Классификация зарубежных парламентов
Для того чтобы понять роль, сущность, цели и задачи различных парламентов, лучше всего применить традиционный способ изучения материала – провести его классификацию. Встречаются различные классификации парламента, но чаще всего начинают классифицировать парламенты по структуре. С этой точки зрения парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалатные называются монокамеральными, а двухпалатные – бикамеральными (о структуре парламента, роли и значении второй палаты мы поговорим позже).
Называется в литературе и иная важная классификация парламентов – деление на четыре группы или четыре модели парламентов. Эти четыре группы связаны с устройством высшей государственной власти.
Первая модель характерна для парламентских республик. Эти парламенты называются парламентами, которые работают на основе принципа парламентского ответственного правления. Главный признак этого парламента – институт политической ответственности правительства. Это группа парламентов, которым предоставлено право вотума недоверия правительству, право отправлять правительство в отставку. Здесь классическим примером является Великобритания, иногда эту модель называют Вестминстерской моделью по месту расположения парламента – Вестминстерскому дворцу. Эта модель существует в ряде тех стран, где существует парламентская республика (или парламентская монархия): Нидерланды, Италия, Германия, Австрия, Болгария, Венгрия и др.
Вторая модель парламента присуща странам с президентской формой правления. Это парламенты и страны, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство не обладает правом роспуска парламента. Классическая модель такого парламента – США. В этих странах, кроме принципа разделения властей, существует жесткий принцип "сдержек и противовесов". Исполнительная власть имеет право вето, законодательная – право использовать импичмент и т.д.
Третья модель парламента – парламент в странах, где существует смешанная форма правления, сочетающая элементы парламентской и президентской систем. Отношения между парламентом и исполнительной властью здесь иные. Парламент, с одной стороны, наделен правом вотума недоверия и там есть реальный институт парламентской ответственности правительства, но и у президента очень важные полномочия, связанные с деятельностью парламента. В этих странах президент наделен правом роспуска парламента. Классическим примером такой модели является Франция. В последнее время к этой модели тяготеют страны СНГ (Казахстан).
Наконец, четвертая модель – парламенты в тех странах, где они играют почти декоративную роль. Иногда применяется термин "консультативные парламенты". В некоторых странах такой термин реально существует (Катар). Это законосовещательные органы. Такие консультативные парламенты предусмотрены конституциями некоторых исламских стран (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). Парламенты при абсолютной власти монарха являются квазипарламентами. Они иногда распускаются, иногда снова восстанавливаются. Иногда они избираются гражданами, иногда назначаются монархами.
45Законодательная и учредительная компитенция парламента
соответствии с принципом разделения властей парламенты являются, прежде всего, органами законодательной власти.
В двухпалатных парламентах соответствующую компетенцию имеет каждая из палат. В большинстве стран полномочия нижней палаты гораздо шире, чем верхней. В США и Италии компетенция палат примерно одинаковая.
В зависимости от того, каков объем компетенции парламента можно выделить три ее вида.
В большинстве стран англосаксонского права, в связи с концепцией верховенства парламента считается, что парламенты обладают неограниченной компетенцией, то есть они могут принимать решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива. К примеру, в Великобритании это вопросы войны и мира. В этих странах принято жесткое разделение властей. Действуют органы конституционного контроля. Неограниченную компетенцию имели парламенты в странах тоталитарного социализма.
В тех странах, где компетенция парламентов ограниченная, ограничение может быть абсолютным и относительным.
Абсолютно ограниченная компетенция парламентов характерна для Франции и франкоязычных стран Африки. Конституции этих стран устанавливают точный перечень вопросов, по которым парламент может издавать законы.
Относительно ограниченнаякомпетенцияпарламентов характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств. Ограничение здесь связано с наличием прав у субъектов федераций или иных территориальных образований.
В ряде мусульманских стран существуют консультативные парламенты. Они не издают законы, либо издают их с одобрения монархов.
По вопросу о классификации компетенций парламентов по видам существуют различные точки зрения. Чаще всего выделяют следующие виды:
1. Законодательная компетенция - это совокупность полномочий по принятию законов - главная компетенция парламентов.
Парламенты могут рассматривать только законопроекты, внесенные установленными субъектами законодательной инициативы. К ним, чаще всего, относятся: глава государства; правительство; палаты парламента, их постоянные комиссии, группы депутатов либо отдельные депутаты; некоторые органы государства, но только по предметам их ведения.
Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация.
Обсуждение законопроекта состоит, как правило, из трех стадий (чтений) и происходит только на пленарных заседаниях. Работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.
В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном результате проект снимается с повестки дня. При положительном - проект передается в парламентскую комиссию соответствующего профиля.
Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, а также поправки к статьям.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии в него могут вноситься только редакционные поправки.
Принятие закона осуществляется большинством голосов депутатов (квалифицированным, конституционным либо присутствующих на данном заседании).
Промульгация закона главой государства включает следующие элементы: удостоверение закона и того факта, что он принят в соответствии с установленной процедурой; подписание закона; распоряжение о его опубликовании и исполнении.
2. Финансовая компетенция - это прежде всего полномочия парламентов утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги:
- утверждение государственного бюджета (Великобритания, США);
- принятие отдельных законов, регулирующих вопросы финансирования определенных государственных заданий социального, культурного и др. характера (Турция);
- установление налогов (Конституция Болгарии 1991 г.);
- создание внебюджетных фондов (ст. 267 Конституции Индии) и др.
3. Ратификация и денонсация международных договоров.
Ратификация - это окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме.
Денонсация – это выраженное в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.
4. Назначение референдумов.
5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процессах. Круг таких органов и лиц различен в разных государствах:
- выборы Президента (Греция, Чехия);
- формирование правительства (Италия, Германия, КНР);
- формирование судебной власти (Франция – Высокий суд правосудия, Китай – Верховный народный суд) и др.
Выделяют следующие формы и способы участия парламентов в этой процедуре:
- по собственному усмотрению;
- по представлению других органов или должностных лиц;
- формирование органа целиком без определения его руководителя;
- формирование органа с назначением его руководителя;
- избрание или назначение только руководителя либо также его заместителей;
- формирование части органа;
- участие в составе более широких коллегий, формирующих орган;
- дача согласия на формирование органа или назначение должностного лица.
6. Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Формы парламентского контроля в президентских республиках (дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях различны.
Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом следственных комиссий).
В.Е. Чиркин выделяет следующие формы парламентского контроля:
- вопросы к правительству. В регламентах парламентов многих государств предусмотрено особое время и установлена процедура рассмотрения данного вопроса. В президентских республиках и дуалистических монархиях эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет);
- дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку общественного мнения;
- интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства или министра, обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия и т.п. могут повлечь отставку правительства. В свою очередь, правительство, действуя через главу государства, может добиться роспуска парламента;
- постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием);
- доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат;
- парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко - в парламентарных государствах;
- парламентские расследования, которые проводят специальные комиссии, созданные парламентом;
- деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте;
- созыв специальных заседаний парламента для контроля за деятельностью органов исполнительной власти в особых ситуациях (например, при введении чрезвычайного положения);
- импичмент- как правило, это выдвигаемое нижней палатой обвинение президента согласно установленной процедуры, которая может завершиться устранением от власти главы государства;
- контроль за делегированным законодательством.
7. Полномочия в области обороны и безопасности:
- право объявления войны и заключения мира;
- объявление военного положения, полной или частичной мобилизации (Конституции Италии, Германии, США Франции, Швейцарии).
8. Судебные полномочия не типичны для парламентов, но встречаются. Например, палата лордов Великобритании сама является высшей судебной инстанцией. Следственными полномочиями наделены все комитеты парламента США.
Право парламента возбуждать обвинение перед судебными органами против высших должностных лиц.
В некоторых странах парламенты могут создавать специальные судебные органы из своего состава.
9. Право принимать иные нормативные акты помимо законов.
10. Право делегировать полномочия.
46 контрольно судебнаябюджетно финансовая компитенция парламента
В соответствии с принципом разделения властей парламенты являются, прежде всего, органами законодательной власти.
В двухпалатных парламентах соответствующую компетенцию имеет каждая из палат. В большинстве стран полномочия нижней палаты гораздо шире, чем верхней. В США и Италии компетенция палат примерно одинаковая.
В зависимости от того, каков объем компетенции парламента можно выделить три ее вида.
В большинстве стран англосаксонского права, в связи с концепцией верховенства парламента считается, что парламенты обладают неограниченной компетенцией, то есть они могут принимать решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива. К примеру, в Великобритании это вопросы войны и мира. В этих странах принято жесткое разделение властей. Действуют органы конституционного контроля. Неограниченную компетенцию имели парламенты в странах тоталитарного социализма.
В тех странах, где компетенция парламентов ограниченная, ограничение может быть абсолютным и относительным.
Абсолютно ограниченная компетенция парламентов характерна для Франции и франкоязычных стран Африки. Конституции этих стран устанавливают точный перечень вопросов, по которым парламент может издавать законы.
Относительно ограниченнаякомпетенцияпарламентов характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств. Ограничение здесь связано с наличием прав у субъектов федераций или иных территориальных образований.
В ряде мусульманских стран существуют консультативные парламенты. Они не издают законы, либо издают их с одобрения монархов.
По вопросу о классификации компетенций парламентов по видам существуют различные точки зрения. Чаще всего выделяют следующие виды:
1. Законодательная компетенция - это совокупность полномочий по принятию законов - главная компетенция парламентов.
Парламенты могут рассматривать только законопроекты, внесенные установленными субъектами законодательной инициативы. К ним, чаще всего, относятся: глава государства; правительство; палаты парламента, их постоянные комиссии, группы депутатов либо отдельные депутаты; некоторые органы государства, но только по предметам их ведения.
Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация.
Обсуждение законопроекта состоит, как правило, из трех стадий (чтений) и происходит только на пленарных заседаниях. Работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.
В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном результате проект снимается с повестки дня. При положительном - проект передается в парламентскую комиссию соответствующего профиля.
Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, а также поправки к статьям.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии в него могут вноситься только редакционные поправки.
Принятие закона осуществляется большинством голосов депутатов (квалифицированным, конституционным либо присутствующих на данном заседании).
Промульгация закона главой государства включает следующие элементы: удостоверение закона и того факта, что он принят в соответствии с установленной процедурой; подписание закона; распоряжение о его опубликовании и исполнении.
2. Финансовая компетенция - это прежде всего полномочия парламентов утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги:
- утверждение государственного бюджета (Великобритания, США);
- принятие отдельных законов, регулирующих вопросы финансирования определенных государственных заданий социального, культурного и др. характера (Турция);
- установление налогов (Конституция Болгарии 1991 г.);
- создание внебюджетных фондов (ст. 267 Конституции Индии) и др.
3. Ратификация и денонсация международных договоров.
Ратификация - это окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме.
Денонсация – это выраженное в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.
4. Назначение референдумов.
5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процессах. Круг таких органов и лиц различен в разных государствах:
- выборы Президента (Греция, Чехия);
- формирование правительства (Италия, Германия, КНР);
- формирование судебной власти (Франция – Высокий суд правосудия, Китай – Верховный народный суд) и др.
Выделяют следующие формы и способы участия парламентов в этой процедуре:
- по собственному усмотрению;
- по представлению других органов или должностных лиц;
- формирование органа целиком без определения его руководителя;
- формирование органа с назначением его руководителя;
- избрание или назначение только руководителя либо также его заместителей;
- формирование части органа;
- участие в составе более широких коллегий, формирующих орган;
- дача согласия на формирование органа или назначение должностного лица.
6. Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Формы парламентского контроля в президентских республиках (дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях различны.
Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом следственных комиссий).
В.Е. Чиркин выделяет следующие формы парламентского контроля:
- вопросы к правительству. В регламентах парламентов многих государств предусмотрено особое время и установлена процедура рассмотрения данного вопроса. В президентских республиках и дуалистических монархиях эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет);
- дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку общественного мнения;
- интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства или министра, обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия и т.п. могут повлечь отставку правительства. В свою очередь, правительство, действуя через главу государства, может добиться роспуска парламента;
47 порядок формирования парламентов в зарубежных странах
Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент также формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, объявляет амнистию и т.д.
Парламент обычно состоит из верхней и нижней палаты. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.Порядок формирования.Депутаты нижней палаты парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многоступенчатых выборов.. Верхняя палатаформируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены с США, Бразилии, Италии, Японии и др. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции. Прямым голосованием избирается только 3-я часть сенаторов, 2-я часть назначается по конкретным представлением кандидатур, остальная часть избирается провинциальными советами заочным путем (Бельгия).
Сроки полномочий. Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям. Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава. Он может быть распущен досрочно. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения. Основаниям для роспуска парламента: при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок или начать пленарные заседания; если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока; если он неоднократно лишал доверия правительство в течение установленного срока; если он не способен принимать решения; если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; если неоднократно отклонял кандидатуру премьер-министра, предложенную президентом.
48 порядокроспуска парламентов в зарубежных странах
Современная демократиятребует, чтобыприформированиипарламента хотя бы одна из палат парламента избиралась населением.
В связи с этим, депутаты нижней палатыи однопалатного парламентаизбираются обычнона прямых выборах , как правило на 4-5 лет. При прямых выборах кандидат избирается непосредственно гражданами. При этом каждый избиратель голосует за конкретного кандидата или список кандидатов.
Реже выборы могут проводиться путем непрямым (многостепенным, косвенным путем).
При косвенной избирательной системе, избиратели, как правило, избирают или специальных лиц (выборщиков), или специальный орган, которые, в свою очередь, избирают должностное лицо на соответствующую должность (депутата, губернатора, президента). В России эта система не использовалась. Близкой к ней была непродолжительная практика избрания в 1991 году делегатами Съезда народных депутатов РСФСР из своего состава депутатов Верховного Совета РСФСР. Фактически делегаты Съезда народных депутатов РСФСР выполняли роль коллегии выборщиков.
Многостепенные выборы могут иметь две и более ступени, хотя выборы в три или четыре ступени встречаются в настоящее время редко. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Эти места тоже замещаются путем непрямых выборов (для женщин — в Бангладеш, для приверженцев индуистских религий — в Пакистане, для ассирийцев — в Иране и т.д.). В однопалатном парламенте Дании есть фиксированное представительство от Фарерских островов (2 человека), от Гренландии (2 человека), в Китае - от армии.
Многостепенные выборы использовались в России до 1936 года. В первые годы советской власти, с 1918 по 1936 год, губернские Съезды Советов избирались районными и городскими Советами. В свою очередь, депутаты губернских Съездов Советов избирали делегатов Всероссийского Съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Верхняяпалатаформируется различными способами, путем прямых и непрямых выборов, назначения, занятия места по должности и др.
Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по 2 от штата), в Бразилии (3), в Италии (не менее 7 от области). По такому же принципу формируется Палата советников в Японии, Совет кантонов в Швейцарии, избираются польские сенаторы. В таком же порядке создавался Совет Национальностей Верховного Совета СССР. При прямых выборах применяется как мажоритарная, так и пропорциональная избирательные системы. К примеру, 76 членов австралийского Сената избираются по системе пропорционального представительства. Напротив, Федеральный сенат Бразилии включает представителей штатов, избираемых на основе мажоритарного принципа.
Однако в чистом виде прямые выборы членов второй палаты, особенно для Европы, феномен относительно редкий.
Европейские страны с передовыми правовыми системами формируют свои верхние палаты непрямым способом.
Например, путем многоступенчатых непрямых выборов формируется Сенат во Франции, где при избрании частиСенатаФранцииизбиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые, в свою очередь, избирают сенаторов (3-хступенчатые выборы).
Законодательными органами субъектов Федерации образуются Федеральный совет в Австрии (ландтагами земель); часть депутатов Совета кантонов в Швейцарии (парламентами кантонов); индийский Совет штатов (законодательными собраниями штатов) (2-хступечатые выборы). Такая же 2-хступенчатая система прията и в России (членов Совета Федерации назначают главы и парламенты субъектов РФ – см. подробнее тему 10).
Еще один подвид косвенных выборов заключается в избрании верхних палат местными органами власти. Две трети белорусского Сената избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска (ст. 91 Конституции Республики Беларусь). Почти тождественный порядок установлен в Казахстане. Здесь Сенат образуют депутаты, избираемые по два представителя от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответствующих административных единиц (ст. 50 Конституции Республики Казахстан).
Возможна и смешанная система (Бельгия) 1/3 избирается народом, 1/3 провинциальными советами, 1/3 избранными сенаторами.
Своеобразно избирается верхняя палата в Норвегии, Исландии: ее избирают из своего состава члены нижней палаты (1/4, 1/3 состава).
Следует заметить, что во многих зарубежных странах большая или значительная часть парламентариев назначается главами государств - в Малайзии королем. Полностьюназначаются верхние палаты главой государства в Канаде и королем в Малайзии. В Беларуси количество назначаемых составляет одну треть от общего числа сенаторов. Семь депутатов (1/4) Сената Казахстана назначаются Президентом на срок полномочий Парламента. В Италии пять сенаторов назначаются Президентом Республики за выдающиеся достижения в социальной, научной, художественной и литературной областях (ст. 59 Конституции Италии).
Чрезвычайно сложный состав депутатов в бельгийском Сенате. Согласно ст. 67 Конституции Бельгии Сенат состоит из 71 сенатора, из которых 25 избираются нидерландской избирательной коллегией; 15 - французской избирательной коллегией; по 10 сенаторов соответственно назначаются советами фламандского и французского сообщества из своего состава; один - советом немецкоязычного сообщества; еще десять сенаторов - уже избранными и назначенными сенаторами (представителями фламандской и французской общины). В ст. 72 Конституции Бельгии установлено, что дети короля или, за их отсутствием, бельгийские родственники по нисходящей линии королевской фамилии являются сенаторами по праву с 18-летнего возраста. Только достигнув 21 года, они получают право решающего голоса.
Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде.
В Великобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона (с 1963 г. — и женщины), а также лица, которым такой титул пожалован королевой по представлению кабинета министров (титул и место в палате не передается ими по наследству), епископы и архиепископы.
В федерациях верхняя палата либо формируется на паритетной основе, т. е. каждый регион делегирует одинаковое число сенаторов, либо представительство это зависит от числа жителей.
Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней же палате часто применяется принцип ротации: палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 через три года) Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша).
Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе (в некоторых странах — после присяги депутатов).
Он может быть также распущен досрочно. Очень редко главой государства распускаются обе палаты (например, Италия). Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты (например, в Польше). Если верхняя палата избрана на более длительный срок, чем нижняя, то после избрания новой нижней палаты верхняя возобновляет свою деятельность. Бывает и так (хотя редко), что верхняя палата вправе осуществлять свои полномочия в отсутствие нижней и даже в какой-то мере замещать ее, давая (или не давая) согласие на издание президентом временных актов с силой закона.
Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям:
- при выражении недоверия правительству по инициативе парламента;
- при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок
- если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока;
- если он неоднократно лишал доверия правительство в течение установленного срока (в Венгрии — четыре раза в течение года).
В перечисленных случаях глава государства может распустить парламент, но не обязан делать это. Он может, например, уволить в отставку правительство или при неутверждении бюджета ввести в действие бюджет прошлого года.
Роспуск однопалатного парламента или нижней палаты, как правило, ограничен рядом условий;
- парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения;
- в течение нескольких месяцев до окончания срока его полномочий или после начала заседаний вновь избранного парламента;
- за несколько месяцев (как правило, за шесть) до окончания срока полномочий президента;
- ограничивается число роспусков (например, в Румынии парламент может быть распущен в течение года лишь один раз).
Если парламент не функционирует (парламентские каникулы, межсессионный период, роспуск), его могут замещать, хотя и не полностью некоторые другие высшие органы государства. В странах авторитарного социализма ими являются государственные советы, постоянные комитеты, президиумы, избираемые парламентом. В Испании для этой цели члены парламента избирают особый орган — постоянную депутацию, в Мексике — постоянную комиссию, в Германии (правда, только в чрезвычайных обстоятельствах) — совместный комитет. В Швейцарии парламент в определенной степени замещает правительство.
49 правовое положение депутатов парламентов
Депутаты - профессиональные парламентарии, которые с момента получения депутатского мандата наделяются специальными правами и привилегиями. В большинстве государств депутат может избираться (переизбираться) неоднократно, без каких-либо ограничений.
К числу важнейших привилегий относятся неответственность и неприкосновенность (иммунитет) депутатов. Первое означает, что парламентарий не отвечает за действия, высказывания, непосредственно связанные с его депутатской деятельностью, как в период, так и после истечения срока своих полномочий.
Иммунитет заключается в том, что депутат без согласия парламента или его руководящих органов не может быть привлечен к ответственности или подвергнут аресту за совершение правонарушения, за исключением случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления. Получая на выборах "представительский мандат", депутаты должны выражать волю избирателей, тс общественные интересы, которые обеспечивают выполнение законодательной и иных функций парламента. За выполнение профессиональной депутатской деятельности парламентарий получает вознаграждение (индемнитет), как правило, в несколько раз превосходящее по размеру оплату квалифицированного специалиста.
Общим требованием к парламентариям в президентских и полупрезидентских республиках является невозможность совмещения депутатского мандата с другими, как выборными, так и невыборными должностями. Напротив, при парламентской форме правления депутат может быть одновременно членом правительства. Запрещается занятие предпринимательской (коммерческой) деятельностью.
Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депутатом могут строиться на принципах "императивного мандата" и "свободного мандата". Каждый из них содержит определенный режим ответственности депутата перед избирателями.
Принцип свободного мандата означает, что парламентарий юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей его отозвать, как не оправдавшего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте - прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властными полномочиями на всей государственной территории и выражающий общенациональные интересы. Так, в Основном законе ФРГ (ст. 38) зафиксировано, что депутаты Бундестага "являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести".
На практике обладающий свободным мандатом депутат оказывается зависимым от политической партии или избирательного объединения (общественного движения), поддержавших его на выборах. Кроме того, он зависит от тех организаций и лиц, которые финансировали его избирательную кампанию или оказали ему другую поддержку.
Принцип императивного мандата включает в себя совокупность грех элементов: обязательность наказов избирателей для депутата, обязательную отчетность депутата; право его отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы (поручения).
В данном случае депутат выступает мандатарием, представителем избирателей того округа, в котором он избран. Он связывает себя наказами и несет ответственность перед избирателями за неисполнение своих обязательств. Существо ответственности выражается в отказе избирателей поддержать депутата на очередных выборах или в его отзыве в случае неоправдания им оказанного доверия.
В современных государствах используется сочетание и "свободного" и "императивного" мандата. Как правило, на общегосударственном уровне применяется свободный мандат, но на уровне местного сообщества, где депутат теснее связан с избирателями - императивный.
Например, депутаты японского парламента обладают свободным мандатом, но могут быть исключены в любое время из состава палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты. Тогда как на местном уровне депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирателей большинством голосов.
В ряде зарубежных государств (Австрия, Бразилия) вместе с депутатом избираются его заместители, содействующие выполнению депутатских обязанностей. В случае выбытия депутата его заместитель замещает мандат и становится полноправным депутатом.
В б