Конституционно-правовое регулирование гражданства
Правовое положение лица зависит от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай – с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Для определения статуса личности важнейшее значение имеет понятие гражданства. Гражданство– это устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая комплекс их взаимных прав и обязанностей. Гражданин приобретает право участвовать в управлении государством, находиться под его покровительством и обязан соблюдать законы государства, а также участвовать в защите его от вооруженной агрессии. Государство, наоборот, обязано оказывать своим гражданам защиту и покровительство и распространяет на них свой суверенитет. Кроме того, в отношении граждан, как правило, не могут быть применены экспатриация и экстрадиция.
Экспатриация – это высылка лица за пределы государства, применяемая в качестве санкции за правонарушение, совершенное на территории данного государства.
Экстрадиция – это выдача лица иностранному государству за правонарушение, совершенное на его территории, для следствия и суда. Экстрадиция иностранцев не разрешается, если соответствующие деяния в стране пребывания иностранца не считаются преступлениями.
Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами. Для въезда в страну с целью проживания иностранцу необходимо разрешение с указанием срока, места жительства, занятия, необходимо зарегистрироваться в полиции. Предприниматели обязаны согласовывать прием иностранцев на работу с государственными или муниципальными учреждениями. Их передвижение по стране может быть ограничено. Социальные пособия и льготы от государства во многих странах могут получать только граждане (например, в США с 90-х гг.). Иностранец может быть депортирован за нарушение законодательства. С другой стороны, иностранцы не обязаны служить в армии страны пребывания, не платят налоги (если между государствами, такими, как, например, США и Россия, есть соглашения об исключении двойного налогообложения). Иностранцы имеют паспорт (удостоверение личности) своего государства, а в стране пребывания им выдается другой документ – вид на жительство (иногда, например для иностранных студентов, просто делается отметка в национальном паспорте).
Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Поэтому в современном международном праве господствует тенденция к принятию мер, сокращающих состояние без гражданства (заключаются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры). В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают).
Лица с множественным (в частности, двойным) гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. В некоторых странах двойное гражданство не допускается (например, в Италии). В других странах двойное гражданство может приобретаться только на основе международных договоров между государствами и оформляется особым образом. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например, служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.
Граждане и подданные. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства. Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает качества принадлежности, личную связь человека с монархом («подданный его величества»).
В развитых странах различие гражданства и подданства имеет лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последнее время в европейских монархиях, в Японии и других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.
После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское Сообщество в Европейский Союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского Союза, сохраняя национальное гражданство. Они избирают Европейский парламент, могут участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европейскому парламенту и его омбудсману. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно в основном регулируется внутренним законодательством.
Существует несколько способов приобретения гражданства.
1. Филиацияили приобретение гражданства по рождению возможна на основании «права крови» или «права почвы». «Право крови» означает, что если родители ребенка являются гражданами данного государства, то и ребенок является его гражданином. «Право почвы» предполагает, что ребенок, родившийся на территории данного государства, является его гражданином. «Право почвы» и «право крови» по-разному сочетаются в различных государствах. В европейских странах доминирует «право крови», а в американских – оба основания выступают равноправными и самодостаточными (то есть, присутствует смешанный способ приобретения гражданства по рождению). Это вполне объяснимо. Если традиционной приоритетной задачей демографической политики европейских стран является стремление к сохранению этнического единства, то население американских государств в основном исторически формировалось за счет эмиграции, чему и благоприятствует право «почвы». Проблема возникает лишь тогда когда родители ребенка имеют разное гражданство (например, мать – итальянская гражданка, отец – гражданин Франции). Этот вопрос в большинстве стран решается только на основании письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка. До этого он может оставаться лицом без гражданства или (что чаще) может приобрести гражданство по месту рождения.
2. Натурализация(укоренение) в широком смысле охватывает все способы приобретения гражданства после рождения.
А) Натурализация в узком смысле слова обозначает приобретение гражданства по заявлению. В этом случае прием в гражданство осуществляется при наличии определенных условий: совершеннолетие заинтересованного лица, установленный законом срок его проживания на территории страны, знание государственного языка, наличие средств к существованию и т.п. В отдельных арабских странах (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане, лица же других вероисповеданий, в том числе супруги, для приема в гражданство должны изменить свою религию. Натурализация используется чаще всего в случае вступления в брак (государства, как правило, облегчает приобретение гражданства для супругов их граждан), в случае усыновления ребенка-иностранца, занятия определенной должности, покупки гражданства или решения суда.
Б) Восстановление в гражданстве (реинтеграция) осуществляется в отношении лица, которое ранее имело гражданство данного государства, но затем его утратило (например, в результате вступления в брак).
В) Оптация или выбор гражданства – это приобретение гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством. В этом случае жителям присоединяемого региона предоставляется возможность сохранить прежнее гражданство или приобрести новое.
Г) Трансферт – автоматическое предоставление гражданства (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бывает редко, но имело место в некоторых государствах после Второй мировой войны)
Существует несколько способов прекращения гражданства.
1. Отказ от гражданства или выход из него – это добровольное прекращение гражданства. Отказ от гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом в компетентные органы. В выходе может быть отказано только по основаниям, указанным в законе.
2. Лишение гражданства – это принудительное его прекращение по инициативе государства, применяемое вопреки желанию лица как санкция за правонарушение. Обычно применяется только к натурализованным гражданам.