Регулирование экономических основ Конституцией РФ
Конституция РФ в отличие от предыдущих российских конституций не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества.
На конституционном уровне регулирование экономических основ выражается в закреплении форм собственности, права собственности, свободы труда, свободы экономической деятельности, неприкосновенности собственности и др.
Для экономической системы России характерно многообразие форм собственности: частная, государственная, муниципальная и иные. Это очень важное положение по сравнению с ранее действующими конституциями, которые признавали и защищали в первую очередь государственную собственность. При этом правовой режим различных видов собственности не одинаков.
В ч. 1 ст. 8 Конституции РФ говорится о том, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Понятие «единство экономического пространства» предполагает: единство рынка, свободу экономической деятельности, использование единой денежной единицы. Единство рынка состоит в свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств; поддержке конкуренции; свободном перемещении рабочей силы; в соблюдении прав граждан и юридических лиц на свободную реализацию или потребление товаров, работ и услуг; на совершение операций с финансовыми средствами, устанавливающими общеобязательные правила функционирования рынка; в защите и охране всех форм и субъектов экономической деятельности; в едином финансовом, валютном, кредитном и таможенном регулировании. Однако свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере, т.к, по смыслу ст. 7 Конституции РФ политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе в сфере труда и его оплаты.
Единство экономического пространства в России обеспечивается единством законодательного регулирования экономических отношений. Законодательство в сфере экономики должно предусматривал общеобязательные правила функционирования рынка, признание их на всей территории России, защиту и охрану всех форм и субъектов экономической деятельности, единое финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование.
Начало осуществления этих идей было положено в 1990-1992 гг. Потребность в создании стабильных общеобязательных правил функционирования свободной рыночной экономики, не противоречащих индивидуальным, коллективным и всеобщим правам, свободам и законным интересам, в значительной мере удовлетворена принятием и введением в действие первых двух частей Гражданского кодекса РФ В нем подробно и в соответствии с Конституцией урегулированы правовое положение физических и разнообразных юридических лиц, право собственности и другие вещные права, общие вопросы обязательственного права и многочисленные отдельные виды обязательств.
Обеспечение единства экономического пространства России приобретает особое значение в связи со стремлением развивать интеграционные процессы в рамках СНГ, ведущие к постепенному объединению экономического пространства России, Белоруссии и других суверенных государств, в котором осуществлялось бы свободное перемещение как товаров, услуг и финансовых средств, так и рабочей силы, согласование законодательства и совместное правовое регулирование экономической деятельности.
Статья 8 Конституции РФ дает правовые гарантии действия этих принципов. Они выступают как оценочный критерий всей деятельности в области экономики органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, а также их должностных лиц.
Под конституционным термином «гарантируются» подразумевается:
1) требование ко всем органам государственной власти РФ, органам
государственной власти субъектов РФ и должностным лицам обеспечивать единство экономического пространства, не создавать препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг и финансовых средств, не ограничивать конкуренцию;
2) требование к созданию внутри страны такого законодательства и
такой деятельности государственных органов, которые бы позволили
ограничивать или пресекать фунционирование органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления;
3) самостоятельных участников экономических отношений, которая приводит к нарушениям или ограничениям указанных выше конституционных принципов.
Все это направлено на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков в России, на ограничение монополистической деятельности.
Провозглашая государственную поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, российское государство тем самым предоставило субъектам предпринимательства возможность конкурировать между собой.
Конкуренция — это основополагающий элемент экономической системы рыночного типа. Правовая защита конкуренции и обеспечение открытости товарных и финансовых рынков Российской Федерации является важнейшей частью проводимых в России преобразований.
Поддержка конкуренции состоит в определении организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования товарных и других рынков.
Законодательную базу поддержки конкуренции составляют законы о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, о защите прав потребителей, о ценных бумагах, о банках и банковской деятельности и другие законодательные акты Российской Федерации.
Согласно Закону РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Данное определение характеризует конкуренцию как экономическую категорию, существом которой являются особого рода экономические отношения. Если с экономической точки зрения конкуренция понимается как экономические отношения между хозяйствующими субъектами, образующие состояние состязательности на рынке, то право на конкуренцию, по сути, представляет собой узаконенную возможность лица при осуществлении им предпринимательской деятельности состязаться посредством совершения самостоятельных действий с другими субъектами предпринимательства (конкурентами) за приоритетное приобретение его товаров (работ, услуг) потребителями (покупателями).
Очевидно, что для существования и функционирования эффективной рыночной экономики недостаточно предусмотреть лишь меры по пресечению определенных правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции) и обеспечить контроль за монополизацией экономики (концентрацией капиталов). В связи с этим особое значение приобретают положения законодательства, предоставляющие и гарантирующие субъектам предпринимательства право на конкуренцию, т.е. возможность осуществлять конкурентные действия. К их числу, прежде всего, относится положение ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, провозглашающее свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции.
Вышеназванный Закон предусматривает комплекс мероприятий, включающих предоставление льготных кредитов; уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара; создание и развитие параллельных структур в сферах производства и обращения и др.
Статья 19 Федерального закона от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г.) предусматривает право органам исполнительной власти и местного самоуправления оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.
Конституционный принцип государственной поддержки лежит в основе правового регулирования всех областей законодательства о конкуренции. Основная цель указанного регулирования — обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции.
Право на конкуренцию имеет пределы. Свобода совершения конкурентных действий ограничена в отношении:
- содержания конкурентных действий;
- субъектов, имеющих право осуществлять конкурентные действия;
- сфер предпринимательской деятельности, в которых могут осуществляться конкурентные действия.
Действующим законодательством РФ установлены следующие ограничения и запреты, касающиеся содержания конкурентных действий:
- согласно ч. 2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
- свобода экономической деятельности не должна противоречить политике государства, направленной на создание условий, обеспечивающих Достойную жизнь и свободное развитие человека, на охрану труда и здоровья, гарантий их социальной зашиты (ст. 7 Конституции РФ);
- недопустима такая экономическая деятельность, которая наносит вред окружающей среде и нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ).
Согласно Закону о конкуренции монополистическая деятельность противоречит нормам права, закрепленным в антимонопольном законодательстве, т.е. деятельность носит противоправный характер. Она состоит в нарушении обязанности, содержащейся в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, ч. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ и ст. 5-8 Закона о конкуренции.
К числу запретов антимонопольного характера также можно отнести положение Конституции РФ (ст. 74) о недопустимости установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Подобные ограничения могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом и в строго определенных случаях — если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Нарушение указанного правила будет также представлять собой монополистическую деятельность, преследуемую антимонопольным законодательством.
Развивая указанные положения законодательства Конституционный суд РФ в своем определении от 10 февраля 2009 года установил:
«2.1. Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций как институтов гражданского общества, наделенных публичными функциями. При этом соответствующая деятельность граждан во всяком случае подконтрольна государству, определяющему исходя из баланса конституционно защищаемых ценностей правовые основы и процедуры ее осуществления, с тем чтобы исключить возможность нарушений прав как членов саморегулируемых организаций, так и других лиц»1).
В целях поддержки конкуренции антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам занимать на рынке доминирующее положение и осуществлять монополистическую деятельность. В качестве доминирующего признается исключительное положение хозяйствующего субъекта на определенном рынке, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Монополистическая деятельность понимается как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителям.
Антимонопольное законодательство включает:
1) Конституцию РФ;
2) федеральные законы;
3) указы Президента РФ;
4) постановления и распоряжения Правительства РФ.
Принятие антимонопольного законодательства является исключительной прерогативой Российской Федерации. Это следует из п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, относящей установление основ единого рынка к ведению государства на федеральном уровне. Соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативно-правовые акты, устанавливающие принципы функционирования единого рынка на всей территории Российской Федерации, включая основы антимонопольного регулирования.
Задача антимонопольного законодательства — ограничение процесса монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (рынков/отраслей), так и экономики в целом. Для реализации данной задачи законодателем предусмотрены следующие правовые средства: запрещение и преследование монополистической деятельности, контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и т.д.
Субъектами регулирования являются лица, участвующие в процессе монополизации на рынке или оказывающие непосредственное влияние на монополизацию. Таковыми, в частности, выступают хозяйствующие субъекты (группа лиц), занимающие доминирующее положение на рынке (или владеющие долей более 35 %), участвующие в соглашениях (согласованных действиях) по ограничению, недопущению или устранению конкуренции; федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти и управления.
Основным видом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства наряду с гражданско-правовой и уголовной является административная ответственность.
Понятие недобросовестной конкуренции содержится в ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции), согласно которой недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Примерный перечень действий, которые могут квалифицироваться сак недобросовестная конкуренция, приведен непосредственно в Законе о конкуренции (ст. 10 Закона).
Перечень форм недобросовестной конкуренции, установленный г. 10 Закона о конкуренции, не является исчерпывающим. Поэтому добросовестной конкуренцией могут быть признаны любые другие противоправные действия лица, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
Законодательство о недобросовестной конкуренции имеет задачу гранения негативных проявлений самой конкуренции, выражающиеся в особом типе правонарушений — недобросовестной конкуренции. К основным правовым средствам регулирования в данной области относится запрещение и преследование недобросовестной конкуренции. С этой целью законодатель определяет понятие такого правонарушения и приводит примерный перечень неправомерных действий.
Субъектами регулирования являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от их участия. В процессе монополизации. К субъектам защиты от недобросовестной конкуренции наряду с хозяйствующими субъектами отнесены также потребители. В число субъектов данного правонарушения (т.е. правонарушителей) соответственно не входят органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и должностные лица органов власти и управления. Что касается преследования недобросовестной конкуренции, то в основном это задача судебных органов. Соответственно недобросовестная -конкуренция как особый тип гражданского правонарушения влечет 1рименение, как правило, мер гражданско-правовой ответственности. Проблема конкуренции имеет международное значение. Поэтому и применении антимонопольного законодательства РФ необходимо читывать положения соответствующих международных договоров, имея в виду п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Среди них следует назвать также совместные акты государств СНГ: Соглашение о принципах сближения хозяйственных законодательств ноября 1992 г.; Соглашение о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 г.; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 г.
В соответствии с указанными международными актами участники обязались координировать совместные действия по борьбе с монополистической деятельностью (и недобросовестной конкуренцией), сближать антимонопольные законодательству государств-участников в той мере, в какой это необходимо для реализации совместной антимонопольной политики, создавать условия для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и т.д. Для реализации положений упомянутого Договора о проведении согласованнойантимонопольной политики создан специальный наднациинальный орган — Межгосударственный совет по антимонопольной политике. В его компетенцию входят: организация экспертизы проектов документов, связанных с реализацией положений названного Договора; выдача хозяйствующим субъектам стран СНГ обязательных для исполнения предписаний по принятым решениям и т.д. С целью унификации норм антимонопольного законодательства стран СНГ особое значение придается так называемым модельным законам.