Особенности индийской федерации

Индия – федеративное государство. Индийская федерация образовалась не вследствие объединения независимых государств в одно, а в результате преобразования провинций унитарного государства в субъекты федерации на основе того деления, которое было введено законом 1935 г. Федерация в этой стране исторически обусловлена, поскольку Индия занимает очень большую территорию, которой невозможно управлять только из одного центра; имеет огромное население и занимает по этому показателю 2-е место в мире после Китая (в настоящее время – более 1 млрд. человек). Это многонациональная страна, в которой проживают десятки крупных народов (тамилы, бенгальцы и т. д.) и сотни мелких народностей и этносов; многоязычная страна, где сосуществуют десятки языков (в каждой местности – свой). Кроме того, Индия – страна, где сосуществуют различные религии и культуры; она состоит из различных регионов, каждый из которых имеет свою историческую судьбу.

Первоначально по Конституции 1950 г. деление Индии на штаты было основано на территориальном принципе без учета национальной специфики и языка. Сами штаты были неравноправны. В 1956 г. в Индии прошла реформа федерации, в результате которой штаты по территориальному принципу были ликвидированы и вместо них созданы штаты по национальному и языковому принципу, причем главным критерием создания штата была территория, население которой говорило на одном языке (иногда на двух); всем штатам были предоставлены равные права; образованы союзные территории, находящиеся под управлением центра и обладающие меньшими правами, чем штат.

В настоящее время в состав индийской федерации (Индийского союза) входят: 26 штатов (из них 10 – по монолингвистическому принципу, 4 – по принципу билингвизма); 6 союзных территорий. Численность населения в каждом штате резко отличается: в самом малонаселенном – 406 тыс. чел., в самом многонаселенном – более 140 млн. чел.

Конституция Индии проводит детальное разграничение полномочий между Индийским союзом, с одной стороны, и штатами и союзными территориями – с другой. Основной объем полномочий (по конституции – 100 полномочий) принадлежит союзному центру, и лишь некоторые полномочия – субъектам федерации.

Индийский штат имеет гораздо меньше прав, чем штат в США, так как индийские штаты не имеют своей конституции (кроме Джамму и Кашмира); не имеют гражданства; имеют незначительные полномочия; губернаторы штатов не избираются населением, а назначаются на 5-летний срок президентом Индии.

Помимо губернатора в каждом штате имеются законодательное собрание (легислатура), состоящее из одной или двух палат, и правительство штата. Это понятие охватывает также губернатора штата, который подписывает законы штата и имеет право вето. Губернатор обязан назначить лидера партии, имеющей большинство в легислатуре штата, премьер-министром правительства штата.

Во главе союзной территории стоит управляющий, назначаемый президентом страны. Союзная территория может иметь свою легислатуру и правительство. Союзными территориями является столица Индии – Дели, а также мелкие острова в Индийском океане и небольшие районы в континентальной Индии.

Особым статусом в индийской федерации пользуется штат Джамму и Кашмир. Джамму и Кашмир – самый северный штат Индии, где проживает большое количество мусульман. Данный штат – предмет территориального спора между Индией и Пакистаном, также претендующим на этот штат и оккупировавшим часть его территории. Штат Джамму и Кашмир пользуется очень большой автономией от Индии; имеет собственную конституцию; имеет отдельное гражданство.

Штаты не имеют права на выход из Индийского союза, но ряд штатов – Джамму и Кашмир, Пенджаб (на севере страны) и Тамилнад (на юге) – активно стремится к этому, что периодически подрывает стабильность в Индии.

В штатах может быть введено т.н. президентское правление. Его вводит президент (по указанию правительства), если возникла ситуация, при которой управление в штате не может осуществляться в соответствии с Конституцией. Подобное президентское правление в Индии использовалось более 100 раз.

Законодательная власть

Индия – парламентарная республика, где ведущую роль в жизни страны играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии (по примеру британского парламента, в состав которого входит король (королева) состоит из трех частей: президента Индии – главы государства; Народной палаты, как органа общегосударственного представительства; Совета штатов, как органа выражения интересов штатов.

Обе палаты индийского парламента состоят из людей образованных, сравнительно богатых, принадлежащих к высшим кастам.

Народная палата выполняет роль «нижней» палаты и представляет интересы народа в целом. Ее конституционный состав – 550 депутатов (народных представителей), из которых 530 избираются от штатов; 20 – от союзных территорий. Два члена народной палаты назначаются президентом из числа представителей англо-индийской общины.

Из общего числа депутатских мест за отсталыми племенами «бронируется» 38 мест, а за отсталыми кастами – 78 (то есть резервируется 116 мест, что должно способствовать ликвидации отсталости отдельных слоев населения).

Срок полномочий Народной палаты – 5 лет. Однако в связи с тем, что данная палата может быть досрочно распущена, реальный срок ее полномочий гораздо короче – 1, 2, 3 года.

Народная палата может вынести вотум недоверия правительству. В этом случае либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает Народную палату (чаще происходит второе).

Совет штатов играет роль «верхней» палаты, представляет интересы штатов, формируется штатами и не может быть распущен. Он состоит (ст.80) из 12 членов, назначаемых президентом и 238 представителей штатов и союзных территорий.

Главной функцией Парламента является законотворчество. Законопроекты вносятся как депутатами, так и правительством. Законопроект проходит в каждой палате три чтения, после чего подписывается Президентом. Совет штатов имеет право в течение 4 месяцев выразить несогласие с законопроектом, принятым нижней палатой (право вето). Проблема выясняется путем переговоров палат, либо путем совместного заседания палат, где все решается большинством голосов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены Советом штатов в 14-дневный срок. Его рекомендации не носят обязательного характера. Если решение Совета штатов является отрицательным, народная палата преодолевает это вето вторичным принятием закона в обычном порядке – простым большинством.

Наряду с созданием законов, Парламент выполняет и другие функции: формирует Правительство и осуществляет контроль за его деятельностью.

Правительство

Высшим органом исполнительной власти в Индии является правительство (Совет министров).

Правительство Индии состоит из 50 – 60 человек (министров и иных должностных лиц) и является коллективным органом исполнительной власти. Наиболее важные вопросы решает Кабинет министров – более узкая коллегия («президиум») Совета министров. Возглавляет правительство премьер-министр.

Премьер-министром Индии становится лидер партии, победившей на выборах в Народную палату. Он же формирует состав правительства, в которое входят, как правило, высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы в правительстве было как можно больше членов от различных штатов, национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому по своему составу правительство обычно очень пестрое. Правительство и премьер-министр фактически возглавляют исполнительную власть в стране.

Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-е, 70-е гг. XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти).

Индию нередко называли «супер-премьерминистериальной» республикой. Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов, единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской харизмой и передавал власть по наследству. Такими премьер-министрами были Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947 - 1964 гг.) Индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру; Индира Ганди (1966 – 1977 гг., 1980 - 1984 гг.) – дочь Д. Неру; Раджив Ганди (1984 – 1989 гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру. В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной.

Конституция не определяет конкретные функции и полномочия правительства, но на практике все полномочия президента, кроме представительских, осуществляются правительством. Будучи сравнительно узким, оперативным и постоянно работающим органом, кабинет во главе с премьер-министром на деле осуществляет управление страной. Правительство превратилось в главный источник законодательной инициативы и оказывает определяющее влияние на весь законодательный процесс.

Наши рекомендации