Парламент Индии – народная палата и Совет Шатов, полномочия.

Парламент Индии — высший федеральный орган законодательной власти в Индии. Включает в свою структуру Президента Индии и две палаты: нижнюю палату, называемую Лок сабха, и верхнюю палату, именуемую Раджья сабха Резиденция парламента расположена в Нью-Дели и носит название Сансад Бхаван. Законодательные акты принимаются путём утверждения законопроекта обеими палатами и последующего одобрения его Президентом. Центральный зал заседаний парламента традиционно используется для совместных заседаний нижней и верхней палат.

  1. Правовой статус президента.

Индийский Парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента, Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает инте­ресы Федерации в целом, а Совет штатов (верхняя палата) пред­ставляет в Парламенте субъекты Федерации.

Обе палаты индийского Парламента состоят, прежде всего, из сравнительно богатых, образованных людей, обычно принад­лежащих к высшим кастам. Общее число депутатов Народной па­латы не должно превышать 525 представителей от штатов плюс 20 представителей союзных территорий (ст. 81) и 2 представителей англо-индийской общины, назначаемых президентом (ст. 331). При­чем из этого числа за наиболее отсталыми слоями населения, из­вестными в Индии как списочные, или зарегистрированные пле­мена и касты, резервируются, соответственно, 38 и 78 мест. Это говорит о стремлении представить упомянутые группы населения в высших органах законодательной власти, что, несомненно, весьма прогрессивно. Председательствует на заседаниях Народной пала­ты спикер, избираемый депутатами этой палаты из ее состава.

В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть досрочно распущен. Его реальное значение в политической жизни страны невелико. Пользуясь правом отлагательного вето, Совет шта­тов может задержать законопроекты, принятые Народной палатой (кроме финансовых) на срок до 6 месяцев. Он может также вносить в законопроекты поправки и возвращать их в нижнюю палату.

В зависимости от партийной принадлежности депутаты обеих палат группируются по партийным фракциям. Каждая из них имеет своего лидера и "кнутов", т. е. партийных организаторов, обеспечи­вающих партийную дисциплину, явку на заседания палат, в кото­рых фракция заинтересована, и единообразное голосование. Кво­рум в каждой из палат составляет 1/10 всего состава палаты.

Законопроект проходит в каждой из палат три стадии обсуж­дения, которые называются чтениями, после чего он направля­ется президенту для одобрения.

Если же во второй палате законопроект подвергается изме­нениям, то он снова возвращается в палату, принявшую его пер­вой. В случае ее согласия с предложенными поправками билль считается принятым обеими палатами и передается на подпись президенту.

В случае несогласия с предложенными поправками палаты пытаются прийти к соглашению посредством переговоров, а при их неуспехе — по решению президента — совместным голосова­нием депутатов обеих палат. Последняя процедура, правда, явно выгоднее для Народной палаты, численность которой более чем в два раза превышает число членов Совета штатов.

Для прохождения в Парламенте финансового законодатель­ства предусмотрен особый порядок. Принятый Народной палатой финансовый законопроект направляется в Совет штатов. Верхняя палата обязана в течение 14 дней возвратить его со своими реко­мендациями, которые не носят обязательного характера.

Парламент, а точнее Народная палата, осуществляет конт­роль над правительством, которое несет перед ним коллективную ответственность. Эта функция может осуществляться ею посред­ством использования депутатами Народной палаты права запро­са, права обсуждения политики правительства, а также возмож­ности вынести правительству вотум недоверия.


5. Совет министров и его кабинет.

Ведущую роль в практическом осуществлении государ­ственной власти в Индии играет Совет министров — коллек­тивный орган исполнительной власти, состоящий из Премьер-министра и министров, назначаемых Президентом страны, причем министры назначаются по совету Премьер-министра. В соответствии с конституционным обычаем Президент обязан назначить Премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр формирует Правительство из руководящих деятелей фракции большин­ства в нижней палате Парламента. Он распределяет министер­ские портфели и определяет функции и полномочия министров (ч. 1 ст. 75). Формируя Правительство, Премьер-министр стре­мится к тому, чтобы в нем были представлены основные на­циональности, религиозные общины, касты, крупнейшие шта­ты и т. д. В случае необходимости формирования коалиционно­го правительства учитывается специфика партнеров ведущей партии по коалиции. Несмотря на кажущуюся пестроту соста­ва Правительства, большинство его членов принадлежат к выс­шим кастам индийского общества. Члены Совета министров дол­жны быть членами Парламента, и если министр назначен не из числа парламентариев, ему нужно в течение шести меся­цев избраться в Парламент, ибо в противном случае он утра­тит свою должность.



Наши рекомендации