Легитимность государственной власти.
Легитимность власти означает ее формирование и осуществление в соответствии с волей народа. Легитимность как свойство власти может иметь разные основания - это харизма лидера, традиционное подчинение власти, страх и рациональное подчинение законно сформированной власти.
Демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти.
Демократические процедуры формирования означают наличие в государстве демократического избирательного законодательства, гарантирующего осуществление всеобщего и равного избирательного права и периодическое проведение свободных подлинных нефрасфильтрованных выборов.
- В Конституции должны быть закреплены демократические процедуры, осуществление государственной власти, такие как: порядок принятия законов, компетенция, полномочия государственных органов, порядок издания ими актов и тд.
- запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (ч.4 ст.3), обладание полномочиями может быть правомерным, в случае приобретения их в установленном законом порядке выборные органов государственной власти формируются посредством демократических выборов, а иные органы в результате определенной законом процедуры назначения конкурса или другими способами.
Получение властных полномочий незаконным способом влечет установленную ответственность
Верховенство права
- единство права и закона. Ст.18 определяет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
- верховенство Конституции и ее прямое действие. Ст.15 устанавливает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.
- соблюдение надлежащей правовой процедуры, принятие законов. Правом принятия законов обладают только законодательные органы государственной власти. Законы в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права свободы и обязанности гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
- соблюдение иерархии источников права. Верховенством в этой системе обладает Конституция, а также в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права.
Принцип федерализма.
Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства.
Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его частями.
Различается две основные формы государственного устройства: унитарные государства и федеративные государства.
Унитарное государство представляет собой государство с централизованной системой, в нем не существует разделения предметов ведения и полномочий между центральными органами и органами составных частей государства.
Федеративное государство - это форма государственного устройства, при которой составные части государства обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами ( договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным ( конституционно-правовая Федерация).
Конституция в ст.5 закрепляет в числе основ конституционного строя принципы федеративного устройства.
1. РФ - это конституционно-правовая Федерации. И ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
2. Субъекты РФ равноправны. В ч.1 ст.5 провозглашается равноправие субъектов Федерации, однако оно является формальным. В ч.2 ст.5 республики называются государствами и им предоставляются привелегии иметь Конституции, в отличие от других субъектов, которые могут принимать уставы. В дополнении к объявленному равенству ч.4 ст.5 устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. ( ст.71-73).
3. Государственная целостность - это принцип федеративного устройства, при котором субъекты Федерации не обладают правом выхода из состава Федерации. Вопросы своей территории РФ может решать только сама. Выражением государственной целостности является единое правовое и экономическое пространство и единое гражданство.
4. Единство системы государственной власти. ( федеральный и региональный уровень власти)
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ ( ст.71-73)
6. Равноправие и самоопределение народов.
Данный принцип относится к народам субъектов РФ, к их праву осуществлять государственную власть на соответствующей территории. Данный принцип не означает право выхода субъектов из РФ.