Европейская модель 1920г.(Кельзянская)

Общее правило: Европа, Южная армерика, некоторые азиатские страны, Россия.

1. есть специальный орган конст. контроля.как правило конституционный суд

2. суды общей и иной не конст. юрисдикции не занимаются конституционным контролем.

3. решения К. судов являются обязательными для всех субъектов права, а не только

4. Возбуждается отдельное производство для проведения КК.

Виды Конституционного Контроля:

По времени осуществления КК:

1. Предварительный – предметом рассмотрения явл-ся проекты НПА (установив несоответствия Конст. мы тем самым избегаем в последующим нарушение прав, но д. проектов очень много в связи с чем суд не м. заниматься проверкой только данных НПА, в России подобного рода проекты проверяются только ратифицируемые РФ Международные договоры)

2. Последующий – контроль осуществляется после введения в действие НПА,

По процедуре возбуждения производства и форме проверки:

1. Абстрактный - (конст. акта устанавливается вне зависимости от конкретных случаев его применения или необходимости его применения и сам КС проверяет данный акт сравнивает е1 с Конституции)

2. Конкретный - (конституционность устанавливается применительно к конкретному правоприм. случаю) дела по жалобам граждан, когда суды обращаются с запросом, Ген. прокурор, Уполномоченный по правам человека.

По содержанию:

1. Формальный - проверяется НПА с т.з правомочности субъекта на его принятие, порядка принятия и формы его принятия.

2. Материальный - проверяется содержание самого закона, его норма по соответствию Конституции.

По обязательности самого контроля:

1. Факультативный (самый распространённый, по желанию заявителя)

2. Обязательный (когда при определенных условиях субъект обязан обратиться в орган КК), ФЗ от 2001 г. о порядке принятия в состав субъекта РФ, ФКЗ «О референдуме в РФ»

По правовым последствиям:

1. Консультативный – когда решение не обладает силой окончательного и влекущего прекращение данного акта, в РФ нет.

2. Постановляющий – когда решение окончательно и непосредственно влечет прекращение действие акта признанного неконституционным.

3. промежуточный контроль- решение принимаестя влечет прекращение действия но м.б. в последующим быть оменено др. органом

По органам проверяющим конституционность:

Централизованный – конст устанавливается ед. органом

Децентрализованный – несколько или все органы рассматривают.

По времени утраты юридической силы акта.признанного неконституционным

1 extunc – утрачивают силу с момента его издания

2exnunc- НПА признан неконституционным и с момента вступления в силу НПА считается не конституционным.

Лекция 30.10.2012г.

По субъекту, который издает или принимает участие в разработке НПА подлежащего проверки:

1. Внешний (проверку НПА делает орган не участвовавший в его принятие Н-р КСРФ)

2. Внутренний (проверка осуществляется органом состоящем в органе принимающем НПА)

По роли субъекта в процессе (данное подразделение относиться в большей степени к американской модели, когда проверка конституционности осуществляется в рамках другого дела)

1. контроль путем предъявления иска

2. контроль в порядке возражения против иска

Развитие законодательства о конституционном контроле в РФ

1918 – 1936 г.г. – 1 этап:

1. 1918 –Контроль осущ-ся всероссийским съездом советов ЦИК и Президиум ЦИК

2. 1924-1933 – осуществлялся Веховным судом, он давал указания в том числе верх судам республик как поступать по тем или иным вопрос)

3. 1933-1936 – появилась прокуратура которая отделилась из Верх суда.которая осуществляла

1936-1988 г.г.- 2 этап «Застой» в этот период ф-ии КК возвращается Верховному Съезду советов.

1988-1990-е г.г. 3 этап- появляется комитет Конституционного контроля подотчетен Верховному съезду СССР принимается закон о КК и этот орган создается он давал заключения, если он давал заключение против законов СССР то оно имело силу в том случае если против него не проголосовало более 2/3 Верховного съезда СССР

1991-по настоящее время 06 мая 1991 был приняти закон РСФСР о КС РСФСР – которым был создан Конституционный Суд. КС состоял из 15 судей в КС РСФСР, особенность этого суда в том, что он мог рассматривать конституционность политических партий и мог давать заключения в связи с отрешением от должности отдельных должностных лиц.

В настоящее время осталось только рассмотрение об отрешении от должности по этому закону Президента.

В РСФСР 30 декабря 1990г. был сформирован КС

КС избирался из парламента, в настоящее время судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

21.07.1994 принимается закон о КС РФ к-ий принимается в развитии Конституции 1993г.

08.02.2001г срок полномочий продлевается с 12 лет до 15 лет. + возрастная планка

15.02.2001г.. возрастной ценз до 70 лет вступает в силу с 01.01.2005г.

05.04.2001г. отменен 15 лет пребывания в должности, а возрастной предел остается 70 лет.

05.02.2007г.- изменяют место КС с г. Москва на г. Петербург

02.06.2009г. в Кс упраздняется судья секретарь, вместо этого появился 2 зам. председателс КС и изм порядок избрания Председателя к-й избирался на 3 года всеми судьями, теперь он избиралься на 6 лет СФ по рпедстваленияпрезедентаРф

03.10 2010г. –конкретныйнормоконтроль разделяется на 2 процедуры: граждане м. обращаться по приминенному закону, а суды только по подлежащего применени., 2.вводится процедура рассмотрения с проведением слушания рассмотрения дела и без проведения, слушания дела

28.12.2010г. – кроме прочих органов направлял свои решения еще и председателю следственного комитета.

«Характеристика КС в системе органов государственной власти»

КС РФ – европейская модель КК

2 подходаотнесенияКС к той или иной ветви власти:

1 подход из судов к-й занимается осуществлением правосудия;

2 подход (чем де-факто занимается КС) – КС представитель суд.власти, но с кучей особенностей, так как в своей работе он вторгается в деятельность законодательной власти. устанавливая своими решениями общеобязательные правила поведения;

КС – орган гос.власти –его решения являются обязательными для третьих лиц.

этот орган действует на основании Конституции и ФКЗ о КС

Функции КС РФ:

1. Проверка соответси НПА Конституции

2. Проверка Соответствия Конституции не ратифицированных МД

3. Проверка действий должностных лиц в рамках процедуры отрешения от должности

4. Толкование конституции (проверка правоприменительной практики, иногда даже проверка суд.решений

5. Проверка решения органов Исполнительной власти

«Порядок формирования и структура КС РФ»

КС состоит из 19 судей

Назначение судей КС РФ: СФ по представлению Президента РФ

Президент м. предлагать кандидатуры:

1. СФ

2. Депутаты ГД

3. Законодательные органы субъектов РФ

4. Высшие суд.органы (ВС, ВАС)

5. Федеральные юридические ведомства (ФОИВ:Мин. Юст и.т.д.)

6. Всероссийские юридические сообщества (Ассоциация юристов России…)

7. Юридические научные и учебные заведения

14 дней дается на рассмотрение представленной кандидатуры, сначала обсуждение происходит в комитете СФ по конституционному законодательству, после составляется заключение, вопрос включается в пленарное заседание СФ, на котором выступает докладчик с данным заключение, потом приглашается кандидат), что бы кандидат считается избранным если за него проголосовало большинство от всего числа членов СФ

Кворум – 15 судий (3/4 от общего числа КС РФ)

Струкутра:

с 2009 г. 2-х палатный принцип упразднен и все дела рассм. общи составом.

председатель КС РФ: на6лет СФ по представлению Презедента.

Лекция 06.11.2012г.

Полномочия судей:

1. Процессуальныек-е связанные с осуществлением правосудия ни законодатель и КС РФ не говорит о правах судей: Задавать вопросы сторонам, принимать участие в обсуждении,голосовать – Судьи КС РФ воспринимаются как часть коллегиального органа.

2. Не процессуальные– обеспечительная роль

Права всех судей КС РФ равны, в том числе и председатель КСРФ.

Ответственность судей КС РФ:

Обычная:

1. Уголовная

2. Административная

3. Дисциплинарная

Дисциплинарнаяона возможна в виде 2- х санкций предупреждений и прекращение полномочий.

Дисциплинарный проступок - нарушение ФЗ «О КС РФ», «О статусе судей РФ», Кодекса судебной этики. По решению самого КС сам суд может, принят решение. 2 раза ярославцев и Кононов.

Уголовная

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечение судьи в качестве обвиняемого по решению Генерального прокурора по решению коллегии из 3х судей ВС РФ, а наличие в действии судьи признаков состава преступления и согласия КС РФ. Все иные действия после возбуждения совершаются без согласия КС РФ.

Административная

Тот же самый порядок, что и при привлечении к уголовной ответственности, кроме согласия КС РФ, нужно заключение ВС РФ.

Наши рекомендации