Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Права и обязанности депутата.
Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.
Осуществление полномочий. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно в случаях:
1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства (таким образом, закон не поощряет приобретение членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы двойного гражданства);
2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
3) признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;
4) смерти;
5) призыва на военную службу с его согласия.
Закон устанавливает также дополнительные основания прекращения полномочий для депутата Государственной Думы:
1) письменное заявление о сложении своих полномочий;
2) избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления;
3) поступление на государственную или муниципальную службу, вхождение в состав органа управления коммерческой организации, занятие предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
4) роспуск Государственной думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе и не вправе быть депутатом законодательного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; состоять членом органа управления коммерческой организации.
В интересах повышения эффективности работы депутатов в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским законодательством установлен статус депутата соответствующего органа власти. Под статусом депутата понимаются закрепленные законодательством права и обязанности депутата, а также основные правовые и социальные гарантии осуществления им депутатской деятельности.
Рассмотрим основные положения правового статуса депутата на примере федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. Закон определяет прежде всего наиболее принципиальные черты правового положения депутатов. Среди них:
а) четкое закрепление основной задачи депутатской деятельности -. осуществления законодательной власти -соответственно в Совете Федерации или Государственной Думе, а также иных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом о статусе депутата;
б) установление правила о том, что в своей депутатской деятельности депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания России, предвыборной программой и своими убеждениями;
в) определение срока полномочий депутата и оснований их досрочного прекращения. Срок полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы вновь сформированных Совета Федерации и Государственной Думы. Полномочия депутата прекращаются досрочно только в следующих случаях: письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; утраты депутатом гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; смерти депутата. Для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы установлены, кроме того, дополнительные основания: избрание его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае если сам депутат в связи с этим не сделал письменного заявления о сложении депутатских полномочий); поступление депутата на государственную службу, занятие им другой оплачиваемой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью; роспуск Государственной Думы в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определяет основные формы депутатской деятельности:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;
б) участие, в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;
в) участие в выполнении поручений соответствующей палаты Федерального Собрания и ее органов (комитетов и комиссий);
г) участие в парламентских слушаниях;
д) работа с избирателями.
Кроме того, формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы являются:
а) участие в работе депутатских объединений -фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Такие фракции или группы образуются из числа депутатов - представителей политических партий и избирательных объединений;
б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.
Депутатская деятельность может осуществляться и в других формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности. К числу основных прав депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы относятся:
а) право избирательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения депутатами в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации либо о признании этих законов утратившими силу. Кроме того, группа депутатов не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или Государственной Думы может вносить предложения о поправке и пересмотре положений Конституции Российской Федерации;
б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Это право обеспечивается личным участием каждого депутата в работе соответствующей палаты парламента России;
в) право на участие в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Депутаты, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;
г) право на получение и распространение информации. Депутаты обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента России, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом и другими высшими судебными органами страны, иными государственными органами и общественными объединениями. При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации (в том числе воинские части, организации и учреждения Министерства обороны РФ) должностные лица обеспечивают его по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, необходимой информацией и документацией независимо от степени ее секретности с соблюдением, конечно, условий, предусмотренных федеральным законодательством о государственной тайне. Кроме того, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны предоставить депутату возможность воспользоваться консультацией специалистов по вопросам, также связанным с его депутатской деятельностью. Право депутата на распространение информации реализуется путем предоставления ему преимуществ при
гли
выступлении по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом установлено правило, что материалы, представляемые депутатом по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, а также депутатских объединений (фракций) в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой, информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Следует отметить, что редактирование (правка) представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
К числу важнейших обязанностей депутата законодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями. Так, федеральный закон о статусе депутатов парламента России устанавливает правило, что депутаты Совета Федерации и избранные по одномандатным избирательным округам депутаты Государственной Думы поддерживают связь с избирателями своих округов. Депутаты Государственной Думы, избранные по федеральному избирательному округу, поддерживают связь с избирателями того региона, который определен им для этого соответствующим депутатским объединением (фракцией). При этом, конечно, учитывается, с каким краем, городом была связана политическая и трудовая деятельность депутата Государственной Думы. Организация встреч депутатов с избирателями проводится при активном участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, командования воинских частей.
Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответствующим представительным органом государственной власти. Формы ответственности депутатов за нарушение правил устанавливаются регламентами этих органов.
Обязанностью депутата является представление в установленном порядке в налоговые органы декларации о доходах и сведений об изменении своего имущественного положения. Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в со-
ответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, публикуется в официальных изданиях представительных органов государственной власти.