Понятие науки конституционного права Республики Беларусь
Исторический метод.
Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом
развитии. Исторический фактор оказывает существенное влияние на развитие права.
Правовые явления нужно изучать в их историческом развитии. Сегодняшние
правовые реалии во многом определяются правовым прошлым. Хорошо известно, что американское право во многом унаследовало черты английского права (в основном ориентирование на судебный прецедент). Современное российское право содержит многие черты права бывшего СССР (прежде всего стремление к подробному централизованному регулированию).
Так конституция принимается с учетом мирового опыта конституционного развития, на основе анализа отечественного конституционного развития и т.д.
Сравнительно-правовой метод.
Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой
метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-
правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в
различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного
опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных
моделей конституционно-правового регулирования.
«Конституционная наука Беларуси сможет занять достойное место в мировой
конституционно-правовой науке при условии ее включения в компаративистские
(сравнительно-правовые) исследования. Компаративизм в области
конституционного права – одно из перспективных направлений
государствоведения».
Национальное конституционное право всегда развивает те или иные идеи,
формирует конституционные институты с учетом положительной или отрицательной практики зарубежного конституционного строительства.
В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных
стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ
конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в
силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их
самостоятельные правовые системы.
Системный метод.
В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения.
Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему,
изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение,
взаимосвязи, анализирует систему каждого правового института. Большое
внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права вобщей
системе права РБ, соотношению с другими отраслями. Это способствует
правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-
правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает
правоприменительную деятельность.
Статистический метод.
Статистический метод помогает анализировать эффективность действия
конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы.
Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в
выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.
Статистический метод помогает исследователю выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями.
Логический метод.
Важное место в конституционном праве занимает логический или как его
называют, формально-логический метод. Обще-логические методы — анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование.
Правовая наука постоянно имеет дело с текстами законов и других
правовых норм. Логический метод, опираясь на приемы формальной логики,
позволяет анализировать тексты правовых норм, сопоставлять их друг с
другом, отыскивать связи между частным и общим. На логический метод
опираются не только теоретики-правоведы. И законодатели, разрабатывающие
тексты новых законов, и государственные служащие-управленцы, и судьи, и
другие правоприменители используют логический метод для разработки,
применения и истолкования правовых норм.
Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм
реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой.
Другие методы.
институциональный метод — ориентирует на рассмотрение институтов,
которыми оперирует наука конституционного права, т. е. государства, права,
партий, других организаций и объединений и др.
структурно-функциональный анализ — рассмотрение государственного права,
как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый
элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические
функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей
системы и ее (ожиданий);
функциональный метод — требует изучения зависимостей между
конституционно-правовыми явлениями, проявляющихся в опыте, например,
взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем,
между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между
количеством партий и избирательной системой и т.п.;
нормативно-ценностный подход — предполагает выяснение значения
конституционно-правовых явлений для общества и личности, их оценку с точки
зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого
достоинства и т. д.
5. “Возникновение и развитие науки конституционного права”
Условно история развития государственного (конституционного) права может быть представлена как последовательность 3 этапов:
1) Дореволюционный
2) Советский
3) Современный
Дореволюционный этап можно разбить на 2 периода:
1) 1905 - февраль1917 гг. Переход од абсолютной монархии к Конституционной монархии.
2) Февраль 1917 – октябрь 1917 Переход от монархии к парламентской республике.
Отправной точкой 1 периода является манифест 17 октября 1905 г. – “Об усовершенствовании государственного порядка” – данный манифест провозгласил права и свободы граждан, создал Государственную Думу (законодательный орган, ограничивавший власть самодержавного монарха).
В феврале 1917 г. была свергнута Конституционная монархия, власть приняла на себя временное правительство, временное правительство приняло ряд законов: Закон “О печати”, ”О рабочих комитетах”. Стала готовить конституционную реформу.
К числу исследователей государственного права в этот период времени относятся: Каркунов, Алексеев, Ковалевский, Ивановский, Чечерин. В частности Каркунов утверждал, что государственное право определяет организацию государственной власти; регулирует порядок её деятельности, устанавливает права, свободы, а также обязанности граждан. Алексеев определял государственное право как совокупность норм, определяющих сущность и организацию верховной власти, состав и деятельность властей подчинённых, права и обязанности подданых. Чичерин предлагал использовать в Российской действительности, некоторые Западные модели государственного устройства – 2 палатный парламент, идею разделения властей, идею независимости суда.
Советский период. Октябрь 1917 – середина 1980 гг.Особое значение для развития науки государственного права в этот период времени имели:
1) 2 Всероссийский съезд советов принявший: декрет о мире, декрет о земле, о полноте власти советов.
2) В структуре наркомата юстиции РСФСР было создано отделение государственного права.
3) Принятие первой Советской Конституции, Конституции РСФСР 10 июля 1918 г.
4) В 1931 г. вышел в свет первый учебник по советскому государственному праву под общей редакцией Вышинского.
Для науки государственного права в эту эпоху были характерны следующие черты:
1) Яркая классовая направленность (интересы диктатуры пролетариата)
2) Для науки была характерна партийность
3) В основе науки государственного права, лежала марксистка-ленинская концепция (философская)
Критиковались иные, не марксиские теории. Другие концепции были ограничены, негде нельзя было прочитать их. Наука пересказывалась без введения нового.
Данный период в развитии науки представлен такими исследователями как: Стучка, Гурвеч, Пашуканис.
Стучкав ноябре 1917 – феврале 1918 г. , опубликовал статью “В борьбе за октябрь”, в которой рассматривал такие проблемы как: соотношение автономии и федерации, социалистической республики и её организации.
Гурвечв своей статье: “Вся власть советам” обосновывал идеи периодичности созыва съезда советов; выборов исполкомов советов; создание системы судебных органов; идею охраны революционного порядка.
На более поздних этапах развития советского государства, вопросами государственного права занимались такие исследователи как: Воеводин, Ким, Лепёшкин, Степанов, Козлов, Григорян.
Принцип разделения властей
Разделение властей рассматривается как своего рода специализация государственных органов, по видам деятельности, в соответствии с которой они наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга; при этом ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой ветви власти, но и действовать изолированно они также не могут.
Принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов:
1) Срочной полномочий государственных органов и должностных лиц различных уровней
2) Несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления
3) Право президента накладывать вето на законопроекты
4) Право Президента распустить Парламент
5) Право Парламента выразить вотум недоверия Правительству
6) Независимость судей и т.д.
18.“Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь”
Одним из важнейших предназначений Основного Закона является закрепление в нём конституционного строя.Безусловно, вся система общественных отношений составляющих конституционный строй не может быть урегулирована только нормами конституционного права; в этом участвуют и другие отрасли. Однако главные устои конституционного строя определяются конституционным правом и его основным источником – Конституцией.
По мнению Василевича Г.А. основой всего конституционного строя является закреплённый в статье 2 принцип о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства. К числу основ также следует отнести зафиксированную в статье 3 Конституции идею народного суверенитета. Именно народ является единственным источников государственной власти и носителем суверенитета в РБ. Свою власть он осуществляет как непосредственно, так и опосредованно.
В статье 6 Основного Закона зафиксирован важнейший принцип организации и деятельности государства – разделение властей: государственная власть осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.
В конституции закрепляется принцип верховенства права.
Основу конституционного строя составляет признание приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст.8).
Для нынешнего строя (в отличие от советского) характерно закрепление в Конституции не только идеологического многообразия, но и неотъемлемого условия (основы) такого многообразия, существования и развития государственной и частной формы собственности.
Основой конституционного строя РБ является регулирование отношений между социальными, национальными и иными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Согласно конституции в РБ создаются условия для существования и развития всех форм собственности. Все перечисленные устои (основы) конституционного строя находятся во взаимодействии, они дополняют друг друга и, таким образом, усиливают своё влияние. Основы конституционного строя, в целом конституционный строй утверждены народом, что обуславливает юридическую силу конституционных норм, их верховенство и обязательность для органов государства и граждан.
19. “Формы реализации государственной власти”
Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Эти действия весьма разнообразны и могут быть сведены в более или менее однородные группы. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.
Выделяются правовые и неправовые формы реализации функций государства.
В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — Правотворческую, Правоисполнительскую и правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.
От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.
Правоохранительная деятельность т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.
20. “Конституционно-правовое регулирование экономических отношений”
Исходной базой экономических отношений является собственность. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Конституция РБ устанавливает, что собственность может быть частной и государственной. Субъектами права государственной собственности выступает РБ (республиканская собственность) и административно-территориальные единицы (коммунальная собственность). Субъектами права частной собственности могут выступать физические и негосударственные юридические лица. Конституция РБ закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту.
Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: “осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносит вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц”.Конституция РБ закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации “принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определённым законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчуждённого имущества, а также согласно постановлению суда”.
Согласно Конституции, гражданам РБ гарантировано право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.
Конституция РБ также закрепляет принципы экономической деятельности. Одним из важнейших конституционных принципов современной Б в сфере экономики – свобода экономической деятельности. Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отнощений.
Основной Закон исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики. Об этом свидетельствует статья 13 Конституции, которая закрепляет следующую норму:“ Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях”. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества: обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Всё названное подтверждает что тип современной белорусской экономики – смешанная экономика, т.е. социально ориентированная рыночная экономика.
21.“Конституционно-правовое регулирование отношений в социальной и духовной сферах”
Социальные отношения – это сфера взаимоотношений между индивидами и различными группами индивидов. Республика Беларусь регулирует социальные отношения, это закреплено в разделе Iконституции, так согласно статье 14 Конституции, государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. В наибольшей степени регламентация социальных и духовных отношений закреплена в разделе II конституции “личность, общество, государство”.
Особое место в регулировании семейных отношений занимает статья 32, в которой говорится, что мужчина и женщина по достижению брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью, при этом супруги равноправны в семейных отношениях.Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении.
Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе, в общественно-политической, культурной и других сферах жизнедеятельности.
Молодёжи гарантируется право на её духовное, нравственное и физическое развитие. Государство создаёт необходимые условия для свободного и эффективного участия молодёжи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.
В республике Беларусь гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, которые не нарушают правопорядок и права других граждан РБ.
Гражданам РБ гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
Так в конституции прописано, что каждому человеку гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Особое место занимает статья 31 конституции, согласно которой каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещённых законом. Cвобода мысли, совести и религии является важнейшим, фундаментальным правом человека. Свобода совести и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на человека в связи с его отношением к религии.
22. “Понятие политической системы”
Рассмотрение такого вопроса, как политическая система, целесообразно начать с уяснения понятия “система”. В переводе с греческого термин “система” означает целое, составленное из частей. С точки зрения современных научных представлений, система есть целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее её частям. Эти признаки полностью приложимы к политической системе.Политическая система – это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти.
Государство – это основной элемент политической системы общества.В качестве субъектов политической системы можно отнести:
1) Государство
2) Политические партии
3) Иные общественные объединения
4) Их союзы и ассоциации
5) Трудовые коллективы
6) Средства массовой информации\
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением)
Исходя из характера той или иной социальной среды, в которой возникают политические системы, наука выделяет следующие их виды:тоталитарные и либерально-демократические политические системы. Возможны и иные, наиболее или менее чётко очерченные системы, в том числе смешанные. В зависимости от различных конкретно-исторических обстоятельств могут приобретать дополнительные характеристики и особенности. Для тоталитарной политической системы характерна гиперболизация роли государства и его аппарата. Государственная власть тоталитарно вмешивается во все сферы общественной жизни, даже в личную жизнь граждан, подавляется инакомыслие, формируется государственная идеология, культура, образование и т.д. В таких системах, как правило, у власти находится одна господствующая партия, все другие общественные организации выступают лишь проводниками государственной политики.
Либерально-демократическая политическая система базируется не на распределительной, а на рыночной основе экономической жизни общества. Обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становятся характерной чертой такой системы. Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, организовывает социальную защищённость малоимущих слоёв. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путём участия в избирательных кампаниях, в выборах на демократической основе. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политической цели.
Следовательно, по характеру выделяются открытие и закрытые политические системы. К первым относятся либерально-демократические, ко вторым – тоталитарные политические системы.
23. “Конституционно-правовая характеристика государства”
В понятие основ конституционного строя входят закреплённые Конституцией РБ характеристики государства. Статья 1 действующей конституции РБ устанавливает, что РБ – унитарное, демократическое, социальное, правовое государство.
Демократическое государство – государство, в котором каждому члену общества гарантируется участие в управлении делами общества и государства, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим признаком демократического государства является народовластие. В соответствии с конституцией РБ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ.В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственнаядемократия.
Представительная демократия – осуществление власти народом через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного представительства: Президент, Парламент, местные советы депутатов.
Непосредственная демократия – форма прямого осуществления власти народом. К формам непосредственного осуществления власти народом РБ можно отнести: выборы Президента, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов; референдум; участие в республиканских и местных собраниях; народную законодательную инициативу и др.
Социальное государство – данная характеристика государства означает, что государство служит обществу и отдельному человеку, стремится минимизировать социальные различия. Именно социальное государство призвано создавать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство принимает на себя обязательства, которые защищают каждого человека от экономических последствий, связанных с возрастом, инвалидностью, болезнью, несчастным случаем, сиротством, вдовством, беременностью, безработицей.
В юридической литературе выделяются следующие признаки социального государства:
1) Государство ответственно за существование общества
2) В нём индивид несёт обязанности перед иными лицами и обществом в целом
3) Это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование
Правовое государство – это государство, которое во всей своей организации и деятельности подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод человека.К признакам правового государства можно отнести следующие:
1) Признание прав и свобод человека
2) Верховенства права
3) Разделение властей
Унитарное государство – единое государство, которое имеет административно-территориальное деление. РБ является простым унитарным государством, поскольку не имеет в своём составе автономных образований.Для унитарного государства характерно:
1) Единая конституция
2) Единая правовая система
3) Единая система высших органов государственной власти
4) Единая судебная система
5) Единое гражданство
В Республике Беларусь религии и вероисповедания равны перед законом; идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан; государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций; национальная система образования в РБ носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.Исходя из анализа данных положений можно сделать вывод, что Республика Беларусь – это светское государство.
Светское государство – это государство, в котором церковь отделена от государства, не существует государственной религии и не одно из религиозных вероучений не признаётся обязательным.
24. “Конституционно-правовой статус политических партий”
Важную роль в политической системе страны играют политические партии. Правовое положение политических партий в РБ регулируется конституцией РБ, и Законом от 5 октября 1994 г.“О политических партиях” с изменениями и дополнениями. Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующие выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах. Политические партии, являются некоммерческими организациями. Идеология политической партии не может устанавливаться в качестве обязательной для всех граждан. Согласно ст.5 Конституции, политические партии действуют в рамках конституции и законом РБ. Политические партии имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений,имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, религиозной, национальной, социальной и расовой вражды.
В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане РБ, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей РБ и города Минска.Для создания и деятельности союза необходимо не менее двух политических партий, выступающих в качестве учредителей (членов).
Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимают решение о создании политической партии, утверждают её название и устав, принимают программу и избирают органы политической партии. Учредители союза созывают учредительный съезд, или конференцию, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании союза, утверждают его название и устав, избирают органы союза и заключают учредительный договор.
В названии политической партии, её организационных структур, союза не допускается использование:
1) Слов “РБ”,”Б”, “национальный”, и ”народный”, если иное не определено Президентом РБ
2) Официальных названий (как полных, так и сокращённых) иностранных государств либо ранее существовавших государств
3) Имени гражданина – при отсутствии заявления такого гражданина (в случае его смерти – заявления его наследников) о даче согласия на использование в названии политической партии, союза имени этого гражданина
4) Указания на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы
Название и символики политической партии, союза не должны служить цели осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности. Политические партии имеют фиксированное членство. Гражданин РБ может быть членом только 1 политической партии.
Не могут быть членами политических партий:
1) Судьи
2) Прокурорские работники
3) Сотрудники органов внутренних дел
4) Сотрудники Комитета государственного контроля РБ
5) Сотрудники органов безопасности
6) Военнослужащие
Приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий Президент РБ, члены Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
Политические партии преследуют цели борьбы за власть или участия в ней.Ликвидация политической партии, союза осуществляется:
1) По решению высшего органа политической партии, союза
2) По решению Верховного Суда РБ в случаях:
· Совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды.
· Нарушение политической партией, союзом законодательства.
· Если при государственной регистрации политической партии, союза со стороны учредителей были допущены нарушения Закона или иных актов законодательства, носящие неустранимый характер.
· Если численность политической партии не соответствует требованиям Закона.
· За однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами.
· За получение политической партией, её организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.
Заявление о ликвидации политической партии, союза подаётся в Верховный Суд РБ Министерством юстиции или Генеральной прокуратурой РБ. По состоянию на 1 января 2011 года в РБ действует 15 политических партий.
25. “Конституционно-правовой статус общественных объединений”
Конституция РБ гарантирует каждому право на свободу объединений. Правовое положение общественных объединений в РБ определяется Законом от 5 октября 1994г.“Об общественных объединениях” с изменениями и дополнениями.
Общественным объединением – является добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности интересовдля совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов. Общественные объединения, союзыявляются некоммерческими организациями. Все общественные объединения могут создаваться для реализации целей, которые не противоречат конституции РБ.На территории РБ создаются и действуют общественные объединения:
1) Международные – их деятельность распространяется на территорию РБ и на территорию одного или нескольких иностранных государств
2) Республиканские – их деятельность распространяется на всю территорию РБ
3) Местные – их деятельность распространяется на территорию одной или нескольких АТЕ РБ. Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать молодёжные и детские общественные объединения. Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие 18 лет, при условии, что они имеют соответствующее письменное согласие своих законных представителей.
Молодёжным признаётся общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов)
Детским признаётся общественное объединение граждан в возрасте до 18 лет ( не менее 2/3 от общего числа членов)
Для создания и деятельности в РБ общественного объединения необходимо:
1) Для международного общественного объединения – не менее 10 учредителей от РБ и не менее 3 учредителей от одного или нескольких иностранных государств
2) Для республиканского общественного объединения\- не менее чем по 10 учредителей от большинства областей РБ и города Минска
3) Для местного общественного объединения – не менее 10 учредителей от большинства АТЕ территории, на которую будет распространятся деятельность этого общественного объединения.
В качестве учредителей союза имеют право выступать общественные объединения, принявшие решение создать союз.
Государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений, союзов осуществляется Министерством юстиции РБ, местных общественных объединений, союзов – управлениями юстиции о<