Наука конституционного права(понятие, методология, развитие)
Наука конституционного права(понятие, методология, развитие)
Самостоятельность конституционного права(КП) в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. КП регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. В КП мы встречаем весь спектр таких методов. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений распространен, в частности, метод обязывания. Наряду с этим в КП часто можно встретить запрещающие нормы: «Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола. КП известен и метод дозволения (или правонаделителъный метод), применяемый иногда при определении полномочий государственных органов. Следует также отметить, что в случаях, когда устанавливается компетенция органов власти, одна и та же норма зачастую сочетает и правонаделительный и обязывающий элементы. Это означает, что орган власти вправе действовать определенным образом и в то же время обязан делать это. В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного. Содержание КП во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классов и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве КП неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил.
3.Конституционно-правовые отношения и нормы. Конституционно-правовые отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
органы законодательной и исполнительной власти,
органы конституционного контроля и надзора,
субъекты федерации,
органы местного управления и самоуправления. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством. Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между федерацией в лице органов государственной власти и отдельными субъектами федерации.
Конституционно-правовые отношения между гражданами (или подданными) и органами государственной власти возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума и плебисцита, при осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.
Между органами государственной власти и муниципалитетами конституционно-правовые отношения складываются при осуществлении "административной опеки", при роспуске муниципалитетов, при отстранении от должности мэров и т.д. Между гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных советов.
Государственная власть в широких масштабах осуществляется в форме правосудия, но не все возникающие при этом общественные отношения являются конституционно-правовыми, так как они регулируются нормами уголовного и гражданского права, как материального, так и процессуального.
Наряду с этим выделяются такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно конституционно-правовые отношения. К числу таких форм относятся выборы, референдум, законодательная деятельность.
Наука конституционного права(понятие, методология, развитие)
Самостоятельность конституционного права(КП) в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. КП регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. В КП мы встречаем весь спектр таких методов. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений распространен, в частности, метод обязывания. Наряду с этим в КП часто можно встретить запрещающие нормы: «Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола. КП известен и метод дозволения (или правонаделителъный метод), применяемый иногда при определении полномочий государственных органов. Следует также отметить, что в случаях, когда устанавливается компетенция органов власти, одна и та же норма зачастую сочетает и правонаделительный и обязывающий элементы. Это означает, что орган власти вправе действовать определенным образом и в то же время обязан делать это. В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного. Содержание КП во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классов и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве КП неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил.
3.Конституционно-правовые отношения и нормы. Конституционно-правовые отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
органы законодательной и исполнительной власти,
органы конституционного контроля и надзора,
субъекты федерации,
органы местного управления и самоуправления. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством. Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между федерацией в лице органов государственной власти и отдельными субъектами федерации.
Конституционно-правовые отношения между гражданами (или подданными) и органами государственной власти возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума и плебисцита, при осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.
Между органами государственной власти и муниципалитетами конституционно-правовые отношения складываются при осуществлении "административной опеки", при роспуске муниципалитетов, при отстранении от должности мэров и т.д. Между гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных советов.
Государственная власть в широких масштабах осуществляется в форме правосудия, но не все возникающие при этом общественные отношения являются конституционно-правовыми, так как они регулируются нормами уголовного и гражданского права, как материального, так и процессуального.
Наряду с этим выделяются такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно конституционно-правовые отношения. К числу таких форм относятся выборы, референдум, законодательная деятельность.