Правовое положение беженцев в Республике Беларусь.
В РБ создано правовое поле позволяющее защищать законные права и интересы мигрантов и беженцев. В настоящее время действует закон “О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в РБ”.
Лицам, которым предоставлено убежище, и члены их семей, не являющиеся гражданами РБ, имеют те же права и свободы, что и граждане РБ, за исключением права участвовать в выборых органов власти и в референдумах, назначаться на отдельные должности либо заниматься определёнными видами трудовой деятельности, требующими принадлежности к гражданству РБ.
Беженец – это лицо, которое не является гражданином РБ и находится на её территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, которое не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся натерритории РБ вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.
Иностранец, которому предоставлен статус беженца, имеет право на:
· Получение информации о своих правах и обязанностях
· Получение удостоверения беженца
· Получение разрешения на временное проживание в РБ на срок не более одного года для получения разрешения на постоянное проживание в РБ
· Получение денежной помощи в порядке и размерах, определённых Советом Министров РБ
· Добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего места жительства
· Выезд на постоянное место жительство в другое государство
· Воссоединение семьи
· Судебную защиту наравне с гражданами РБ и др.
Несовершеннолетний иностранец, которому предоставлен статус беженца, кроме прав, указанных выше, имеет также право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами РБ.
Иностранец, которому предоставлен статус беженца, обязан:
· Соблюдать Конституцию РБ, законы, иные акты законодательства РБ и уважать национальные традиции белорусского народа
· Стать на учёт в подразделение по гражданству и миграции по месту жительства или временного проживания в РБ в течение трёх рабочих дней после ознакомления с решением о предоставлении статуса беженца
· Сообщить в течение семи дней в подразделение по гражданству и миграции сведения об изменении фамилии, собственного имени, отчества, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства другого государства
· Сообщить в подразделение по гражданству и миграции о намерении выехать на постоянное место жительства за пределы РБ и др.
Иностранец утрачивает статус беженца, если:
· Приобрёл гражданство РБ
· Добровольно вновь воспользовался защитой государства гражданской принадлежности
· Лишившись прежнего гражданства, снова добровольно его приобрёл
· Приобрёл гражданство другого государства и пользуется защитой государства новой гражданской принадлежности
· Добровольно вновь обосновался в государстве, которое ранее покинул или вне пределов которого пребывал по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца
· Добровольно отказался от статуса беженца и др.
Статус беженца аннулируется, если:
· Иностранец сообщил заведомо ложные сведения, предъявил поддельные или подложные документы и материалы, послужившие основанием для предоставления ему статуса беженца или дополнительной защиты
· Установлены ограничения для предоставления статуса беженца
· Иностранец не явился для постановки на учёт в подразделение по гражданству и миграции в течение трёх месяцев со дня направления ему копии соответствующего решения.
В РБ статус беженца не может быть предоставлен иностранцам:
· В отношении которых имеются объективные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международно-правовых актах, принятых в целях реализации мер в отношении подобных преступлений
· В отношении которых имеются объективные основания предполагать, что они совершили тяжкое преступление неполитического характера за пределами РБ до прибытия на территорию РБ
· В отношении которых имеются объективные основания предполагать, что они виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН
· Которые пользуются защитой либо помощью органов или учреждений ООН, кроме Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
Право убежища.
Институт убежища относится к одному из специфических институтов миграционного права. Он занимает особое место в системе защиты всеобщих, универсальных ценностей, которыми должен пользоваться каждый человек.
Убежище территориальное означает предоставление какому-либо лицу возможность укрыться от преследований по политическим мотивам на территории определенного государства; убежище дипломатическое — это предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле.
В то же время статья 14 Всеобщей декларации прав человека гарантирует право "искать убежище от преследования ... и пользоваться этим убежищем"3, а в Декларации о территориальном убежище (п. 1 ст. 3) указывается, что "ни к какому лицу ... не должны применяться такие меры, как отказ от разрешения перехода границы, или, если оно уже вступило на территорию, на которой ищет убежища, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию".
Для соблюдения принципа необходимо, чтобы лица, ищущие убежища, т. е. утверждающие, что они являются беженцами, были защищены от возврата в места, где их жизнь или свобода могут оказаться под угрозой, до надежного подтверждения их статуса как беженцев. Каждый беженец первоначально является лицом, ищущим убежища, поэтому для защиты беженцев при обращении с лицами, ищущими убежища, следует исходить из предположения, что они могут быть беженцами до определения их статуса.
Под термином "защита" следует понимать как минимум защиту от возвращения в обстановку преследований, серьезных факторов, влияющих на безопасность, или в другую ситуацию, оправдывающую предоставление убежища, а также обращение с заявителем согласно основным гуманитарным стандартам. Последнее означает, что беженцы должны также иметь возможность удовлетворить важнейшие жизненные потребности в стране убежища, если нужно — при содействии международного сообщества.
В Конституции Республики Беларусь указано, что наша страна признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).
"Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность".
"Первое, в чем нуждаются люди, — это прием в государстве, предоставляющем убежище, без чего никакое решение невозможно; однако в итоге получение убежища зависит от обстоятельств".