Понятие, предмет и метод конст. права как отрасли права
Понятие, предмет и метод конст. права как отрасли права
Самостоятельность конст. права в правовой системе РБ обуславливается его особым предметом правового регулирования и методом правового воздействия на общественные отношения. Под предметом конст. права – отношения, кот. образуют главные устои общества и гос. и непосредственно связаны с реализацией гос. власти. конст. право как отрасль права РБ – это совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности. Методы: 1)метод запрета, 2)обязывания, 3)дозволения.
2.Место КП в системе права.1.Конст. право регулирует общественные отношения, кот. являются основополагающими для всех областей жизни, для устройства общества и гос.
2.Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конст. правом.
3.Нормы конст. права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.
4.Конст. право занимает центральное, ведущее место во всей правовой системе страны в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
Соотношение конст. права с др. отраслями права.
Конституционное право устанавливает исходные положения всех других отраслей права. КП закрепляет лишь основные принципы белорусского права и порядок установления правовых норм, какой бы отрасли они не относились. Более подробная регламентация общественных отношений правовое регулирование составляет предметы других отраслей права, которые развивают более общие принципиальные положения, закрепленные КП и как бы обогащают его. Пример: нормы КП относятся к центральным и местным органам управления, а ток же права свободы и обязанности граждан составляют основу Административного права регулирующего деятельность исполнительно – распорядительных органов, взаимоотношения между отдельными нормами государственного управления, а также их взаимоотношения с гражданами в области управления.
Конституция составляет исходные положения для трудового права и иных отраслей права, таково соотношение КП с другими отраслями белорусского права.
Необходимо иметь в виду следующие теоретические положения, чем полнее и точнее выражают требования объективного закона развития общества нормы КП, тем больше их значение и эффективность в практике государственного и социально – экономического строительства.
Структура Конст-прав отношений
Теор. наука чётко определяет сущность отношений и выделяет 3 элемента:
1)Субъект
2) Объект
3) Содержание правого документа
При это под субъектами право отношения стороны или участники. Физич. Или юрид. Которые вступают в данные правоотношения. Кроме субъектов в структуре как и объект. Объект правоотношений это то на что направлены данные отношения. Редко можно встретить указания на содержание правообъектов. Принято опред. те права и обязанности кот. надел. Субъекты для того чтобы вступать в объекты.
Отличие науки КП от отрасли КП
Отрасль – это совокупность правовых норм регулирования определённый вид общ. Отношений, а наука эти отношения изучает. При этом наука регулирует под средством норм, и формируется целый комплекс понятий, теорий, концепций. По источника, и по системе наука шире чем отрасль, включат в себятеоретическую и ист. Часть, отрасль же это действительно законодательство.
Возникновение и развитие науки конституционного права.
Наука КП возникла в 19в. Она выделялась из ряда других наук и взаим. С филос, и с теорией гос-ва и пр. Её как дисципл. Начали преподавать в универах Москвы в виде курса лекций. Под ред. Коркунова вых. Монографии и иные учебные пособия.После рев. Развив. В русле Сов.гос. права.И уже после распада СССР РБ развив. Свою конст. Форму, гос. Право переименов. В конст. Труды Бел учёных Василевич, Матусевич
Законодательство, закрепляяющее и регул. Основы Конст. строя
Источники – основные формы проявления норм права.
Выделяют следующие:
- Конституция РБ
- Международные договора РБ действующие на территории РБ
-Законы
-Декреты и указы Президента
- Постановления правительства
- Нормативные акты министерств и ведомств
- Решения местных советов и исполнительных комитетов
РБ – субъект СНГ.
Республика Беларусь является субъектом Содружества Независимых Государств. Правовой базой для создания СНГ явилось Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств", подписанное 8 декабря 1991 г. руководителями Беларуси, России, Украины. В этот же день, 10 декабря 1991 года, был денонсирован Договор 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
Дальнейшим шагом к расширению Содружества явилась встреча в Алма-Ате и принятие 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской Декларации, в которой Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина подтвердили свою приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.- В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Целями СНГ, является развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.
Решением Совета Глав государств 22 января 1993 г. принят Устав Содружества Независимых Государств.
Форма правления в РБ
Форма правления – один из важнейших признаков форм гос. Форма гос. Представл. Собой выражения сущности гос., она носитель власти, включает все те отношения, кот. возникают по поводу реализации власти. Под формай правления следует понимать порядок организ. Верх. власти и порядок образ. Высших и центр. Органов, стр., компетенция, сроки полномочия и т.д. Монархия – источник власти монарх. Верх. Власть наследуетс. Республиканскпая форма правления форма правл., где един. источник власти изнач. народом, а власть реализуется избир. органом на опред. срок. Парламентарная (Италия, Греция, Германия). Президентская глава гос. Явл. И главой исполн. власти с 1996 позиции он стал только главой гос. Смешанная.
Форма правления - это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Основными видами формы правления являются монархия (а)абсолютная б) огранич.) и республика (а)парламентские б)президентские).
Гражданское общество
Гражданское общество – неотъемлемый элемент любой государственности. Данное явление явл. неотъемлемой частью конст. строя РБ является унитарным, демократич., соц. правовым гос., мы говорим о том, что оно строит свою основу на принципах демократизма, а демокр. гос. характ. реальным сущ. полит. институтов, позволяющих гражданам быть свободными и управлять гос. и общ. делами. В РБ формир. свобода мнений, убеждений власти реализации на основе многообразия ветвей власти ст. 4 конст. власть осущ. на основе многообразия полит. институтов, идеологий, мнений. Прав. гос. предпологает наличие гражд общ. В РБ складыв. многообразие отношения, кот. и хар. наличие гражд. общ.: наличие партий, общ. объединений кот. способны противостоять диктату власти. Совокупность идей, взглядов, кот. формир. современного чел., высказывающего своё отношения к власти.
Повторные выборы.
В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными или если в случае общих выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо второй тур не позволил определить избранного Президента, а также в случае выбытия всех кандидатов Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов, которые проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. При выборах депутатов местных Советов депутатов применяется мажоритарная система относительного большинства голосов избирателей. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа.
Виды референдумов.
1) по масштабам проведения различают референдум республиканский и местный
2) по содержанию – конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней, законодательные, т.е. по проекту закона и обычные, т.е. по иным вопросам
3) по степени необходимости – обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию конституции или иного закона, и факультативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти или избирателей
4) по обязывающей силе своих итогов – решающие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия, и консультативные
90.
91.
92. Порядок образования и подчиненность Комитета государственного контроля.
В соответствии со ст. 129. Конституции РБ, государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.
Согласно ст. 130. Конституции, Комитет государственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается также Президентом. Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.
Комитет государственного контроля осуществляет свои полномочия на всей территории РБ, а его территориальные органы - на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РБ. Первый заместитель и заместители Председателя Комитета государственного контроля назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РБ по представлению Председателя Комитета государственного контроля. Порядок назначения на должность и освобождения от должности председателей районных, городских территориальных органов Комитета государственного контроля определяется Президентом РБ.
Понятие, предмет и метод конст. права как отрасли права
Самостоятельность конст. права в правовой системе РБ обуславливается его особым предметом правового регулирования и методом правового воздействия на общественные отношения. Под предметом конст. права – отношения, кот. образуют главные устои общества и гос. и непосредственно связаны с реализацией гос. власти. конст. право как отрасль права РБ – это совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности. Методы: 1)метод запрета, 2)обязывания, 3)дозволения.
2.Место КП в системе права.1.Конст. право регулирует общественные отношения, кот. являются основополагающими для всех областей жизни, для устройства общества и гос.
2.Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конст. правом.
3.Нормы конст. права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.
4.Конст. право занимает центральное, ведущее место во всей правовой системе страны в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.