Понятие социального государства
Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Следует отметить, что многие авторы приравнивают понятия «социальное государство» и «государство всеобщего благоденствия».
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Л. фон Штайн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штайну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
После окончания Второй мировой войны роль государства как политического института, которое не вмешивается в дела гражданского общества, не смогла предотвратить реальное неравенство и способности людей. С изменением экономического пространства, превратившегося в интегрированную, функционально дифференцированную и рационально работающую систему, усилилось имущественное неравенство граждан, произошло снижение социальных позиций групп населения, ухудшилось их материальное положение. Своеобразным ответом на историческую ограниченность правового государства явилось возникновение в странах нового типа государственности – государства социального1). Теоретические представления о социальном государстве, устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граждан, развивались на протяжении 70 – 80-х гг. ХХ века. Какие подходы в определении социального государства существуют?
«Социальное государство – государство всеобщего благоденствия (welfarestate), государственное представление льгот и социального обеспечения, предназначенного для улучшения благосостояния граждан.
Т. Х. Маршалл рассматривает «социальное государство, как государство обеспечивающее минимальную поддержку благосостояния, чтобы гарантировать индивидууму возможность должным образом участвовать в либерально – демократическом обществе».
Т. Парсонс указывает «на необходимость государственного вмешательства для решения конфликтов в сложных индустриальных обществах.
Марксисты видят государство всеобщего благоденствия, «занимающееся поощрением собственников средств производства, сокращением затрат на воспроизводство труда. Функция такого государства заключается в снабжении здоровой, образованной и обеспеченной жильём, рабочей силой, имеющей выгоды в виде национальной службы здравоохранения, получение субсидий и т.д.»1).
А. Г. Володин отмечает, что «в самом общем виде государство всеобщего благосостояния, значительно отличается от государства - «ночного сторожа» хотя бы в том смысле, что функции последнего были предельно сужены: защита отечества, поддержание законности и порядка, охрана собственности и т.д. Функции государства всеобщего благосостояния значительно шире: они, как известно, включают и стимулирование экономического роста, и модернизацию социально-экономической структуры, и разнообразные мероприятия по социальной защите и реабилитации населения, вовлечению его активной части в экономический процесс»2).
Сейчас социальное государство можно охарактеризовать как государство с социально ориентированной экономикой, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляющее комплекс мер по поддержанию социально неимущих групп населения.
Как видно из вышеизложенного процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях:
1) на научном – как идею и ее развитие в целом ряде концепций;
2) на нормативном – как конституционный принцип;
3) на эмпирическом – как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп1).
Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
1) демократическая организация государственной власти;
2) высокий нравственный уровень граждан и прежде всего – должностных лиц государства;
3) мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников;
4) социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства;
5) правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства;
6) существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики;
7) ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;
8) наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности;
9) наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ);
10) закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Конституция Российской Федерации закрепляет принцип социальности государства: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»1). Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции – расценивать как программную установку.
Формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом. Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодательная база – узка и явно несовершенна. В п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в статьях 37-43 Главы 2 “Права и свободы человека и гражданина”. В то же время в Конституции не нашли отражения многие существенно важные положения, без которых принцип социального государства может остаться лишь декларацией.
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:
1) Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
2) в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
3) отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
4) не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
5) отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6) снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой – политики и экономики («политика – дело грязное»);
7) существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
8) в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
9) в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности – единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.