Единство государственной власти
Идеологическое обоснование необходимости единства власти появилось задолго до возникновения теории разделения властей и имело персонифицированный характер (в том числе обоснование суверенитета не народа, а монарха). Впоследствии такой подход возродился в вождистских концепциях фашизма. Практика вождизма существовала и в условиях тоталитарных коммунистических режимов (реальная власть и в ряде случаев культ личности генерального секретаря правящей партии), хотя в отличие от фашистских учений марксистская теория в принципе отрицала индивидуалистический подход.
Новый аспект идее единства власти был придан сочинениями некоторых французских просветителей, подходивших к этому вопросу скорее с социологических, чем с организационно-правовых позиций. Они рассматривали законодательную, исполнительную, судебную власть лишь как особые проявления верховной власти, суверенитета народа, считая, что все «члены государства» должны участвовать в управлении им через формирование «общей воли», как правило, на народных собраниях. Это был иной, коллективистский подход к идее единства государственной власти.
Вопросы:
1. Проанализируйте особенности государственной власти, как институт конституционного права?
2. Охарактеризуйте разделение властей?
3. Охарактеризуйте единство государственной власти?
Лекция 7
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
План
1.Понятие формы государства и формы правления.
2. Монархия.
3. Республика.
Понятие формы государства и формы правления.
Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма правления отражает: порядок создания высших органов государства и их строение; взаимоотношения между органами государственной власти; взаимоотношения между органами государственной власти и населением страны; обеспечивает ли данная организация государственных органов права и свободы гражданина.
Монархия.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного правителя государства – монарха, является пожизненной и передается по наследству. Виды монархий:
1) абсолютная – вся полнота власти сосредоточена или находится в руках монарха, ничем не ограничена. Парламент и конституция отсутствуют, разделение власти на ветви не существует;
Признаки абсолютной монархии: существование единоличного носителя верховной власти монарха; монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно; существует наследственный порядок преемственности верховной власти; монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа; отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.
2) ограниченная – власть монарха ограничена каким-либо представительным органом, как правило, существует конституция; разновидности: конституционная; дуалистическая; сословно-представительная.
Признаки ограниченной монархии: правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Республика.
Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются особыми представительными учреждениями.
Виды республик:
– президентская – президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается населением или выборщиками;
– парламентская (парламентарная) – правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность;
– смешанная – характеризуется тем, что содержит в себе элементы президентской и парламентской республики.
Признаки республиканской формы правления:
– выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти;
– осуществление государственной власти от имени народа;
– юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом;
– обязательность решений верховной государственной власти.
Основные признаки президентской республики:
– внепарламентский метод избирания президента и формирования правительства;
– ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
– более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.
Вопросы:
1.Дайте понятие формы правления?
2.Охарактеризуйте монархию?
3.Проанализируйте республику, как форму правления?
Лекция 8
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.
План
1. Понятие государственного режима.
2. Классификация государственных режимов.
- Понятие государственного режима.
Термин «режим» употребляется в немногих конституциях и обычно вместе с прилагательным «демократический» (конституция Бразилии
1988 г.). В редких случаях говорится о политическом режиме (конституция Никарагуа 1787 г.). Иногда о государственном режиме, режиме государства упоминается в законодательстве некоторых франкоязычных стран, чаще данный термин употребляется в работах политологов и правоведов. Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима, существует специальное законодательство, регулирующее его разные стороны. Эти нормы в совокупности образуют конституционно-правовой институт государственного режима — динамичную, подвижную, изменчивую сторону более широкого понятия «форма государства».
Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В фашистских государствах наряду с преобладанием методов прямого насилия использовались демагогические приемы (партия Гитлера в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демократических государствах наряду с методами либерализма используется принуждение, а то и насилие (силовые методы при разгоне несанкционированных демонстраций применяются и в Великобритании, и в Польше, и в Японии). Поэтому, оценивая тот или иной государственный режим, давая ему соответствующую характеристику, важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют существо, доминанту государственного режима.
В конституционном праве государственный режим изучается прежде всего через призму соответствующих правовых норм. Однако только такой подход недостаточен. Во многих случаях конституционные нормы расходятся с действительностью, а потому необходимо учитывать не только правовые нормы той или иной страны, но и практику их применения.
- Классификация государственных режимов.
Виды государственных режимов:
1) демократический – характеризуется наличием в обществе гласности, законности, плюрализма и верховенства личности в государстве. Признаки:
а) равноправие всех граждан;
б) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека и гражданина;
в) политический плюрализм (существование ряда партий, общественных организаций, имеющих различные политические взгляды);
г) выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, их подотчетность избирателям;
д) гласность в деятельности государства;
е) господство при осуществлении власти принципа – разрешено все, что специально не запрещено;
ж) разделение государственной власти на три ветви (законодательная, исполнительная, судебная);
з) оппозиция государственной власти действует легально, но в рамках существующих законов.
2) антидемократический:
– авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, ограничением роли выборных государственных органов и усилением воли исполнительных органов.
Признаки:
а) в отношениях между государством и обществом действует принцип: все, что касается политики – запрещено;
б) в экономической жизни допускается некоторая самостоятельность и инициатива;
в) насилие и принуждение применяются избирательно, но власть готова к их использованию в случае необходимости;
д) не учитываются особенности религиозных убеждений населения.
– тоталитарный – характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества.
Признаки:
а) в отношениях между государством и обществом господствует принцип – запрещено все, что специально не разрешено;
б) права и свободы граждан лишь формально декларированы в законодательных актах, в реальной жизни они не соблюдаются;
в) власть политического лидера (коллективного органа) абсолютна, не подчинена даже тем законам, которые им приняты;
г) основной метод осуществления власти – принуждение и насилие;
д) государственная власть отмечается высокой степенью централизации, стремится осуществлять контроль за всеми проявлениями общественной жизни;
е) имеет место всеобщая милитаризация
ж) огосударствление всех общественных организаций (молодежных, спортивных и др.).
– фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, широким использованием террористических методов. Признаки:
а) полное отсутствие всех прав и свобод человека и гражданина;
б) уничтожение всех оппозиционных организаций и учреждений;
в) широкое использование методов насилия;
г) провозглашение националистической идеологии общества;
д) полная и всеобщая милитаризация общественной жизни;
е) всеобъемлющий контроль государства над важнейшими сферами общественной жизни (культура, экономика, идеология, политика).
Вопросы:
1.Охарактеризуйте государственный режим?
2. Дайте классификацию государственных режимов?
Лекция 9