Третья стадия: законодательная инициатива
Законодательная инициатива –это внесение подготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты представителей.
Согласно Конституции РБ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты Представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Данный перечень субъектов является исчерпывающим.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вносится в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства.
Предметом законодательной инициативы признаётся готовый текст законопроекта, а не идеи, предложения о его принятии.
Если законопроект внесён субъектом права законодательной инициативы, то Палата представителей обязана рассмотреть его на пленарном заседании, то есть на заседании с участием всех депутатов. Для граждан, как субъектов законодательной инициативы в Беларуси действует специальный закон “О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами РБ”. Как уже упоминалось выше, в соответствии с Конституцией РБ право законодательной инициативы принадлежит гражданам РБ, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Право законодательной инициативы о внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ, о толковании Конституции РБ принадлежит не менее чем 150 тысячам гражданам.
Проект закона, предлагаемый гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы для последующего внесения в Палату представителей, должен соответствовать Конституции РБ, требованиям, установленным Законом РБ от 10 января 2000 года “О нормативно правовых актах РБ”, а также иным законодательным актам РБ.
Гражданами, выступающими с предложением о внесении проекта закона в Палату представителей, образуется инициативная группа граждан по реализации права законодательной инициативы в количестве не менее 100 человек.
Проект закона, внесённый гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, иными актами законодательства РБ, подлежит обязательному рассмотрению Палатой представителей.
Процедура внесения проекта закона гражданами является сложной и трудоёмкой. Именно поэтому, вероятно, на практике не было случаев законодательной инициативы гражданами.
Процентное количество вносимых законопроектов:
Граждане РБ – 0%
Президент – 5-7%
Депутаты Палаты представителей – 1-2%
Депутаты Совета Республики – 1%
Правительство – 90%
Четвёртая стадия: рассмотрение и принятие законопроекта Палатой представителей Национального Собрания РБ
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, сначала рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Палата представителей рассматривает внесённый законопроект в двух чтениях (процедурах).
Первое чтение. Рассматривается вопрос: нужен ли в принципе законопроект, каковы его основные положения и системы
Второе чтение. Рассматривается детально каждая статья законопроекта
Конституция не устанавливает срока, в течении которого Палата представителей должна рассмотреть законопроект и принять по нему решение. По результатам рассмотрения законопроекта Палата представителей принимает его либо отклоняет.
Возможен и третий вариант, когда палата вносит изменения в проект закона. Все решения палаты по законопроекту оформляются её постановлением. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Законопроект принимается в Палате представителей путём голосования. Как правило, законопроект считается принятым, если за него проголосовало большинство членов палаты от её полного состава (полный состав Палаты представителей 110 депутатов, полный состав Совета Республики 64 члена). Принятый Палатой представителей законопроект передаётся в течение 5 дней в Совет Республики.