Выборы это важнейший инструмент легитимности гос. власти.
Выборы гос. органов бывают: 1. Общенациональными (на всей территории гос-ва), и региональными; 2. В зависимости от способа волеизъявления: - прямые (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), - непрямые: косвенными (выбираются через выборщиков, США, Франция) и многоступенчатые (народ выбирает парламент, а он президента (ФРГ, Китай). 3. Очередные и внеочередные; 4. Частичные; 5. Дополнительные; 6. Праймерис (первичные выборы). Порядок выборов регулируется многочисленными нормами, в совокупности составляющими институт выборов - систему норм, регулирующих процесс избрания кандидатов представительные органы и на выборные гос. должности. Выдвижение: Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов (особенно это относится к президентским выборам), но официальное выдвижение и последующая регистрация кандидатов начинаются со дня, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе. После регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства. Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности или для депутатского мандата. Кандидат может быть выдвинут различными способами. Во-первых, возможно самовыдвижение кандидата (Вьетнам, Франция, Япония), но при этом обычно требуется, чтобы его поддержало своими подписями определенное, как правило, очень незначительное число избирателей.Во-вторых, кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями. Иногда допустимо только партийное выдвижения (Австрия, Египет, Португалия).В-третьих, право выдвижения кандидатов предоставляется различным общественным объединениям (Белоруссия, Украина). В-четвертых, выдвижение кандидатов возможно избирателями или группой избирателей, отнюдь не обязательно оформленной как собрание: они могут выступать и порознь. Перечисленные способы выдвижения кандидатов во многих странах комбинируются. Кандидат может быть выдвинут и партией, и группой избирателей, и объединением граждан и т.д. При выдвижении партиями тем из них, которые признаны национальными (общегосударственными), даются некоторые преимущества: они, в частности, не должны представлять подписи избирателей в поддержку кандидатов. Как уже говорилось, часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, должен внести избирательный залог. Выдвижение кандидатов в президенты имеет и другие особенности: кандидат может быть выдвинут только определенными субъектами, в более сложном порядке, чем кандидат в парламент. Во Франции кандидатура президента может быть предложена лишь 500 гражданами, но они должны занимать определенные посты в государстве (члены парламента, члены местных представительных органов определенного звена и др.), причем они должны представлять определенное число крупных административно-территориальных единиц (приблизительно треть от их общего числа).
20 принципы избирательного права в зарубежных странах
Цель: уяснить понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в зарубежных странах, а также понятие мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.
План:
1 Понятие и принципы избирательного права
2 Стадии избирательного процесса
3 Понятие и виды избирательных систем
4 Референдум
1Избирательное право зарубежных стран – это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан.
Под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти.
Избирательное право имеет два значения – объективное и субъективное. Объективное избирательное право – это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательное право, хотя и является одним из институтов конституционного права, может включать и отдельные нормы других отраслей права – административного, трудового, гражданского, уголовного, судебно-процессуального права. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они одновременно относятся к двум или более отраслям права. Кроме того, избирательно-правовые нормы бывают материальные и процессуальные.
Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать и быть избранным. При этом различают понятия активного и пассивного избирательного права.
Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.
Пассивное избирательное право – это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.
В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.
Источники избирательного права. Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права.
Более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К ним можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления.
Принципы избирательного права. Обычно в зарубежных конституциях названы лишь принципы избирательного права, а детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключение незаконного давления на волю избирателей.
Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого «избирательного корпуса», т.е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы, например, 5 лет в Нидерландах, если они не являются гражданами стран Европейского Союза) и уплачивают налоги (Венгрия, Испания, Финляндия). В Великобритании в выборах могут участвовать длительно проживающие в стране граждане государств – членов британского Содружества и Ирландской Республики (активное избирательное право). В ряде стран Латинской Америки, в Новой Зеландии в выборах могут участвовать иностранцы, но по международным соглашениям и на основе взаимности (в Латинской Америке – только граждане других латиноамериканских государств).
Избирательным правом обладают не все граждане данной страны. Не участвуют в выборах граждане-дети (не достигшие избирательного возраста), душевнобольные (это должно быть признано решением суда). Во многих странах временно не осуществляют свои избирательные права лица, находящиеся под стражей по приговору суда. В отдельных странах не голосуют не все лица, содержащиеся под стражей, а только приговоренные судом к тюремному заключению на срок более года (Великобритания, Нидерланды). Подследственные и обвиняемые в большинстве стран вправе голосовать. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату). Традиционно во многих странах (Нидерланды, Турция, большинство латиноамериканских государств) отстраняются от участия в голосовании военнослужащие. В основном это рядовой состав. Офицеры имеют это право. Отстранение военнослужащих (в основном рядового состава) от участия в голосовании формально объясняется концепцией: «армия – вне политики».
Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя.
Вместе с тем формально декларируемое равенство избирательного права в политических целях часто нарушается. Делается это обычно при разбивке страны на избирательные округа. В ряде стран на практике обычно используется два вида избирательных округов: одномандатные, когда от округа избирается один депутат, и многомандатные, когда от округа избирается сразу несколько депутатов.
Нарушение равного избирательного права получила название избирательной геометрии, избирательной географии или системы джерримендеринг, по имени ее изобретателя губернатора американского штата Массачусетс Джерри, впервые успешно ее применившего еще в 19 веке.
В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямые, косвенные и многостепенные. Прямые выборы означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредующих волеизъявление избирателя. В данном случае он голосует непосредственно за кандидата на выборную должность.
Косвенные выборы имеют 2 варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией (пример – избрание Президента США). При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой избирательной коллегией, а постоянно действующим органом. Пример – избрание президентов парламентами в Греции, Турции и др. странах.
Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система существует в КНР.
В большинстве стран для участия в голосовании (активное избирательное право) установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Иногда существует пониженный возраст (в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа – 16 лет, но в некоторых из них – факультативно), иногда он более высокий (20 лет в Марокко, 21 год в Латвии).
Для пассивного избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел (например, возраст для депутата нижней палаты парламента Франции – 23 года, верхней палаты парламента Италии – 40 лет, для Президента США – 35 лет). Иностранцы, если они постоянно проживают в стране, могут обладать активным и пассивным избирательным правом в Дании, Нидерландах, Швеции на муниципальных выборах.
2Организация выборов проходит несколько стадий:
1) назначение выборов;
2) установление избирательных округов, если речь идет о выборах в представительный орган и они производятся по избирательным округам;
3) установление избирательных участков;
4) создание избирательных органов (комиссий, бюро и т.п.);
5) регистрация избирателей;
6) выдвижение кандидатов;
7) агитационная кампания;
8) голосование;
9) подсчет голосов и установление итогов голосования;
10) возможный второй тур голосования и/или новые выборы;
11) окончательное определение и опубликование результатов выборов.
Организация выборов в определенной степени зависит от того, какой вид выборов проводится в стране. Наиболее распространенный вид выборов – очередные выборы, проводящиеся в специально установленные сроки или по истечении полномочий выборного органа или должностного лица.
Если законодательством страны установлена твердая дата проведения очередных выборов (например, по Конституции США президентские выборы проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года), специальной декларации правительства или акта главы государства о назначении выборов обычно не требуется. Если же законодательство предусматривает только дату вступления в должность выборного должностного лица или дату начала первой сессии выборного органа, то требуется официальное назначение даты выборов. В обязательном порядке требуется назначение главой государства или актом правительства даты выборов при проведении внеочередных (досрочных) или частичных (дополнительных) выборов.
Внеочередные или досрочные выборы проводятся в парламентарных монархиях и республиках в случае досрочного роспуска парламента (или его нижней палата) по требованию правительства, оформленному актом главы государства.
Дополнительные (частичные) выборы могут проводиться при появлении депутатских вакансий (в случае смерти, отставки депутата, и т.д.) или в случае обновления выборного органа по частям (частичные выборы).
3Под избирательной системой следует понимать:
1) порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления;
2) систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. То или иное их сочетание дает смешанную избирательную систему.
Обычно мажоритарная избирательная система имеет две разновидности: абсолютного и относительного большинства.
Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает, что победитель на выборах должен получить больше половины (50 % + 1 голос и более) всех признанных действительными голосов в данном округе. Например, в округе баллотируется 3 кандидата: A, B, C в представительный орган; 9000 поданных за всех кандидатов голосов распределились следующим образом: A – 4600, B – 2500, C – 1900. Избранным будет кандидат A, набравший абсолютное большинство голосов.
Если при этом в первом туре никто не побеждает, проводится второй тур голосования, в котором обычно участвуют 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другим кандидатом.
По мажоритарной системе относительного большинства победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины. В настоящее время такая система применяется в США, Великобритании, Канаде и других странах и называется «системой первого пришедшего к финишу». Ее основное положительное свойство – возможность формировать эффективно и стабильно работающий парламент. По такой системе хорошо организованные партии легко побеждают на выборах и создают однопартийные правительства, опирающиеся на большинство в парламенте.
Тем не менее, мажоритарной избирательной системе свойственен ряд недостатков:
- пропадают голоса избирателей, голосовавших за кандидатов, проигравших на выборах. В приведенном выше примере избиратели, голосовавшие за кандидатов B и C, не будут иметь своих представителей в парламенте;
- данная система из-за низкой политической активности избирателей не всегда результативна, нередко проводятся второй, третий туры голосования;
- значительная часть электората остается вне органов власти (иногда до 50 %).
- большинство депутатских мест в парламенте может получить партия, набравшая на выборах меньше голосов, чем ее соперники;
- две партии с одинаковым или близким числом голосов могут провести в органы власти неодинаковое число кандидатов.
Исходя из изложенного, возможен вывод: эта система способствует формированию большинства в органах власти, но допускает диспропорцию между набранными голосами и полученными мандатами.
Пропорциональная система. Система пропорционального представительства политических партий (пропорциональная система) предполагает распределение депутатских мандатов между партиями в соответствии с количеством голосов, поданных за каждую партию. Эта избирательная система в известной мере устраняет недостатки мажоритарной системы и обеспечивает представительство в парламенте для средних и мелких партий. Она может применяться в многомандатных избирательных округах. Мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах, и чем крупнее округ, тем полнее система отражает интересы избирателей, тем больше партий могут рассчитывать на завоевание депутатских мандатов. Наилучший результат достигается, если избиратель голосует за политические партии в масштабе всей страны, а избирательные округа не выделяются.
Распределение депутатских мест по пропорциональной системе осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.
Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от того, какой способ предусматривает избирательный закон данной страны. Саамы простой способ вычисления квоты был предложен Томасом Хэром. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мандатов по данному округу, которые подлежат распределению.
Например, в избирательном округе проголосовало 125000 избирателей, а имеется 5 мандатов, подлежащих распределению. За партию A проголосовало 60000 избирателей, за партию B – 39000, за партию C – 26000. 125000 делим на 5 – число депутатских мандатов в округе и получаем 25000. Это и ест квота.
4 Референдум(от лат. referendum –то, что должно быть сообщено) – в конституционном праве важнейший институт непосредственной демократии, представляет собой голосование всего народа или населения какой-либо территориальной единицы по тому или иному важному вопросу государственной или общественной жизни.
В зависимости от того, на какой территории проводится референдум, различают общенациональный (государственный)и местныйреферендумы.
Общенациональный (государственный) референдум проводится на всей территории государства, а местныйв отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.
По юридической силе и последствиям референдум делят на императивныйи консультативный.Императивнымназывается референдум, если принятое народом решение имеет обязательную юридическую силу и является окончательным. Консультативныйреферендумпризван выявить мнение населения по тому или иному важному вопросу государственной и общественной жизни, результаты которого учитываются компетентными органами государства при принятии решения путём издания соответствующего акта.
Кроме того, выделяют конституционныйи законодательныйреферендумы. Предметом конституционногореферендума является проект новой конституции, поправки в конституцию, предметом законодательного референдума выступает проект закона.
21 избирательных процесс в зарубежных странах
збирательный процесс- это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.
Избирательный процесс состоит из определенных стадий:
1. Назначение выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика, США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом (прокламацией) главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства).
2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным округам: одномандатным, многомандатным и государственным (национальным). Число и нарезка избирательных округов обычно определяются законом. Избирательные округа могут быть территориальными (по месту жительства) и производственными (по месту работы). В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи).
3. Установление избирательных участков . Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей ; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.
4. Формирование избирательных органов. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии, трибуналы, советы, гражданский регистр). Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми и т.д.
5. Регистрация избирателей и составление избирательных списков . В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей. Существуют 2 системы:
- постоянная - избиратель регистрируется лишь один раз (исправления вносятся лишь в случае смерти, изменении места жительства или фамилии - США);
- периодическая - в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются и избиратели регистрируются вновь (Великобритания, Канада, Франция и др.).
6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов. Способы выдвижения кандидатов:
- самовыдвижение - подача в надлежащий орган заявления кандидата; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция, Япония);
- партийное выдвижение - официальное представление от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет, Швейцария). Частный случай - праймериз (первичные выборы - в США, Турции);
- выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина);
- выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Бельгия, Великобритания, Нидерланды).
7. Голосование, т.е. подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Германия, Дания), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). В большинстве стран голосуют бюллетенями.
22 избирательное право институт государсвтенного права зарубежныхстаранах
ель: уяснить понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в зарубежных странах, а также понятие мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.
План:
1 Понятие и принципы избирательного права
2 Стадии избирательного процесса
3 Понятие и виды избирательных систем
4 Референдум
1Избирательное право зарубежных стран – это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан.
Под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти.
Избирательное право имеет два значения – объективное и субъективное. Объективное избирательное право – это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательное право, хотя и является одним из институтов конституционного права, может включать и отдельные нормы других отраслей права – административного, трудового, гражданского, уголовного, судебно-процессуального права. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они одновременно относятся к двум или более отраслям права. Кроме того, избирательно-правовые нормы бывают материальные и процессуальные.
Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать и быть избранным. При этом различают понятия активного и пассивного избирательного права.
Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.
Пассивное избирательное право – это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.
В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.
Источники избирательного права. Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права.
Более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К ним можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления.
Принципы избирательного права. Обычно в зарубежных конституциях названы лишь принципы избирательного права, а детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключение незаконного давления на волю избирателей.
Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого «избирательного корпуса», т.е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы, например, 5 лет в Нидерландах, если они не являются гражданами стран Европейского Союза) и уплачивают налоги (Венгрия, Испания, Финляндия). В Великобритании в выборах могут участвовать длительно проживающие в стране граждане государств – членов британского Содружества и Ирландской Республики (активное избирательное право). В ряде стран Латинской Америки, в Новой Зеландии в выборах могут участвовать иностранцы, но по международным соглашениям и на основе взаимности (в Латинской Америке – только граждане других латиноамериканских государств).
Избирательным правом обладают не все граждане данной страны. Не участвуют в выборах граждане-дети (не достигшие избирательного возраста), душевнобольные (это должно быть признано решением суда). Во многих странах временно не осуществляют свои избирательные права лица, находящиеся под стражей по приговору суда. В отдельных странах не голосуют не все лица, содержащиеся под стражей, а только приговоренные судом к тюремному заключению на срок более года (Великобритания, Нидерланды). Подследственные и обвиняемые в большинстве стран вправе голосовать. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату). Традиционно во многих странах (Нидерланды, Турция, большинство латиноамериканских государств) отстраняются от участия в голосовании военнослужащие. В основном это рядовой состав. Офицеры имеют это право. Отстранение военнослужащих (в основном рядового состава) от участия в голосовании формально объясняется концепцией: «армия – вне политики».
Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя.
Вместе с тем формально декларируемое равенство избирательного права в политических целях часто нарушается. Делается это обычно при разбивке страны на избирательные округа. В ряде стран на практике обычно используется два вида избирательных округов: одномандатные, когда от округа избирается один депутат, и многомандатные, когда от округа избирается сразу несколько депутатов.
Нарушение равного избирательного права получила название избирательной геометрии, избирательной географии или системы джерримендеринг, по имени ее изобретателя губернатора американского штата Массачусетс Джерри, впервые успешно ее применившего еще в 19 веке.
В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямые, косвенные и многостепенные. Прямые выборы означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредующих волеизъявление избирателя. В данном случае он голосует непосредственно за кандидата на выборную должность.
Косвенные выборы имеют 2 варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией (пример – избрание Президента США). При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой избирательной коллегией, а постоянно действующим органом. Пример – избрание президентов парламентами в Греции, Турции и др. странах.
Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система существует в КНР.
В большинстве стран для участия в голосовании (активное избирательное право) установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Иногда существует пониженный возраст (в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа – 16 лет, но в некоторых из них – факультативно), иногда он более высокий (20 лет в Марокко, 21 год в Латвии).
Для пассивного избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел (например, возраст для депутата нижней палаты парламента Франции – 23 года, верхней палаты парламента Италии – 40 лет, для Президента США – 35 лет). Иностранцы, если они постоянно проживают в стране, могут обладать активным и пассивным избирательным правом в Дании, Нидерландах, Швеции на муниципальных выборах.
2Организация выборов проходит несколько стадий:
1) назначение выборов;
2) установление избирательных округов, если речь идет о выборах в представительный орган и они производятся по избирательным округам;
3) установление избирательных участков;
4) создание избирательных органов (комиссий, бюро и т.п.);
5) регистрация избирателей;
6) выдвижение кандидатов;
7) агитационная кампания;
8) голосование;
9) подсчет голосов и установление итогов голосования;
10) возможный второй тур голосования и/или новые выборы;
11) окончательное определение и опубликование результатов выборов.
Организация выборов в определенной степени зависит от того, какой вид выборов проводится в стране. Наиболее распространенный вид выборов – очередные выборы, проводящиеся в специально установленные сроки или по истечении полномочий выборного органа или должностного лица.
Если законодательством страны установлена твердая дата проведения очередных выборов (например, по Конституции США президентские выборы проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года), специальной декларации правительства или акта главы государства о назначении выборов обычно не требуется. Если же законодательство предусматривает только дату вступления в должность выборного должностного лица или дату начала первой сессии выборного органа, то требуется официальное назначение даты выборов. В обязательном порядке требуется назначение главой государства или актом правительства даты выборов при проведении внеочередных (досрочных) или частичных (дополнительных) выборов.
Внеочередные или досрочные выборы проводятся в парламентарных монархиях и республиках в случае досрочного роспуска парламента (или его нижней палата) по требованию правительства, оформленному актом главы государства.
Дополнительные (частичные) выборы могут проводиться при появлении депутатских вакансий (в случае смерти, отставки депутата, и т.д.) или в случае обновления выборного органа по частям (частичные выборы).
3Под избирательной системой следует понимать:
1) порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления;
2) систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. То или иное их сочетание дает смешанную избирательную систему.
Обычно мажоритарная избирательная система имеет две разновидности: абсолютного и относительного большинства.
Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает, что победитель на выборах должен получить больше половины (50 % + 1 голос и более) всех признанных действительными голосов в данном округе. Например, в округе баллотируется 3 кандидата: A, B, C в представительный орган; 9000 поданных за всех кандидатов голосов распределились следующим образом: A – 4600, B – 2500, C – 1900. Избранным будет кандидат A, набравший абсолютное большинст<