Как называлась временная конституция, действующая до принятия первой конституции КНР?

a) Программа КПК

b) Временная программа деятельности государства

c) Демократическая программа развития КНР

d) Общая программа HПKCK

e) Перечень прав и свобод народа КНР

3. Согласно социалистической правовой традиции, китайские законодатели сделали акцент в конституции на:

a) Основы конституционного строя

b) Основы общественно-политического строя

c) Гарантии прав и свобод человека и гражданина

d) Подробное регулирование статуса общественных объединений

Что представляет собой Китай по форме государственного устройства?

a) Федерацию

b) Конфедерацию

c) Квазиконфедерацию

d) Децентрализованное унитарное государство

e) Унитарное государство с административными автономиями

Китайская конституционная доктрина предполагает

a) Отсутствие принципа разделения властей

b) Невнимание к национальному вопросу

c) Отсутствие в Конституции перечня обязанностей гражданина

d) Отсутствие принципа выборности государственных органов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состоят особенности конституционного развития Китая?

2. Сколько конституций было в истории Китая?

3. В чем проявляется социалистический характер Конституции КНР 1982 г.?

4. Каков порядок изменения Конституции КНР? Охарактеризуйте его с точки зрения жесткости и сравните с порядком изменения Конституции в России.

5. С чем связаны основные особенности конституционно-правового статуса граждан в КНР?

6. Перечислите основания приобретения и утраты гражданства КНР. Какие органы принимают решения по этим вопросам?

7. В чем состоит специфика конституционного регулирования политических прав и свобод в Конституции КНР? С чем она связана?

8. Какие экономические права предоставлены гражданам КНР на конституционном уровне?

9. Какое место в системе конституционных прав и свобод занимают личные права?

10: Сравните гарантии прав и свобод в КНР и какой-либо демократической стране. В чем различие?

11. Как урегулированы основы общественного строя в Конституции КНР?

12. Охарактеризуйте принципы избирательного права в КНР. В чем состоят особенности избирательной системы КНР?

13. Сравните систему государственных органов КНР и любой другой изученной страны. Имеются ли общие черты? В чем состоит различие?

14. Какие элементы составляют систему административно-территориального устройства КНР? Как это отражается на организации государственной власти?

15. Сравните правовой статус районов национальной автономии и ОАР. Выявите общее и особенное.

16. Сравните институты конституционного права на Тайване с институтами государственного права КНР.

17. Какова форма правления на Тайване?

Как называлась временная конституция, действующая до принятия первой конституции КНР? - student2.ru

Модуль 21

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО

ПРАВА ЯПОНИИ

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Основные вопросы темы:

Конституционное развитие Японии и особенности Конституции 1947 г.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Статус и полномочия императора

Парламент

Кабинет министров (правительство)

Партийная система

Административно-территориальное устройство.

Судебная система

Содержание учебного материала:

Конституционное развитие Японии и особенности

Конституции 1947 г.

Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результаты буржуазно-демократической «революции Мэйдзи» 1867 г. и стала компромиссом между основными классами общества. Согласно Конституции, формально Император, являясь главой государства, обладал почти неограниченными правами. Однако в такой дуалистической монархии, как Япония, за спиной Императора фактически руководили государством выходцы из военных кругов и Тайный совет, назначаемый Императором из числа высшей бюрократии.

Несмотря на свой консерватизм и архаичность (закрепление сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии – Палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный импульс экономическому и политическому развитию страны.

На практике юридическая Конституция не всегда совпадала с фактической. Представители милитаризма, ущемленные демократическими преобразованиями, в 1932 и 1936 гг. предприняли попытки военных переворотов. Правительство премьер-министра Коноэ установило военно-политический режим, подчинивший себе политические и общественные движения в стране. Борьба с участниками военных переворотов и установление государственной монополии в экономике привели к ограничению конституционных прав и свобод. Принятие Парламентом в июне 1945 г. правительственного Закона о чрезвычайных мерах военного времени означало приостановление действия Конституции 1889 г.

После поражения Японии во второй мировой войне и ее капитуляции 2 сентября 1945 г. она была оккупирована американскими войсками. Была проведена демилитаризация страны и демобилизация японских вооруженных сил. Международный Токийский трибунал осудил военных преступников.

В октябре-декабре 1945 г. штабом оккупационных войск при главнокомандующем был организован Консультативный совет из представителей СССР, Великобритании и Китая для разработки проектов будущего устройства Японии. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участи и под давлением Дальневосточной комиссии – оккупационного органа (в составе представителей 11 воевавших с Японией стран), который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии были написана для этой страны США и их союзниками. Конституция явилась компромиссом между различными силами. При составлении проекта были использованы положения конституционного права Великобритании и США, а также частный проект конституции, подготовленный группой японских интеллигентов на базе Веймарской Конституции Германии 1919 г.

Новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 г. и вступила в силу 3 марта 1947 года. Данная конституция действует и по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде.[12] Отсутствие изменений компенсируется деятельностью Верховного суда, наделенного правом осуществления конституционного контроля.

Можно выделить следующие особенности действующей Конституции 1947 г. (и ее отличия от прежней Конституции 1889 г.):

1. Закреплен принцип народного суверенитета (власть исходит от народа, а не от императора) (преамбула и ст. 1). В специальном обращении к нации Император Хирохито заявил об отказе от концепции божественного происхождения и сверхъестественной основы своей суверенной власти, провозглашенных предыдущей Конституцией.

2. Сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограничены – он остался лишь символом государства и единства народа. Был также закреплен принцип разделения властей, ограждающий от сосредоточения государственной власти в одних руках.

3. Парламент объявлялся высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства (ст.41). Форма правления таким образом характеризовалась как парламентарная монархия. Именно парламенту предоставлялось право формировать правительство, и правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором.

4. Конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и вооруженных сил (ст. 9: «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»). На основании данной нормы конституции Япония официально не имеет своей армии кроме немногочисленных сил самообороны. Антимилитаристский характер имеет и положение о том, что правительство должно состоять только из гражданских лиц (ч. 2 ст. 66).

5. Закреплен широкий круг основополагающих прав и свобод человека (гл. III).

Наши рекомендации