Раздел Х О конституционной реформе
Статья 166. Инициатива конституционной реформы осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 1 и 2 статьи 87.
Статья 167. 1. Проекты изменения Конституции должны быть приняты большинством трех пятых членов каждой из палат 'Генеральных кортесов. Если не будет достигнуто согласие между палатами, то для его достижения образуется совместная комиссия депутатов и сенаторов, которая представляет выработанный ею текст на голосование Конгресса и Сената.
2. Если не будет достигнуто согласие при осуществлении установленной в предыдущем пункте процедуры, то при условии, что Сенат примет указанный текст абсолютным большинством своих членов, Конгресс может принять его двумя третями голосов своих членов.
3. Одобренный Генеральными кортесами проект реформы выносится на референдум, если в течение пятнадцати дней после принятия проекта потребует такого голосования одна десятая часть членов любой из палат.
Статья 168. 1. Когда вносится предложение о полном пересмотре Конституции или о частичном пересмотре, затрагивающем вводный раздел, секцию 1 второй главы первого раздела или второй раздел, то принципы пересмотра должны быть приняты большинством двух третей числа голосов каждой палаты, после чего Генеральные кортесы распускаются.
2. Вновь избранные палаты могут утвердить решение и провести изучение нового конституционного текста, для чего необходимо одобрение большинства двух третей числа членов в каждой из палат.
3. Одобренная Генеральными кортесами реформа передается на референдум для ее ратификации.
Статья 169. Никакая инициатива конституционной реформы не может быть предпринята во время войны или во время состояний, предусмотренных в статье 116.
Дополнительные положения
Первое. Конституция охраняет и уважает исторические права территорий, пользующихся фуэральными правами.
Проведение в жизнь фуэросов осуществляется в каждом случае в соответствии с Конституцией и статутом об автономии.
Второе. Установленное в статье 12 настоящей Конституции положение о совершеннолетии не затрагивает положений, защищаемых фуэральными правами, при применении частного права.
Третье. Всякое изменение экономического и финансового статуса архипелага Канарских островов должно быть произведено по предварительному докладу автономного сообщества или, в случае необходимости, временного автономного органа.
Четвертое. В автономных сообществах, имеющих более одного апелляционного суда статуты соответствующих автономий могут сохранять существующие судебные органы и разграничить их компетенцию в соответствии с положениями органического закона о судебной власти и с учетом принципов ее единства и независимости.
Переходные положения
Первое. На территориях, пользующихся временной автономией, их высшие коллегиальные органы могут решением, принимаемым абсолютным большинством своих членов, осуществлять инициативу, предусмотренную пунктом 2 статьи 143 предоставленную провинциальным депутациям и соответствующим межостровным органам.
Второе. Территориям, которые посредством плебисцита в прошлом приняли статуты об автономии и обладали ею на момент промульгации настоящей Конституции и обладающие временным режимом об автономии, могут незамедлительно принять меры, предусмотренные в пункте 2 статьи 148, как ' только их высшие коллегиальные органы это решат абсолютным большинством голосов, сообщив о своем решении правительству. Проект статута должен быть выработан в соответствии с положениями пункта 2 статьи 151в созванном коллегиальном органе.
Третье. Осуществление инициативы о предоставлении автономии, исходящее от местных органов или их членов, предусмотренное в пункте 2 статьи 143, подлежит отсрочке со всеми последствиями до проведения первых местных выборов, организуемых после вступления в силу Конституции.
Четвертое. 1. В том, что касается Наварры в целях ее инкорпорации в Генеральный совет Страны басков или распространения на нее автономии Страны басков, в отступление от положений статьи 143 Конституции инициатива принадлежит существующему фуэральному органу, который принимает об этом решение большинством голосов членов, его составляющих. Для того, чтобы названная инициатива была законной, решение фуэрального органа должно быть утверждено референдумом, проводимым для этой цели, и одобрено большинством законно поданных голосов.
2. Если инициатива не получит одобрения, то она может быть вновь предпринята в другой период действия полномочий соответствующего фуэрального органа по прошествии минимального срока, установленного в статье 143.
Пятое. Города Сеута и Мелилья могут образовать свои автономные сообщества, если их муниципальные советы примут соответствующее решение абсолютным большинством голосов своих членов и если это решение будет утверждено Генеральными кортесами посредством органического закона согласно положениям статьи 144.
Шестое. Когда конституционная комиссия Конгресса приступит к рассмотрению нескольких проектов статутов, она будет по ним высказываться в порядке их поступления, а двухмесячный срок, установленный в статье 151, начнет, течь с момента, когда комиссия окончит изучение проекта или проектов, которые она последовательно рассматривала.
Седьмое. Временные автономные органы считаются распущенными в следующих случаях:
а) как только будут созданы органы, предусмотренные статутом об автономии в соответствии с Конституцией;
Ь) в случае, когда инициатива о предоставлении автономии не получит своего завершения из-за невыполнения условий, предусмотренных в статье 143;
с) если этот орган не выполнит требований первого переходного положения в течение трех лет.
Восьмое. 1. Палаты, одобрившие настоящую Конституцию, после вступления ее в силу принимают на себя функции и наделяются компетенцией, отнесенной соответственно к Конгрессу и Сенату Конституцией с тем, однако, условием, чтобы срок их полномочий истекал 15 июня 1981 года.
2. В том, что касается положений статьи 99, промульгация Конституции рассматривается как конституционная основа для ее применения. В этих целях предусматривается тридцатидневный срок, считая со дня промульгации для применения положений этой статьи.
В течение этого времени председатель действующего правительства, который принимает на себя функции и компетенцию, предоставленную ему Конституцией, может либо использовать полномочия, данные ему статьей 115, либо уйти в отставку, либо использовать положения статьи 99, находясь в последнем случае в положении, указанном в пункте 2 статьи 01.
3. Если палаты распускаются в соответствии со статьей 115 и если не стали предметом правового развития положения статей 66 и 69, то при выборах применяются нормы, находящиеся в силе, с учетом того, что в положениях о неизбираемости депутатов и о несовместимости депутатских мандатов с занятием Других постов будут непосредственно применяться положения Конституции, содержащиеся в пункте I «b» статьи 70, а также положения о возрасте, с которого наступает право голоса, и положения, содержащиеся в пункте 3 статьи 69.
Девятое. По истечении трех лет после первого избрания Конституционного суда по жребию будут назначены его четыре члена, подлежащие замене, посты которых должны быть заменены. Из них двое должны быть из числа назначенных по представлению правительства, и двое — по представлению Генерального совета судебной власти. Тем же способом по истечении еще трех лет будут определены члены двух групп, в которых ранее не проводилась жеребьевка. После этого вступают в силу положения пункта 3 статьи 159.
Отменяющее положение
1. Отменяется Закон № 1 от 4 января 1977 года о политической реформе, а также нижеуказанные законы в той мере, в какой они не были отменены названным законом: О принципах Национального движения от 17 мая 1958 года. Хартия испанцев от 17 июля 1945 Года, Хартия труда от 9 марта 1938 года, Закон о Кортесах от 17 июля 1942 г., Закон о наследовании поста Главы государства от 26 июля 1947 года, Органический закон государства от 10 января 1967 года, который, в свою очередь, изменил вышеназванные законы, и Закон о национальном референдуме от 22 октября 1945 года.
2. Отменяются в окончательной форме сохранявшие до сих пор силу некоторые положения Королевского декрета от 25 октября 1839 года, касающиеся провинций Алава, Гипускоа и Бискайя.
В том порядке отменяется Закон от 21 июля 1876 года. 3. В равной мере отменяются все положения, так или иначе противоречащие настоящей Конституции.
Заключительное положение
Настоящим Конституция вступает в силу в день опубликования ее официального текста в официальном бюллетене государства. Она должна быть опубликована на всех языках Испании. Итак,
повелеваю всем испанцам, частным лицам и властям соблюдать и обеспечивать соблюдение настоящей Конституции, как основного закона государства.
Дворец Кортесов, Двадцать седьмого декабря тысяча девятьсот семьдесят восьмого года.
КОНСТИТУЦИЯ ГРЕЦИИ
( вступительная статья )
Действующая конституция Греции была принята после установления в стране гражданского правления в результате падения диктатуры полковников. Важными вехами в конституционном развитии стали парламентские выборы 17 ноября 1975 г. и общенациональный референдум, проведенный 8 декабря того же года. На референдуме 69,2% избирателей высказались за окончательную ликвидацию монархии, всегда бывшей оплотом реакционных сил в стране.
Конституционными актами нового гражданского правительства было отменено законодательство военной диктатуры и установлены условия выработки нового основного закона. Актом от 3 октября 1974 г. было определено, что избранный в ноябре парламент должен обладать полномочиями по пересмотру монархической конституции от 1 января 1952 г. (В греческом конституционном праве различаются понятия «Учредительного собрания», т. е. избранного собрания, вырабатывающего заново конституцию, и «Собрания по конституционному пересмотру», т. е. избранного собрания, обладающего только правом внесения изменений в действующий основной закон. Этим объясняется несколько необычное, встречающееся в тексте наименование органа, принявшего конституцию 9 июня 1975 г.). Этот же акт устанавливал, что подготовка проекта поручается правительству, а избранному собранию предоставлялось только три месяца (впоследствии срок был продлен до 1 мая) для рассмотрения предложенного текста. В случае пропуска срока правительство имело право передать проект на референдум.
Проект конституции был направлен 23 декабря 1974 г. в Собрание и опубликован. Он вызвал широкие комментарии и критику, после чего правительство его отозвало. 7 января 1975 г. оно представило в Собрание окончательный текст проекта конституции.
Жесткие ограничения в разработке проекта конституции, отказ правительства и контролируемого им большинства депутатов в пересмотре наиболее антидемократических статей (ограничение прав парламента; особенно расширение полномочий президента республики, открывающее путь для установления режима личной власти) повлекли 21 мая 1975 г. уход партий оппозиций из Собрания. В их отсутствие голосами депутатов от правительственной партии «Народная демократия» конституция была принята. В тот же день Собрание преобразовалось в Палату депутатов, т. е. в однопалатный парламент, предусмотренный конституцией.
Конституция 1975 г. имеет в качестве основы положения предшествующих греческих основных законов (1927 и 1952 гг.). На нее оказала влияние и конституционная практика других зарубежных стран. Особенно заметно влияние основных законов Франции, Италии, ФРГ.
Сохраняя в целом традиционную структуру, этот акт отличается весьма четкой проработкой некоторых институтов; это относится, в частности, к статусу центральных органов государственной власти и определению их взаимоотношений. В то же время большинство положений конституции не имело непосредственного применения, поскольку нормы сформулированы образом, требующим издания детализирующих законов. Так, первое правительство К. Караманлиса провело через парламент несколько десятков таких законов, а ряд детализирующих норм не изданы до сих пор. Регламент Палаты депутатов, вступивший в силу 23 октября 1975 г., дополнил конституцию многими существенными положениями.
В основном законе 1978 г. нашли отражение многие новые проблемы, стоявшие на повестке дня и требовавшие решения не только в Греции. В конституции закреплены положения, устанавливающие основы охраны окружающей природной и культурной среды, устройства территории, развития городов и урбанизированных зон с вытекающими из этого регулирования правовыми последствиями. (В Греции 65% населения проживает в городах). Например, были установлены определенные ограничения и обязательства для владельцев частной собственности (ст. 2^), а также положения, свидетельствующие о стремлении не отстать от интеграционных процессов, происходящих в Западной Европе.
Конституция подготовила законодательную почву для вступления Греции в «Общий рынок». Она содержит нормы (ст. 28) о возможности передачи части компетенции, предусмотренной конституцией, международным организациям и о допустимости ограничений в осуществлении своего суверенитета. Эти возможности были реализованы в 1981 г., когда Греция стала полноправным членом Европейских сообществ.
Многочисленные и широкоизвестные нарушения прав человека военной хунтой отразились на содержании раздела о личных и социальных правах. По сравнению с ранее действовавшим основным законом конституция 1975 г. более подробно и развернуто формулирует положения о неприкосновенности личности, жилища, о процедуре привлечения к ответственности, регулирование свободы слова, печати, переписки, права собственности, свободы совести, равенства граждан, а также право на объединение в профсоюзы, на образование политических партий, право на забастовку, право на труд. Нельзя, однако, не обратить внимание на оговорки, содержащиеся во многих статьях о правах и свободах. Наиболее часто они затрагивают гражданский статус государственных служащих, военнослужащих, служащих органов местного управления, других органов и юридических лиц публичного права ( например, в ст. 12, 16, 23, 29).
Основной закон 1975 г. включил в себя развернутые нормы о политических партиях, причем включил в объеме, редко встречаемом в зарубежном конституционном материале. После падения военного режима правительством были сняты запрещения с политических партий, они были легализованы, включая и Коммунистическую партию, с 1947 г. находившуюся в подполье. В 1984 г. был издан закон, развивающий положения п. 2 ст. 29 конституции, о финансировании политических партий со стороны государства. Помощь оказывается партиям, набравшим на парламентских выборах процент голосов, выше установленного. Если партии на выборах выступают коалиционно, то требуемый процент выше (30% голосов для партии, выставившей кандидатов по меньшей мере в 213 избирательных округах; 50% для союза двух партий; 60% — трех). Кроме того, из общей выделяемой из бюджета суммы (10%) помощь предоставляется всем партиям; остальная часть распределяется пропорционально полученным на последних выборах голосам.
Признание партий проявляется также в предоставлении некоторых прав оппозиционным группировкам: лидер основной оппозиционной партии входил в состав Совета республики (ст. 39 отменена в результате конституционной реформы 1986 г.). Регламент Палаты депутатов признает, кроме того, за руководителями политических партий многочисленные права; в частности, как и министры правительства, они имеют право брать слово для выступления в любой момент прений в Палате депутатов, причем их выступления не ограничиваются временем. Руководитель главной оппозиционной партии, согласно регламенту Палаты депутатов, получает из бюджета определенную денежную сумму. На практике премьер-министр всегда проводит консультации с лидером основной оппозиционной партии. Кроме того, некоторые положения конституции (п. 6 ст. 70, п. 6 ст. 74 и др.) позволяют оппозиционным партиям влиять на законодательный процесс и участвовать в некоторых формах парламентского контроля за деятельностью правительства.
Конституция 1978 г. не отделила церковь от государства, и господствующей церковью остается восточноправославная. Однако, по сравнению с конституцией 1952 г. запрещение прозелютизма распространяется не только на господствующую, но и на другие религии (пп. 2 и 3 ст. 13), а глава государства не должен быть обязательно исповедующим восточноправославную религию, как это устанавливалось прежним основным законом (ст. 47 конституции 1952 г.).
С формально-юридической точки зрения конституция 1975 г. установила в Греции унитарную парламентскую республику с усиленной президентской властью, которая в результате реформы основного закона в 1986 г. в существенной мере была урезана. Организация политической власти в Греции формально основывается на классических принципах зарубежного государствоведения: на народном суверенитете, представительной системе и разделении властей. Присущий зарубежным странам значительный перевес исполнительной власти над законодательной получил четкое отражение в конституции 1975 г. Лишь судебная власть выглядит более независимой, но воздействие на нее власти исполнительных органов подчеркивается конституцией. Так, судьи назначаются президентским декретом при соблюдении установленных законом «условий их подбора и порядка назначения» (п. 1 ст. 88); в этой же статье содержится необычно много для конституционного текста условий освобождения судей от должности.
0сновной'закон 1975 г. достаточно подробно регулирует правовой статус парламента — Палаты депутатов. Элементы так называемого рационализированного парламентаризма заняли заметное место в конституционном материале. Так, для обеспечения устойчивости правительства принятие резолюции порицания (ст. 84) более затруднено, чем отказ в доверии. Чтобы получить доверие, правительству нужно собрать абсолютное большинство поданных голосов присутствующих депутатов, которое не может быть менее двух пятых всех членов Палаты. Чтобы принять резолюцию порицания требуется абсолютное большинство всего состава Палаты депутатов. При этом резолюция порицания должна быть подписана значительным числом состава Палаты — по меньшей мере шестой частью депутатов.
Греческий парламент — однопалатный орган; данное немаловажное обстоятельство позволяло бы принимать законы в ускоренном порядке. Конституция, однако, предусмотрела возможность и обязательность принятия законов в секциях Палаты, что несомненно способствует убыстрению в прохождении законопроекта (ст. 71). Число секций не может превышать двух. Хотя конституция ограничивает круг вопросов, по которым может принимать законы сама Палата депутатов (ст. 72), возможность законодательствования в секциях, а также в секции, действующей в межсессионный период, не подрывает в целом принадлежности Палате законодательной власти, поскольку существует механизм передачи законопроекта на пленарное заседание по инициативе самой Палаты, по инициативе секции, а также правительства. Секции к тому же формируются на основе пропорционального представительства от политических фракций Палаты.
Ограничения законодательной власти проводятся за счет других факторов. Прежде всего, в конституции широко закреплена возможность делегации этой власти исполнительным органам. До 1975 г. делегирование также практиковалось, но оно осуществлялось на основе обычая, но не писаной конституционной нормы. Теперь же Палата депутатов может осуществлять передачу полномочий в соответствии с основным законом; конституция предусматривает возможности и прямого законодательствования исполнительной власти. Несколько статей (43, 44 и 48) регулируют институт делегирования, Делегирование в обычно понимаемом значении института установлено в пп. 2 и 4 статьи 43. Президент республики может издавать регламен-тарные декреты в силу специальной законодательной делегации по предложению соответствующего министра и в пределах этой делегации (п. 2), а пункт 4 говорит о возможности издания законов-рамок, скелетных законов, в пределах которых осуществляется регламентарное регулирование со стороны исполнительной власти. Наибольшее распространение получило применение п. 2 статьи 43. Право Президента республики издавать регламентарные декреты по вопросам внутренней структуры и деятельности государственных служб (п. 3 ст. 43) ни разу не было применено на практике и было отменено в результате конституционной реформы 1986 года.
Кроме того, исполнительная власть обладает правом издавать акты, имеющие силу закона, на основании ст. 44 и 48 конституции. При чрезвычайных обстоятельствах, диктуемых исключительно срочной и непредусмотренной необходимостью, по предложению Совета министров Президент республики может издавать названные акты. Практика свидетельствует, что наиболее часто правительство принимает меры в экономической и финансовой областях. Такие акты со времени издания вступают в силу; если они затем не будут утверждены Палатой депутатов, то они перестают действовать. Что же касается статьи 48 конституции, то она вполне сопоставима со знаменитой статьей 16 основного закона Франции 1958 г.; правда эта статья еще ни разу не применялась, но в качестве цели она имеет также возможно быстрое восстановление функционирования конституционных институтов.
Согласно основному закону 1975 г. конституционный контроль осуществляется обычными судами, поскольку «суды не должны применять закон, содержание которого противоречит конституции» (п. 4 ст. 93). В то же время Верховный специальный суд, учрежденный ст. 100, как бы объединяет компетенцию, осуществляемую во Франции Конституционным советом и трибуналом по конфликтам. Включающий председателей и часть членов трех высших судебных инстанций страны (Государственного совета — органа административной юстиции. Кассационного суда — высшей судебной инстанции и Счетной палаты — суда по финансовым вопросам) Верховный специальный суд рассматривает споры о выборах в Палату депутатов, о законности проведения референдума, объявляет их результаты, рассматривает вопросы о несовместимости депутатской должности с каким-либо иным занятием и об избираемости депутатов; им разрешаются конфликты между судами и административными властями и между судами. В ведение этого суда входит разрешение вопросов о конституционности законов, когда высшие органы названных трех ветвей судебной власти приняли противоречивые решения.
Конституция устанавливает лишь самые общие положения о структуре местного управления. Основная черта этого управления — подчиненность и подконтрольность его органов центральной власти.
Процедура пересмотра конституции Греции предусматривает две стадии — внесение изменений и их ратификацию, причем обе стадии проводятся при различных составах Палаты депутатов. Другими словами, между внесением поправок и их утверждением должны пройти всеобщие выборы (ст. 110). Хотя сами квалифицирующие требования к численности голосов на каждом этапе процедуры изменения не слишком высоки, однако, учитывая, что они должны быть достигнуты в различных составах Палаты депутатов и что конституция может пересматриваться только раз в пять лет (п. 6 ст. 110), она принадлежит не только к числу «жестких», но и весьма малоподвижных. Часть ее положений — о некоторых правах и свободах, о форме правления и о принципе разделения властей — как основа строения структуры государственной власти не подлежит пересмотру.
Конституция 1975 г., принятая благодаря усилиям партии «Новая демократия», с самого начала подвергалась критике как со стороны ученых-юристов, так и со стороны оппозиционных партий за чрезвычайные для парламентской страны полномочия Президента республики, за недостаточность провозглашенных гражданских и социальных прав граждан. Партия ПАСОК, выражающая интересы средних слоев общества, части интеллигенции, национальной буржуазии, победив на парламентских выборах 1981 г., имела в своей программе предложения по изменению действующего основного закона. Незадолго до истечения срока полномочий К. Караманлиса — своего рода «отца» конституции 1975 г. — лидера «Новой демократии», избранного на президентский пост в мае 1980 г., ПАСОК внесла в Палату депутатов законопроект об изменении основного закона страны. Согласно статье 110 инициатива конституционного пересмотра принадлежит группе по меньшей мере, 50 депутатов. При внесении указанного проекта свои подписи поставил 161 член парламентской фракции ПАСОК.
После прохождения необходимой процедуры проект конституционного пересмотра был принят с некоторыми поправками и вступил в силу 12 марта 1986 года. Все реформированные статьи касаются исключительно поста Президента республики, а именно статьи 32, 35, 37, 38,41—44, а статья 39 вообще была упразднена. Изменения были вызваны как взглядами сначала оппозиционной, а затем правящей партии ПАСОК на существовавшие институты власти, так и практикой реального осуществления власти в стране. Так, с 1975 по 1985 г. глава государства ни разу не воспользовался своим правом роспуска Палаты депутатов по собственной инициативе, ни разу не прибег к применению процедуры референдума, не проводил созыва правительства в соответствии со своим правом (п. 2 ст. 38). Совет Республики (ст. 39) был только однажды созван в 1977 г. президентом К. Цасосом и заседание носило чисто формальный характер. Таким образом, внесенные поправки касались двух категорий вопросов: сокращение компетенции Президента республики и увеличение полномочий премьер-министра.
В результате изменений пп. 2 и 3 ст. 38, отмены статьи 38, изменений п. Зет. 43 и п. 2 ст. 44 Президент республики лишился права созывать правительство под своим председательством (в Греции традиционно в Совете министров председательствует премьер-министр), созывать Совет республики (этот орган упразднен), принимать органические декреты, назначать проведение референдума. Названные полномочия раньше требовали контрассигнации министров. Другие полномочия главы государства остались неизменными или были сокращены. После реформы в новых конституционных условиях Президент республики производит назначение премьер-министра (ст. 37), роспуск Палаты депутатов (ст. 41), владеет правом возвращения законопроектов в Палату депутатов (ст. 42). Реформа привела к перераспределению полномочий внутри органов исполнительной власти. Новые положения усилили роль премьер-министра в своей парламентской фракции, поскольку выборы главы государства Палатой депутатов должны проводиться отныне путем открытого голосования, что веден к принуждению колеблющихся депутатов правительственного большинства голосовать за кандидата, предложенного премьер-министром. В результате внесения поправок в конституцию премьер-министр разделил с Президентом страны полномочие обращаться к народу с посланием (п. 3 ст. 44) и право принимать меры согласно ст. 48 в случае войны и других чрезвычайных обстоятельств. Роль премьер-министра увеличилась при назначении референдума (п. 2 ст. 44), а также при проведении амнистии за политические преступления (п. Зет. 47).
Таким образом, в результате конституционной реформы Греция приобрела форму «более чистой» парламентской республики.