Российское гражданство: новый правовой статус
Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности.
В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием.
В дореволюционной России сама форма правления государства - монархия - предполагала наличие подданства, а не гражданства.
Одним из первых декретов советской власти, утвержденным Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 23(10) ноября 1917 г., "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" упразднялись все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Одновременно уничтожались всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина); титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, светские и иные советники) и устанавливалось одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской республики.
Порядок принятия в российское гражданство иностранных граждан определял декрет ВЦИК РСФСР от 1 апреля (19 марта) 1918 г. "О приобретении прав российского гражданства". Он закреплял право каждого иностранца, проживающего в пределах РСФСР, приобрести российское гражданство.
Первая Конституция СССР (1924 г.), как и все последующие конституции советского периода, закрепляла установление для граждан союзных республик единого союзного гражданства. Например, в Конституции РСФСР 1978 г. вопросам гражданства была посвящена глава 5. В открывающей эту главу ст.31 говорилось, что в соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР. В связи с этим основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определялись законодательством о гражданстве СССР. Первый такой закон был принят еще 19 августа 1938 г. Затем в связи с происходящими в стране политико-правовыми изменениями сначала 1 декабря 1978 г., а потом 23 мая 1990 г. принимаются обновленные законы о гражданстве СССР.
Для действовавшего в советский период законодательства о гражданстве характерно было сосредоточение полномочий по регламентации вопросов гражданства на уровне органов Союза ССР. Своих законов о гражданстве в союзных республиках не было. Действовали лишь указы Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство. Юридического оформления гражданства союзных республик также не было, поскольку все граждане получали единый паспорт гражданина СССР, без указания его принадлежности к гражданству союзной республики. Решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.
За прошедший после принятия Конституции РФ период сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации".
Институт гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это несомненно так. Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям. Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик. Весьма показательны в этом отношении те изменения, которые внесены новым законом в уже сложившееся понятие гражданства.
Напомним, что в Законе РФ 1991 г. гражданство определялось как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Сейчас, закрепляя понятие гражданства, законодатель ограничился лишь первой частью этого определения, видимо посчитав для государства неудобным находиться в состоянии ответственности перед своими гражданами. Удивительно, но получается, что в результате всех многотрудных, прямо выстраданных народом демократических переустройств мы пришли к тому, как показывает новый закон о гражданстве, что государство не очень-то хочет, чтобы правовые отношения России с человеком по вопросам гражданства по-прежнему формировались на основе признания и уважения достоинства, основных прав и свобод личности.
Депутаты нашего парламента закрепили в законе концептуально иную трактовку регулирования отношений в сфере гражданства - в основном жесткого, ограничительного подхода государства при решении вопросов приобретения российского гражданства, весьма либерального (в значительной степени упрощенного) порядка прекращения гражданства и широкого допущения наличия у граждан России двойного (множественного) гражданства.
Как и в предыдущем законе, в новом Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" первая глава посвящена определению предмета правового регулирования, установлению системы законодательства по вопросам гражданства, раскрытию основных понятий, используемых в законе, и закреплению принципов гражданства.
Основное внимание закон уделяет регламентации принципов гражданства. Исходная посылка здесь такова: принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия, этот подход представляется объективно оправданным и жизненно необходимым.
Следует признать, что в законе сохранена преемственность многих выдержавших проверку временем принципов гражданства. Это принципы единого и равного гражданства; сохранения своего гражданства гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами нашего государства; невозможности лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его; невозможности выдачи гражданина России иностранному государству; предоставления государственной защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за рубежом. С учетом негативной практики советского периода в законе закреплено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации. Наше государство будет благожелательно относиться и даже поощрять приобретение российского гражданства проживающими на территории России лицами без гражданства. Впрочем, это весьма распространенная международная практика: каждое государство должно стремиться к сокращению числа лиц без гражданства.
Вместе с тем, новый закон отказался от ряда важных положений, закрепленных в Законе РФ 1991 г. В частности, раньше признавалось, что если гражданин Российской Федерации постоянно проживает на территории республики в составе Российской Федерации, то он одновременно является и гражданином этой республики. Сейчас в законе вообще нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации. А ведь таких республик не одна и не две, а 21. Если о суверенитете этих республик как одной из характеристик их государственности высказываются различные точки зрения, то о наличии у республик гражданства дискуссий нет - это общепризнанный и непременный атрибут любого государства. Независимо от того, какими политическими мотивами руководствовались депутаты нашего парламента, умалчивая о гражданстве республик в составе Российской Федерации, очевидно, что этот вопрос таким образом нельзя снять с повестки дня и он еще ждет своего законодательного оформления.
Не менее важна и проблема защиты государством интересов своего гражданина, находящегося за рубежом. В соответствии с Гаагской конвенцией 1930 г. дипломатическая защита интересов бипатрида одним государством может осуществляться во всех иных государствах, кроме того, которое также предоставило этому лицу статус своего гражданина. Например, российско-американского гражданина Россия может защищать во всем мире, кроме США, и наоборот.
Однако и такой подход всех проблем не решает, что особенно ярко проявляется на примере россиян, проживающих в бывших республиках СССР. Если бы России удалось договориться с этими республиками по вопросам двойного гражданства и принять соответствующие документы, как она это сделала с Туркменистаном и Таджикистаном, то положение многих русскоязычных граждан удалось бы существенно облегчить. Пока же законы Прибалтийских государств, Азербайджана, Молдовы и др. прямо запрещают двойное гражданство. Но и институт двойного гражданства не может решить все межгосударственные и межнациональные проблемы. Нередко из-за отсутствия необходимых условий в Российской Федерации для приема русских из других республик СНГ люди не ставят перед собой цель двоегражданства, а стремятся получить гражданство страны проживания, что подчас происходит в процедурах весьма дискриминационного характера.
Есть и еще одна сложность, не учитывать или недооценивать которую нельзя. Речь идет о неконтролируемой миграции в Россию. Установление двойного гражданства совсем не исключает приток в Россию не только русских, но и представителей так называемых "титульных" наций других государств. Причины этого процесса очевидны, если принять во внимание более высокий уровень экономических и социальных условий жизни в России по сравнению со многими другими странами СНГ.
В настоящее время действуют подписанные в 1995 г. Соглашение между Республикой Казахстан и Россией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и Договор о правовом статусе граждан Республики Казахстан и Российской Федерации, постоянно проживающих на территории другой договаривающейся стороны. Без сомнения, подписанные документы значительно упрощают переезд из страны в страну на постоянное жительство, но всех проблем правового положения этих лиц, включая осуществление ими своих политических прав, эти документы не решают.
В последние годы на постсоветском пространстве (прежде всего в странах СНГ) началось движение к постепенной интеграции институтов гражданства и в перспективе к полному уравниванию в правах граждан, в частности, России, Беларуси, Казахстана и Киргизии (в соответствии с заключенным между ними договором). Уже сейчас в Уставе Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. закрепляется установление гражданства Союза. Каждый из граждан этих государств является одновременно гражданином Союза. Такая форма интеграции гражданства не может считаться двойным гражданством. В какой-то мере ее можно сравнить с соотношением гражданства России и гражданства республик в составе Российской Федерации. Но это сравнение весьма условное, и прежде всего потому, что граждане России, проживающие на территории республик в составе Российской Федерации, пользуются в полном объеме всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве. Граждане Союза Беларуси и России, постоянно проживающие на территории другого государства Союза, пока не в полном объеме пользуются всеми правами, закрепленными для своих граждан в этом государстве (в частности, не могут быть избраны в органы государственной власти).
Социологические исследования по вопросам гражданства, проведенные в последние годы в странах СНГ, убеждают в том, что большинство русскоязычных граждан высказывается в пользу получения двойного гражданства: России и того государства СНГ, на территории которого они сейчас проживают. Для них это прежде всего более тесная связь с исторической Родиной, большая свобода в выборе жизненных перспектив, большая социальная защищенность.
Когда гражданин иного государства выражает желание приобрести гражданство Российской Федерации - это одна правовая ситуация, связанная с институтом двойного гражданства. Не меньший, а может быть и больший интерес представляет ситуация, когда гражданин России приобретает гражданство другого государства. Рассмотрим подробнее возможности, предоставляемые для этого новым законом.
Накопленный с 1991 г. опыт правового регулирования отношений гражданства в условиях демократической России, сложившийся спектр реальных политических, экономических, межгосударственных и межнациональных отношений, влияющих на состояние института гражданства, несомненно были учтены при подготовке нового закона о гражданстве. Теперь государство иначе воспринимает свою заинтересованность в разрешении вопросов двойного гражданства. Статью 6 нового закона следует привести целиком.
"Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации".
Таким образом, государство сейчас лишь фиксирует сам факт наличия у гражданина России гражданства иного государства. От непризнания в принципе за гражданами России иного гражданства государство перешло к констатации самого факта наличия иного гражданства у гражданина России. Государство отказалось от дачи разрешения, как это было ранее, на приобретение гражданином России двойного гражданства и таким образом от контроля за этими процессами (во всяком случае до тех пор, пока возможно в отдаленном будущем в каком-либо нормативном правовом акте не будут определены условия и порядок приобретения гражданином России иного гражданства).
Состояние двойного гражданства появлялось у некоторых граждан России и в прошлые годы, в частности, в результате признания иностранным государством своим гражданином лица, родившегося на территории данного государства; автоматического распространения гражданства мужа на его жену и др. Однако, повторим, в тот период Россия не признавала такие основания возникновения двойного гражданства для своих граждан.
Конечно, тот факт, что гражданин России, приобретший иное гражданство и заявивший таким образом о своей устойчивой правовой связи с иностранным государством, уже находится в устойчивой правовой связи (как то определяет новый закон о гражданстве) с Российской Федерацией порождает ряд серьезных правовых последствий как для гражданина, так и для Российской Федерации. Государство сейчас делает вид, будто ничего не произошло, и считает такого гражданина только гражданином Российской Федерации. Однако другая сторона правовых отношений гражданства - сам гражданин, приобретая иное гражданство, явно не хочет быть гражданином только Российской Федерации. Хорошо, конечно, если среди его приоритетов как гражданина нескольких государств будут преобладать интересы гражданина России и вся его деятельность будет направлена во благо интересам России.
Отвечает ли закрепленная в новом законе политика по вопросу двойного гражданства интересам самого государства? Представляется, что с учетом изложенных выше рассуждений о двойном гражданстве, на этот вопрос можно ответить в большей степени положительно, нежели отрицательно. Конечно, здесь есть и свои подводные рифы. Пока оставим в стороне правовую и политическую составляющие такой ситуации. Рассмотрим лишь социальную составляющую. Трудно себе представить, чтобы сельские, да и простые городские жители нашей страны стали в очередь за получением, дополнительно к российскому, гражданства какого-то даже очень щедрого на раздачу своего гражданства государства. Значительно больший интерес институт двойного гражданства представляет для бизнесменов, чиновников разных уровней, представителей криминального мира и др. Ситуация, закрепленная в законе, здесь как нельзя лучше. Ведь сейчас никто не спросит, почему, на каком основании, а может быть и за какие заслуги перед другим государством приобретает или приобрел россиянин иное гражданство?
Существенно изменен действовавший ранее порядок приобретения гражданства. Закон 1991 г. закреплял следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации: в результате его признания (в основном это касалось бывших граждан СССР, постоянно проживающих на территории России на день принятия этого закона, если они в течение года после этого дня не отказываются от российского гражданства); по рождению (определялось гражданство детей: а) родители которых являются гражданами Российской Федерации; б) один из родителей которых является российским гражданином; в) родители которых неизвестны; г) родители которых не состоят в гражданстве Российской Федерации); в порядке его регистрации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации (в обоих случаях предусматривался облегченный порядок приобретения российского гражданства); в результате приема в гражданство (здесь предусматривались обычные условия приема в гражданство: дееспособность лица; достижение им возраста 18 лет; постоянное проживание на территории Российской Федерации (для иностранцев и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, для беженцев - указанные сроки сокращались вдвое), а также обстоятельства, облегчающие прием в гражданство, и обстоятельства, при которых ходатайство о приеме в гражданство отклонялось); выбор гражданства при изменении территории Российской Федерации (на основе положений международного договора Российской Федерации лица, проживающие на территории, изменившей свою государственную принадлежность при изменении границы Российской Федерации, приобретали право на выбор гражданства (оптацию). Выбор ими российского гражданства в данном случае и был одним из законных оснований приобретения гражданства Российской Федерации); по иным основаниям, предусмотренным законом.
Новый закон почти наполовину сократил перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации. Теперь российское гражданство можно приобрести: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В новом законе фактически повторены основные положения приобретения гражданства по рождению, закрепленные в законе 1991 г. Гражданство Российской Федерации ребенок приобретает по рождению в зависимости от гражданства родителей и в зависимости от места рождения. Если на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель - граждане России, то и ребенок тоже является гражданином России, независимо от того, родился он на территории Российской Федерации или иностранного государства. Также независимо от места рождения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если один из его родителей - гражданин России, а другой - либо лицо без гражданства, либо признан безвестно отсутствующим, либо место его нахождения неизвестно.
Закон предусматривает несколько ситуаций, при которых определяющим для приобретения российского гражданства является место рождения ребенка - территория Российской Федерации. Если один из родителей ребенка является российским гражданином, а другой - иностранцем, то ребенок, родившийся в России, будет гражданином Российской Федерации. Он будет гражданином России и в том случае, если иначе он стал бы лицом без гражданства. Родившийся в Российской Федерации ребенок приобретает российское гражданство и тогда, когда проживающие в России оба его родителя являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, а государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляет ему свое гражданство.
Если на территории Российской Федерации обнаружен ребенок, родители которого неизвестны, то он становится гражданином Российской Федерации по истечении шести месяцев со дня его обнаружения при условии, что в течение этого срока не объявились его родители. Теперь закон не предусматривает возможность изменения гражданства ребенка, как это было закреплено в предыдущем законе 1991 г., в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя.
Более детально, по сравнению с предыдущим законодательством, в новом законе урегулирован порядок приема в гражданство. Теперь закон выделяет общий порядок приема в гражданство (ст.13) и упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации (ст.14).
Общий порядок приема в гражданство предусматривает предъявление к соискателям российского гражданства более строгих требований, чем это было по Закону 1991 г. Ранее обычным условием приема в гражданство Российской Федерации дееспособных и достигших 18-летнего возраста лиц считалось постоянное проживание на территории России для иностранцев и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев указанные сроки сокращались вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считался непрерывным, если ходатайствующее о гражданстве лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца.
Сейчас право подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации у дееспособных и достигших 18-летнего возраста иностранных граждан и лиц без гражданства наступает лишь в том случае, если со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в российское гражданство они проживали на территории Российской Федерации непрерывно в течение пяти лет. Этот срок сокращается до одного года в одном из следующих случаев: если лицо родилось на территории РСФСР и имело в прошлом гражданство СССР; если лицо состоит в браке с российским гражданином не менее трех лет; если у нетрудоспособного лица имеются достигшие 18-летнего возраста дееспособные сын или дочь, являющиеся гражданами Российской Федерации; если лицу предоставляется на территории России политическое убежище; если лицо обладает представляющими интерес для Российской Федерации профессией либо квалификацией; имеет высокие достижения в области науки, техники и культуры; если в соответствии с федеральным законом лицо признано беженцем.
Кроме пятилетнего срока непрерывного проживания (непрерывным срок проживания считается в том случае, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Причины выезда новый закон не устанавливает). На территории Российской Федерации, соискатель российского гражданства должен взять на себя следующие обязательства: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; иметь законный источник средств к существованию; обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства (возможные исключения из этого требования изложены в законе); владеть русским языком на уровне знаний, устанавливаемых положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в российское гражданство без соблюдения всех указанных выше условий.
Новый закон предусматривает возможность приема в российское гражданство в упрощенном порядке. Такой порядок касается двух категорий лиц и предусматривает в соответствии с этим различные условия упрощения процедуры приема в гражданство.
К первой категории относятся дееспособные и достигшие 18-летнего возраста иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, либо имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. Они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения требования о 5-летнем непрерывном проживании со дня получения вида на жительство на территории Российской Федерации. Конечно, это серьезное облегчение для приема в российское гражданство части русскоязычных лиц, проживающих, например, в Прибалтийских государствах. Вместе с тем, от предусмотренных законом иных обязательств (соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство, иметь законный источник средств к существованию, в установленном объеме владеть русским языком и др.) эти лица не освобождаются.
Ко второй категории относятся ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Эти граждане и лица принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке, без соблюдения рассмотренных выше условий общего порядка приема в российское гражданство (5-летнего срока непрерывного проживания на территории Российской Федерации, владения русским языком, наличия законного источника средств к существованию и др.) при наличии следующих оснований: если ребенок имеет единственного родителя, являющегося гражданином Российской Федерации - по заявлению родителя; если ребенок проживает на территории Российской Федерации и один из его родителей имеет российское гражданство - по заявлению этого родителя, а если ребенок проживает за пределами России, то тогда требуется согласие другого родителя на приобретение ребенком российского гражданства; если над ребенком или недееспособным лицом установлены опека или попечительство, а опекуном или попечителем является гражданин Российской Федерации, то прием в российское гражданство в упрощенном порядке этих лиц осуществляется по заявлению опекуна или попечителя.
Если иностранный гражданин или лицо без гражданства ранее имели российское гражданство и хотят восстановиться в гражданстве Российской Федерации, то они могут это сделать в общем порядке. Срок проживания их на территории Российской Федерации сокращается в этом случае до трех лет.
Основанием приобретения российского гражданства, как и в предыдущем законе, является оптация, т.е. приобретение российского гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации. Лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменилась, могут выбрать и приобрести российское гражданство в сроки и порядке, установленном соответствующим международным договором.
В новом законе расширен перечень оснований для отклонения заявления о приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации. В частности, в дополнение к двум основаниям, закрепленным еще в предыдущем законе 1991 г. и сохранившимся в действующем (если лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности России; если лицо осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания), новый закон указывает еще шесть.
Сейчас заявление о приеме в российское гражданство или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации также отклоняется, если лицо: в соответствии с федеральным законом выдворялось за пределы Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих обращению с соответствующим заявлением о приеме или восстановлении в гражданстве; сообщило о себе заведомо ложные сведения или использовало подложные документы; состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; совершило умышленное преступление на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемое таковым в соответствии с федеральным законом, и имеет неснятую или непогашенную судимость за это преступление; подвергается уголовному преследованию компетентными органами Российской Федерации или иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); не имеет на день обращения с заявлением или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации (если законом не установлен иной срок проживания) законного источника средств к существованию.
В предыдущем законе о гражданстве предусматривалось отклонение ходатайства о приеме в гражданство лиц, состоящих в политических партиях и других организациях, деятельность которых признавалась несовместимой с конституционными принципами Российской Федерации. В новом законе это основание отклонения заявлений о приеме в российское гражданство не предусмотрено.