОПРОС 61. Верховный Суд РФ
1. Общее понятие и основные направления деятельности Верховного Суда РФ
2. Структура и состав Верховного Суда
3. Функции подразделений Верховного Суда
1. Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ:
ü рассматривает дела по существу;
ü рассматривает дела в кассационном порядке;
ü рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
ü осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов;
ü дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции.
2. В структуру Верховного Суда РФ входят:
ü Пленум Верховного Суда РФ;
ü Президиум Верховного Суда РФ;
ü Судебная коллегия по гражданским делам;
ü Судебная коллегия по уголовным делам;
ü Военная коллегия;
ü Председатель и заместители Председателя Верховного Суда РФ;
ü аппарат Верховного Суда РФ.
Численный состав данного суда составляют:
ü 100 судей;
ü Председатель Верховного Суда РФ;
ü первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ;
ü 5 заместителей Председателя;
ü Председатель Военной коллегии;
ü заместитель Председателя Военной коллегии;
ü 6 судей Военной коллегии.
3. Председатель и заместители Председателя организуют работу Верховного Суда РФ и осуществляют общее руководство его деятельностью.
Председатель Верховного Суда РФ также:
ü вносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
ü приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;
ü организует работу по изучению и обобщению судебной практики;
ü рекомендует Президенту РФ кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ;
ü представляет Верховный Суд РФ во взаимоотношениях с государственными органами, выступает от его имени.
Пленум Верховного Суда работает в составе:
ü судей Верховного Суда РФ;
ü Председателя и заместителей Председателя Верховного СудаРФ;
ü присутствующего в обязательном порядке Генерального прокурора РФ;
ü министра юстиции РФ.
Пленум Верховного Суда РФ:
ü изучает и обобщает судебную практику;
ü дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
ü дает ответы на представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции;
ü заслушивает сообщения председателей нижестоящих судов по вопросам применения законодательства;
ü утверждает составы судебных коллегий;
ü заслушивает отчеты о деятельности Президиума Верховного Суда РФ и коллегий.
Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в 4 месяца. Президиум Верховного Суда РФ:
ü состоит из 12 судей;
ü избирается Советом Федерации;
ü по представлению Президента РФ;
ü основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ;
ü состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, избранных судей.
В компетенцию Президиума Верховного Суда РФ входит:
ü рассмотрение судебных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
ü рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализ судебной статистики;
ü рассмотрение вопросов организации судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;
ü оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства (совместно с Министерством юстиции);
ü осуществление иных полномочий.
ü Из числа судей Верховного Суда РФ Пленумом Верховного Суда РФ утверждаются следующиеколлегии:
ü Судебная коллегия по гражданским делам;
ü Судебная коллегия по уголовным делам;
ü Военная коллегия.
Данные коллегии рассматривают подсудные им дела (то есть, соответственно, гражданские, уголовные, касающиеся военнослужащих и некоторые иные):
ü в качестве суда первой инстанции;
ü в кассационном порядке;
ü в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
ü а также обобщают и изучают судебную практику, анализируют статистику;
ü выполняют иные функции.
Работой коллегий руководят их председатели.
Организационно работу Верховного Суда РФ (как и других судов общей юрисдикции) обеспечивает Судебный департамент.
Также данные функции (в отношении Верховного Суда РФ) выполняет аппарат Верховного Суда РФ.
ВОПРОС64. Прокуратура РФ
1. Общее понятие и основные направления деятельности Прокуратуры РФ
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
3. Система органов прокуратуры
1. Прокуратура Российской Федерации - это единая, федеральная, централизованная, независимая система органов, которая от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением и соблюдением действующих на ее территории законов.
Основными направлениями деятельности прокуратуры РФ являются:
ü надзор за исполнением законов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами:
* федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ;
* органами местного самоуправления;
* органами высшего управления;
* органами контроля, их должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
ü надзор за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами;
ü надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
ü надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказания и принимающих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
ü уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
ü поддержание обвинения в суде;
ü опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
ü координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
ü правотворческая деятельность.
2. Организация и деятельность прокуратуры РФ базируется на следующих принципах:
ü независимость от органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и т. д.;
ü единство прокуратуры в масштабах всей страны;
ü централизованность (отсутствие автономии) прокуратур, строгое подчинение нижестоящих прокуратур и прокуроров вышестоящим прокуратурам и прокурорам и Генеральному прокурору РФ;
ü руководство в своей деятельности Конституцией РФ и законами;
ü соблюдение прав и свобод человека (если таковые в конкретной ситуации не ограничены законом);
ü невмешательство государственных и иных органов в деятельность прокуратуры;
ü обязательность исполнения решений прокурора;
ü особые требования к кадрам прокуратуры;
ü несовместимость работы в прокуратуре с членством в партиях, политической деятельностью и иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой).
3. Систему прокуратуры РФ составляют:
ü Генеральная прокуратура Российской Федерации;
ü прокуратуры субъектов РФ;
ü приравниваемые к прокуратурам субъектов военные и другие специализированные прокуратуры;
ü научные и образовательные учреждения прокуратуры;
ü прокуратуры городов и районов;
ü другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ является высшим должностным лицом прокуратуры РФ, которому подчинены все иные прокуроры. Генеральный прокурор РФ:
ü осуществляет общее руководство прокуратурой РФ;
ü назначает прокуроров и иных должностных лиц;
ü участвует во всех основных направлениях деятельности прокуратуры, перечисленных выше (см. п. 1);
ü представляет прокуратуру во взаимоотношениях с государственными органами и общественными организациями;
ü выступает от имени прокуратуры;
ü выполняет ряд иных функций.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность:
ü Советом Федерации (большинством голосов от числа его членов);
ü по представлению Президента РФ;
ü сроком на 5 лет.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность:
ü Советом Федерации;
ü по представлению Генерального прокурора РФ.
Прокуроры субъектов РФ; городов; районов; специализированных прокуратур назначаются Генеральным прокурором РФ (прокуроры субъектов РФ назначаются по согласованию с органами государственной власти данных субъектов РФ, порядок подобного согласования различен в субъектах РФ).
Срок полномочий прокуроров в РФ - 5 лет. Прокурор может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в случаях:
ü собственного желания;
ü выхода в отставку;
ü перехода на другую работу;
ü невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья;
ü неудовлетворительных результатов аттестации;
ü совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
ü по иным основаниям.
Высшим звеном органов прокуратуры является Генеральная прокуратура. Важнейшая функция данного органа - управление деятельностью прокуратуры РФ. В состав Генеральной прокуратуры, помимо Генерального прокурора и его заместителей,, входят главные управления, управления, отделы, должностные лица Генпрокуратуры.
Структурной единицей Генеральной прокуратуры является Главная военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором - заместителем Генерального прокурора. В систему военной прокуратуры, к ведению которой относится надзор за исполнением законов военнослужащими и в войсках, некоторые иные дела, входят прокуратуры военных округов, групп войск, флотов и др.
К числу специализированных относятся:
ü транспортная прокуратура;
ü природоохранительная прокуратура;
ü прокуратура по надзору за законностью в органах, исполняющих уголовное наказание.
ВОПРОС 2 Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения
1. Общее понятие конституционно-правовых норм и отношений
2. Классификация конституционно-правовых норм и их особенности
3. Субъекты конституционно-правовых отношений
1.Конституционно-правовая норма - это выраженное в конституции, законах и иных источниках права общеобязательное правило возможного или должного поведения в сфере регулирования конституционного права.
Конституционно-правовые отношения - социальные отношения, регулируемые конституционным правом, имеющие общеобязательный характер и охраняемые государством, посредством которых их участники реализуют свои права и исполняют обязанности.
2. По характеру предписания конституционно-правовые нормы можно разделить на:
а) императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора и четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Например, согласно ст. 87 Конституции Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ;
б) диспозитивные, в которых субъект имеет свободу действий. Например, в силу ст. 117 Конституции, в случае, если Правительство РФ подает в отставку, Президент РФ может как принять данную отставку, так и отклонить ее.
Особенностью конституционно-правовых норм является то, что не все из них могут породить правоотношения.
Пример данных норм: декларации - общие указания на определенные факты, имеющие значение для организации демократического порядка ("Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью" - ст. 2 Конституции).
3. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
ü человек;
ü группы людей - собрания избирателей, общественные организации, партии и др.;
ü народ;
ü государственные органы;
ü органы местного самоуправления;
ü составные части государства - субъекты федерации, административно- территориальные образования;
ü государство;
ü иные субъекты.
ВОПРОС3 Источники конституционного права