Европейская модель 1920г.(Кельзянская)
Общее правило: Европа, Южная армерика, некоторые азиатские страны, Россия.
1. есть специальный орган конст. контроля.как правило конституционный суд
2. суды общей и иной не конст. юрисдикции не занимаются конституционным контролем.
3. решения К. судов являются обязательными для всех субъектов права, а не только
4. Возбуждается отдельное производство для проведения КК.
Виды Конституционного Контроля:
По времени осуществления КК:
1. Предварительный – предметом рассмотрения явл-ся проекты НПА (установив несоответствия Конст. мы тем самым избегаем в последующим нарушение прав, но д. проектов очень много в связи с чем суд не м. заниматься проверкой только данных НПА, в России подобного рода проекты проверяются только ратифицируемые РФ Международные договоры)
2. Последующий – контроль осуществляется после введения в действие НПА,
По процедуре возбуждения производства и форме проверки:
1. Абстрактный - (конст. акта устанавливается вне зависимости от конкретных случаев его применения или необходимости его применения и сам КС проверяет данный акт сравнивает е1 с Конституции)
2. Конкретный - (конституционность устанавливается применительно к конкретному правоприм. случаю) дела по жалобам граждан, когда суды обращаются с запросом, Ген. прокурор, Уполномоченный по правам человека.
По содержанию:
1. Формальный - проверяется НПА с т.з правомочности субъекта на его принятие, порядка принятия и формы его принятия.
2. Материальный - проверяется содержание самого закона, его норма по соответствию Конституции.
По обязательности самого контроля:
1. Факультативный (самый распространённый, по желанию заявителя)
2. Обязательный (когда при определенных условиях субъект обязан обратиться в орган КК), ФЗ от 2001 г. о порядке принятия в состав субъекта РФ, ФКЗ «О референдуме в РФ»
По правовым последствиям:
1. Консультативный – когда решение не обладает силой окончательного и влекущего прекращение данного акта, в РФ нет.
2. Постановляющий – когда решение окончательно и непосредственно влечет прекращение действие акта признанного неконституционным.
3. промежуточный контроль- решение принимаестя влечет прекращение действия но м.б. в последующим быть оменено др. органом
По органам проверяющим конституционность:
Централизованный – конст устанавливается ед. органом
Децентрализованный – несколько или все органы рассматривают.
По времени утраты юридической силы акта.признанного неконституционным
1 extunc – утрачивают силу с момента его издания
2exnunc- НПА признан неконституционным и с момента вступления в силу НПА считается не конституционным.
Лекция 30.10.2012г.
По субъекту, который издает или принимает участие в разработке НПА подлежащего проверки:
1. Внешний (проверку НПА делает орган не участвовавший в его принятие Н-р КСРФ)
2. Внутренний (проверка осуществляется органом состоящем в органе принимающем НПА)
По роли субъекта в процессе (данное подразделение относиться в большей степени к американской модели, когда проверка конституционности осуществляется в рамках другого дела)
1. контроль путем предъявления иска
2. контроль в порядке возражения против иска
Развитие законодательства о конституционном контроле в РФ
1918 – 1936 г.г. – 1 этап:
1. 1918 –Контроль осущ-ся всероссийским съездом советов ЦИК и Президиум ЦИК
2. 1924-1933 – осуществлялся Веховным судом, он давал указания в том числе верх судам республик как поступать по тем или иным вопрос)
3. 1933-1936 – появилась прокуратура которая отделилась из Верх суда.которая осуществляла
1936-1988 г.г.- 2 этап «Застой» в этот период ф-ии КК возвращается Верховному Съезду советов.
1988-1990-е г.г. 3 этап- появляется комитет Конституционного контроля подотчетен Верховному съезду СССР принимается закон о КК и этот орган создается он давал заключения, если он давал заключение против законов СССР то оно имело силу в том случае если против него не проголосовало более 2/3 Верховного съезда СССР
1991-по настоящее время 06 мая 1991 был приняти закон РСФСР о КС РСФСР – которым был создан Конституционный Суд. КС состоял из 15 судей в КС РСФСР, особенность этого суда в том, что он мог рассматривать конституционность политических партий и мог давать заключения в связи с отрешением от должности отдельных должностных лиц.
В настоящее время осталось только рассмотрение об отрешении от должности по этому закону Президента.
В РСФСР 30 декабря 1990г. был сформирован КС
КС избирался из парламента, в настоящее время судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
21.07.1994 принимается закон о КС РФ к-ий принимается в развитии Конституции 1993г.
08.02.2001г срок полномочий продлевается с 12 лет до 15 лет. + возрастная планка
15.02.2001г.. возрастной ценз до 70 лет вступает в силу с 01.01.2005г.
05.04.2001г. отменен 15 лет пребывания в должности, а возрастной предел остается 70 лет.
05.02.2007г.- изменяют место КС с г. Москва на г. Петербург
02.06.2009г. в Кс упраздняется судья секретарь, вместо этого появился 2 зам. председателс КС и изм порядок избрания Председателя к-й избирался на 3 года всеми судьями, теперь он избиралься на 6 лет СФ по рпедстваленияпрезедентаРф
03.10 2010г. –конкретныйнормоконтроль разделяется на 2 процедуры: граждане м. обращаться по приминенному закону, а суды только по подлежащего применени., 2.вводится процедура рассмотрения с проведением слушания рассмотрения дела и без проведения, слушания дела
28.12.2010г. – кроме прочих органов направлял свои решения еще и председателю следственного комитета.
«Характеристика КС в системе органов государственной власти»
КС РФ – европейская модель КК
2 подходаотнесенияКС к той или иной ветви власти:
1 подход из судов к-й занимается осуществлением правосудия;
2 подход (чем де-факто занимается КС) – КС представитель суд.власти, но с кучей особенностей, так как в своей работе он вторгается в деятельность законодательной власти. устанавливая своими решениями общеобязательные правила поведения;
КС – орган гос.власти –его решения являются обязательными для третьих лиц.
этот орган действует на основании Конституции и ФКЗ о КС
Функции КС РФ:
1. Проверка соответси НПА Конституции
2. Проверка Соответствия Конституции не ратифицированных МД
3. Проверка действий должностных лиц в рамках процедуры отрешения от должности
4. Толкование конституции (проверка правоприменительной практики, иногда даже проверка суд.решений
5. Проверка решения органов Исполнительной власти
«Порядок формирования и структура КС РФ»
КС состоит из 19 судей
Назначение судей КС РФ: СФ по представлению Президента РФ
Президент м. предлагать кандидатуры:
1. СФ
2. Депутаты ГД
3. Законодательные органы субъектов РФ
4. Высшие суд.органы (ВС, ВАС)
5. Федеральные юридические ведомства (ФОИВ:Мин. Юст и.т.д.)
6. Всероссийские юридические сообщества (Ассоциация юристов России…)
7. Юридические научные и учебные заведения
14 дней дается на рассмотрение представленной кандидатуры, сначала обсуждение происходит в комитете СФ по конституционному законодательству, после составляется заключение, вопрос включается в пленарное заседание СФ, на котором выступает докладчик с данным заключение, потом приглашается кандидат), что бы кандидат считается избранным если за него проголосовало большинство от всего числа членов СФ
Кворум – 15 судий (3/4 от общего числа КС РФ)
Струкутра:
с 2009 г. 2-х палатный принцип упразднен и все дела рассм. общи составом.
председатель КС РФ: на6лет СФ по представлению Презедента.
Лекция 06.11.2012г.
Полномочия судей:
1. Процессуальныек-е связанные с осуществлением правосудия ни законодатель и КС РФ не говорит о правах судей: Задавать вопросы сторонам, принимать участие в обсуждении,голосовать – Судьи КС РФ воспринимаются как часть коллегиального органа.
2. Не процессуальные– обеспечительная роль
Права всех судей КС РФ равны, в том числе и председатель КСРФ.
Ответственность судей КС РФ:
Обычная:
1. Уголовная
2. Административная
3. Дисциплинарная
Дисциплинарнаяона возможна в виде 2- х санкций предупреждений и прекращение полномочий.
Дисциплинарный проступок - нарушение ФЗ «О КС РФ», «О статусе судей РФ», Кодекса судебной этики. По решению самого КС сам суд может, принят решение. 2 раза ярославцев и Кононов.
Уголовная
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечение судьи в качестве обвиняемого по решению Генерального прокурора по решению коллегии из 3х судей ВС РФ, а наличие в действии судьи признаков состава преступления и согласия КС РФ. Все иные действия после возбуждения совершаются без согласия КС РФ.
Административная
Тот же самый порядок, что и при привлечении к уголовной ответственности, кроме согласия КС РФ, нужно заключение ВС РФ.