Раздел III. О Генеральных кортесах
Глава 1. О палатах
Статья 66. 1. Генеральные кортесы представляют испанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената.
2. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, 'принимают его бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные полномочия, возлагаемые на них Конституцией.
3. Генеральные кортесы неприкосновенны.
Статья 67. 1. Никто не может быть одновременно ни членом обеих палат, ни совмещать мандаты члена ассамблеи автономного сообщества и депутата Конгресса.
2. Члены Генеральных кортесов ее связаны императивным мандатом.
3. Собрания парламентариев, проводимые без созыва в соответствии с регламентом, не связывают палаты и их члены не могут ни осуществлять своих функций, ни пользоваться принадлежащими им привилегиями.
Статья 68. 1. Конгресс состоит минимум из 300 и максимум из 400 депутатов, избираемых путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования в порядке, установленном законом.
2. Избирательным округом является провинция. Население городов Сеута и Мелилья представлены каждый одним депутатом. Закон распределяет общее число депутатов, обеспечивая минимум одного представителя от каждого избирательного округа и распределяя остальные места пропорционально численности населения.
3. Выборы проводятся в каждом избирательном округе на основе пропорционального представительства.
4. Конгресс избирается на четыре года. Срок действия мандата депутата заканчивается по истечении четырех лет после его избрания или с момента роспуска палаты.
5. Являются избирателями и могут быть избраны все испанцы, пользующиеся своими политическими правами в полном объеме.
Закон признает избирательное право испанцев, находящихся вне территории Испании, а государство оказывает содействие в осуществлении этими лицами своего права.
6. Выборы проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента истечения срока действия мандата. Вновь избранный Конгресс должен быть созван в течение двадцати пяти дней, следующих за проведением выборов.
Статья 69.1. Сенат является палатой территориального представительства.
2: От каждой провинции избирается четыре сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного голосования ее избирателей на условиях, устанавливаемых органическим законом.
3. В островных провинциях каждый остров или группа островов, имеющих свой орган — кабильдо (Cabildo) или островной совет, образуются округа для избрания сенаторов: по три сенатора избирается от каждого из больших островов — Большие Канарские острова, Мальорка и Тенерифе — по одному от каждого из следующих островов или групп островов — Ивиза, Форментера, Менорка, Фуэртенвентура, Гомера, Иер-ро, Лансароте и Ла-Пальма.
4. Население Сеуты и Мелильи избирает по два сенатора.
5. Автономные сообщества направляют, кроме того, по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначение осуществляет законодательная ассамблея, а при ее отсутствии высший коллегиальный орган автономного сообщества в соответствий с их статутом, которые во всех случаях должны обеспечивать адекватное пропорциональное представительство.
6. Сенат избирается на четыре года. Срок действия мандата сенатора истекает по прошествии четырех лет после его избрания или со дня роспуска палаты.
Статья 70. 1. Избирательный закон устанавливает случаи неизбираемости и несовместимости мандатов депутатов и сенаторов; ими во всех случаях не могут быть:
a) члены Конституционного суда;
b) высшие должностные лица государственной администрации, определяемые законом, за исключением членов правительства;
c) Народный защитник;
d) члены судов, судьи и прокуроры, находящиеся в должности;
e) профессиональные военные и лица, находящиеся на службе в вооруженных силах, корпусе безопасности и полиции;
f) члены избирательных комиссий.
2. Действительность избрания и мандатов членов обеих палат находится под судебным контролем в соответствии с условиями избирательного закона. •
Статья 71. 1. Депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью при выражении мнений во время осуществления своих функций.
2. В течение срока действия мандата депутаты и сенаторы в равной мере пользуются иммунитетом и могут быть задержаны только на месте совершения преступления. Им не может быть предъявлено обвинение и они не могут быть привлечены к суду без предварительного разрешения соответствующей палаты.
3. Депутаты и сенаторы подсудны только уголовной палате Верховного суда.
4. Депутаты и сенаторы получают содержание, которое определяется соответствующей палатой.
Статья 72. 1. Палаты устанавливают свои собственные Регламенты, принимают свои бюджеты и по взаимному соглашению определяют статус служебного персонала Генеральных кортесов. Регламенты и поправки к ним принимаются в заключительном голосовании абсолютным большинством голосов всего состава палат.
2. Палаты избирают своих председателей и других членов своих президиумов. Совместные заседания проходят под председательством председателя Конгресса и проводятся в соответствии с Регламентом Генеральных кортесов, принимаемого большинством голосов каждой палаты.
3. Председатели в своих палатах осуществляют от имени последних все административные и полицейские функции.
Статья 73. 1. Палаты собираются на две очередные сессии в год: первая — с сентября по декабрь, вторая — с февраля по июнь.
2. Палаты могут собираться на чрезвычайные сессии по просьбе правительства, постоянной делегации или абсолютного большинства членов одной из палат. Чрезвычайные сессии созываются для обсуждения определенной повестки дня и закрываются, как только она окажется исчерпанной.
Статья 74. 1. Палаты собираются на совместные заседания для осуществления не законодательных полномочий, а тех, которые в соответствии с разделом 11 относятся к исключительной компетенции Генеральных кортесов.
2. Решения Генеральных кортесов, предусмотренных в статье 94 пункт 1, статье 145 пункт 2 и в статье 158 пункт 2, принимаются большинством голосов каждой из палат. В первом случае инициатива обсуждения принадлежит Конгрессу и в двух других — Сенату. В обоих случаях при отсутствии согласия между Сенатом и Конгрессом его пытаются достичь путем создания смешанной комиссии с равным числом депутатов и сенаторов. Комиссия представляет текст, который выносится на голосование обеих палат. Если этот выработанный текст 'не принимается, Конгресс решает абсолютным большинством голосов.
Статья 75. 1. Палаты осуществляют свои функции на пленарных заседаниях и в комиссиях.
2. Палаты могут уполномочивать постоянные законодательные комиссии принимать законопроекты и законодательные предложения. Однако палаты могут в любой момент потребовать обсуждения и голосования на пленарном заседании любого законопроекта или предложения, которые явились предметом делегации.
3. Исключением из указанного в предыдущем пункте является конституционная реформа, международные вопросы, органические и уполномочивающие законы, а также государственный бюджет.
Статья 76. 1. Конгресс и Сенат, а в случае необходимости обе палаты совместно, могут назначать комиссии по расследованию любых вопросов, представляющих публичный интерес. Заключения этих комиссий не являются обязательными для судов и не могут влиять на судебные решения, однако результаты таких расследований сообщаются в прокуратуру для использования в соответствующих случаях.
2. Явка по требованию палат обязательна. Закон устанавливает санкции, накладываемые на невыполнение этого обязательства.
Статья 77. 1. Обе палаты могут получать индивидуальные и коллективные петиции, представляемые всегда в письменной форме; их представление непосредственно манифестациями граждан запрещено.
2. Палаты могут передавать полученные петиции правительству. Правительство должно высказаться по их содержанию каждый раз, когда этого потребуют палаты.
Статья 78. 1. В каждой палате создается постоянная депутация в составе минимум двадцати одного члена, представляющих парламентские группы пропорционально их численности.
2. В постоянных депутациях председательствуют председатели соответствующих палат. Они выполняют функции, предусмотренные в статье 73, и принимают на себя полномочия палат в соответствии со статьями 86 и 116 в случае, когда Кортесы распущены или их мандат истек, и осуществляют полномочия палат, когда последние не созваны на сессию.
3. По истечении срока полномочий палат или в случае их роспуска постоянные депутации продолжают осуществлять свои функции до конституирования новых Генеральных кортесов.
4. Когда собирается соответствующая палата, постоянная депутация отчитывается перед ней о проведенных обсуждениях и о принятых решениях.
Статья 79. 1. Для принятия решений палаты должны собираться в соответствии с регламентом и в них должно присутствовать большинство их членов.
2. Чтобы быть законными, эти решения должны быть приняты большинством голосов присутствующих членов, за исключением случаев, когда в соответствии с Конституцией или с органическими законами требуется квалифицированное большинство для избрания лиц — большинство, указанное регламентами палат.
3. Голосование сенаторов и депутатов является личным и не может передаваться другим лицам.
Статья 80. Пленарные заседания палат являются открытыми, за исключением случаев, когда каждой из палат принимается абсолютным большинством голосов другое решение или когда это предусмотрено регламентом.