Исполнительная власть по конституции США
1. Президент, Вице-президент и министры.
Высшая исполнительная власть в США осуществляется Президентом. Его полномочия огромны: в его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, которым он делегирует некоторые свои полномочия, главы многочисленных ведомств. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников Президента и не образуют правительства. Это – кабинет Президента, его совещательный орган. В настоящее время это менее 20 человек: руководители 14 министерств, 3 министра без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Министры осуществляют свою власть на основе делегирования им соответствующих полномочий Президентом. В Кабинете все решения принимает Президент. Под руководством Президента работают различные ведомства, например, Совет национальной безопасности, Президент назначает множество федеральных должностных лиц, которых утверждает Сенат.
Вице-президент (его кандидатура предлагается кандидатом в Президенты и голосуется одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента.
2. Выборы Президента и Вице-президента.
Президент и Вице-президент США избираются путем двухступенчатых косвенных выборов. В ходе выборов формируется особый орган – Коллегия выборщиков, которая затем избирает президента сроком на 4 года. Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению, проживать в США постоянно не менее 14 лет.
Выборы президента США проходят в четко определенный срок – в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (проще говоря, в 1-й вторник ноября, кроме 1 ноября), а вступление в должность – 20 января следующего года.
Раз в четыре года избиратели голосуют за выборщиков от своего штата, представляющих ту или иную партию. Всего выборщиков 538. При подсчете голосов, поданных за списки выборщиков, используется мажоритарная система относительного большинства. Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование идет за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список (то есть победившая в штате партия получает сразу все голоса выборщиков отданного штата). Например, партия, за которую проголосовал 51% избирателей Калифорнии, получает все 54 голоса выборщиков от Калифорнии, а партия, набравшая 49% голосов избирателей этого штата, не получает ничего.
После того, как выборщики избраны, они голосуют за кандидатуру Президента. Фактически голосование выборщика предопределяет его партийная принадлежность. Выборщики голосуют бюллетенями в столицах своих штатов. Затем документы пересылаются в Вашингтон председателю Сената. Результаты суммируются и оглашаются в присутствии членов Конгресса. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное число голосов выборщиков, т.е. 270. Если не один кандидат не получит абсолютного большинства, Палата представителей избирает Президента из трех баллотировавшихся и набравших большее число голосов лиц. Сенат в том же случае избирает Вице-президента (разд. 1 ст. II, поправка XII).
Система косвенных выборов президента США достаточно сложна и запутанна и может сильно исказить волю народа. Но это – устоявшая традиция. В конце 60-х гг. XX столетия выдвигались предложения отменить выборы через Коллегию выборщиков и перейти по примеру других стран к прямым выборам президента. Это предложение вызвало резкое сопротивление средних и мелких штатов, которых большинство и для которых сегодняшняя система – возможность штата решить судьбу выборов.
В одной паре с президентом избирается вице-президент. Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Вице-президент председательствует в Сенате и помогает президенту в его деятельности. В случае смерти или отставки президента вице-президент автоматически становится президентом до окончания текущего 4-летнего срока. Если стал вакантным пост вице-президента, то нового вице-президента назначает президент, после чего его должны утвердить обе палаты Конгресса большинством голосов.
3. Полномочия Президента (разд. 2 ст. II).
Он назначает министров с последующим их утверждением Сенатом, непосредственно руководит работой Кабинета министров, который ответствен исключительно перед президентом (Конгресс не может вынести вотум недоверия Кабинету министров). Президент в любой момент может освободить любого министра от должности; самостоятельно назначает (и освобождает) многочисленных чиновников на федеральном уровне; назначает послов в зарубежные государства с последующим их утверждением Сенатом. Президент также является главнокомандующим вооруженных сил страны (может в любой момент самостоятельно принять решение об использовании вооруженных сил); руководит внешней политикой, подписывает международные договоры, осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и исполнительные приказы. Президент назначает членов Верховного суда с последующим их утверждением Сенатом; обращается с посланиями к стране.
Важнейшим полномочием президента в сфере законодательного процесса является право вето. Президент имеет право в 10-дневный срок наложить вето на любой закон, принятый Конгрессом. Вето может быть преодолено 2/3 голосов депутатов каждой из палат Конгресса. В условиях США, где партия, имеющая в палате большинство, редко достигает квалифицированного большинства, а мнения партий по законопроектам часто противоположные, преодолеть вето президента практически невозможно.
Обычно вето президента преодолевается примерно в 10% случаев, а в 90% случаев остается непреодоленным. Это означает, что президент может лично (наложив вето) фактически отменять законы, принятые Конгрессом.
Президент имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями и другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.
4. Ответственность Президента.
Президент США не несет политической ответственности перед Конгрессом. Как записано в Конституции, президент может быть отстранен от должности, если будет осужден в порядке импичмента, если будет признан виновным «в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях или проступках» (раздел 4, ст.II).
Т.о. конституция США предусматривает возможность импичмента. Это особая процедура привлечения к ответственности, это парламентский суд с возможным освобождением от должности президента США и других должностных лиц: министров, послов, федеральных судей.
Процедура импичмента состоит из нескольких стадий. Во-первых, юридический комитет Палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента. После прений Палата представителей простым большинством голосов от общего числа членов Палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената; при этом формулируются конкретные пункты обвинения – «статьи импичмента». Затем дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело (на началах состязательности сторон, с вызовом свидетелей, истребованием доказательств), а Сенат выступает в качестве суда присяжных. Без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения (по каждой «статье импичмента»), причем решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов. Если хотя бы один из пунктов обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент (осуждение) считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность.
В истории США судом импичмента были осуждены только 4 судьи. Трижды к суду импичмента привлекались президенты США. Это были в 1868 г. – Э. Джонсон; в 1974 г. – Р. Никсон; в 1999 г. – Б. Клинтон. Во всех случаях импичмент с юридической точки зрения оказался безрезультатным. За всю американскую историю ни одинне был смещен с должности в порядке – импичмента. Лишь в 1974 г. со своего поста добровольно с целью избежать импичмента ушел президент Р. Никсон.
Одно и то же лицо не может быть президентом США более 2 сроков. Данная норма была установлена XXII поправкой к конституции в 1951 г. после того, как Ф. Рузвельт стал президентом США четырежды и умер на своем посту.
Несмотря на то, что до 1951 г. данная норма не действовала, ни один (кроме Ф. Рузвельта) президент не сумел добиться своего избрания больше чем на 2 срока.
Двухпартийная система
Определяющую роль при выборах Конгресса, президента США, губернаторов и иных должностных лиц играют политические партии.
В США исторически сложиласьдвухпартийная система, в результате чего на выборах всех уровней соперничают друг с другом кандидаты от двух партий – демократической и республиканской.
В прошлом демократическая партия, основанная в 1828 г., представляла интересы рабовладельческого Юга, а республиканская партия, основанная в 1854 г., – интересы промышленного Севера. После отмены рабства в 1865 г. различия между партиями стали минимальными.
В настоящее время республиканская партия имеет сильные позиции на Северо-Востоке страны и ее поддерживают, как правило, средние и обеспеченные слои населения, преимущественно белые избиратели. Демократическая партия имеет сильные позиции на Юге, часто ее избирателями являются бедные слои населения, а также чернокожие и испаноязычные.
Партии не имеют фиксированного членства, членских билетов, но зато имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате и в столице. Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Практически невозможно стать членом Палаты представителей, сенатором, губернатором штата, президентом США без поддержки партии (то есть не будучи ее кандидатом) и ее организационных структур (аппарата). Нередко партии в США именуют избирательными машинами. Все выборы в США делятся на две стадии – праймериз (первичные выборы) и непосредственно выборы. Во время праймериз (первичных выборов) идет борьба внутри каждой партии за право стать ее официальным кандидатом (в Конгресс по округу, в губернаторы, президенты). Окончательно вопрос о кандидате решают рядовые члены партии путем голосования (в округе, штате, масштабе всей страны).
Когда от каждой партии окончательно определяется единственный кандидат на выборную должность, начинается второй этап, во время которого борьбу уже непосредственно за должность ведут 2 кандидата – от демократической партии и от республиканской. На всех выборных должностях, включая президента США, республиканцы и демократы периодически сменяют друг друга. В результате происходит смена власти, конкретных людей у власти. Соперничество партий заставляет выборных лиц всегда быть «в форме». В то же время, поскольку цели партий сходны, государственный курс в целом остается тем же.
В США предпринимались попытки создать другие партии помимо демократической и республиканской, выдвинуть «третьего кандидата», но все эти попытки заканчивались провалом. «Третьи» партии имели временный характер, были маловлиятельны и быстро рассыпались, не сумев поколебать сложившуюся двухпартийную систему.