Конституционное развитие КНР
В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года. конституции принимались 4 раза – в 1954 г., 1975 г., 1978 г. и 1982 г. До принятая первой конституции с первого дня существования КНР, действовала временная конституция, которая официально именоваласьОбщая программа HПKCK (НПКСК – Народный политический консультативный совет Китая – высший орган китайской революции, который принял на себя функции парламента).
Общая программа заложила основные начала, на которых стала создаваться молодая Китайская Народная Республика:
¾ демократическая диктатура народа:
¾ народно-демократический (а затем – социалистический) строй;
¾ права и свободы, а также обязанности человека;
¾ многопартийная система при руководящей роли коммунистической партии;
¾ общественное народное хозяйство;
¾ вспомогательная роль в экономике национальной буржуазии;
¾ унитарное государство, запрет создавать внутри Китая образования, имеющие государственный статус;
¾ право малочисленных наций на автономию;
¾ организация власти по советскому типу – через систему собраний народных представителей всех уровней.
Основные положения Общей программы были узаконены в Конституции 1954 г., которая реально действовала более 10 лет.
В годы «культурной революции» 1966 – 1976 гг. – кампании жестокого террора против инакомыслящих конституционный строй был фактически ликвидирован и управление страной на всех уровнях было во многом основано на произволе властей и «толпы». За год до смерти Мао Цзэдуна была принята Конституция 1975г.. которая закрепила результаты «культурной революции».
После смерти Мао в 1976 г. и начала реформ была принята новая Конституция 1978 г., имевшая компромиссный, конъюнктурный характер.
По мере развития в стране реформ, возглавляемых Дэн Сяопином, 4 декабря 1982 года ВСНП вновь приняло конституцию – конституцию «модернизированного социализма», которая действует и ныне.
Конституция КНР 1982 г. – сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах (I. «Общие положения»; II. «Основные права и обязанности граждан»; III. «Государственная структура»; IV. «Государственный флаг. Государственный герб. Столица»).
Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что и по форме, и по содержанию – это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.
Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами, нормами-программами. Порой трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.
В качестве примера можно привести следующие нормы; «Кто не работает, тот не ест», «Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, поддерживать тесные связи (?) с народом...». Данные нормы не содержат четких правил поведения, не могут быть защищены в суде, об их содержании можно лишь только догадываться.
Особого внимания заслуживает Введение к конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула – это короткая, торжественная вводная часть конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение – это небольшой рассказ (объемом в 1 – 2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.
Введения к конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о самой героической борьбе, о победе революции, о трудовых буднях народа, о дальнейших целях.
Не является оригинальным в этом отношении Введение к конституции КНР, которое описывает тяжелое историческое прошлое китайского народа, его героическую борьбу за освобождение; увековечивает роль личности Мао Цзэдуна в этой борьбе; восхваляет коммунистическую партию; ставит цели на будущее.
Особенность Введения в редакции 1982 г. – косвенное упоминание о реформах – «модернизации». Его завершает следующее программное заявление: «В дальнейшем коренная задача государства – общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем чтобы... превратить страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое, социалистическое государство».
Государственная символика КНР носит ярко выраженный социалистический характер. Согласно ст. 136 Конституции «государственный флаг КНР состоит из красного полотнища с изображением на нем пяти звезд». Смысл данной символики, как отмечалось в литературе, состоит в том, что «одна из звезд – самая большая символизирует общие интересы всего китайского народа, а четыре маленькие звезды обозначает рабочих, крестьян, мелкую буржуазию и патриотически настроенных капиталистов. Созвездие этих звезд – символ единства и сплоченности всех прогрессивных сил народа под знаменем КПК. Красный цвет флага – символ революционных устремлений, символ борьбы трудящихся КНР за победу социализма». Не менее характерна и символика герба. Согласно ст. 137 «государственный герб КНР состоит из изображений: в центре – ворота Тяньаньмэнь, освещенные пятью звездами, по краям – колосья и зубчатое колесо». Ворота Тяньаньмэнь, что в переводе означает Ворота Небесного Мира (Спокойствия), были сооружены в Пекине в XVII столетии на месте старых ворот имперского города и на первый взгляд действительно «символизируют древние традиции китайского народа», но не менее важно и то, что 1 октября 1949 г. перед ними произошло провозглашение создания Народной Республики. Колосья пшеницы символизируют крестьянство, зубчатое колесо – рабочий класс. Символика пяти пятиконечных звезд – та же, что и у флага. Цветовая гамма флага и герба апеллирует к традиционным представлениям китайского народа. Символика цветов флага и герба у китайцев должна ассоциироваться с властью, а еще «в старом Китае красный и желтый считались императорскими цветами».