Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению в Конституционном Суде РФ.

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона о Конституционном Суде решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению принимается Судом в случаях, если:
1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, неподведомственно Конституционному Суду;
2) обращение в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде не является допустимым;
3) по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Этот перечень, однако, не является исчерпывающим. Статья 40 Закона о Конституционном Суде предусматривает право Секретариата Конституционного Суда уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона о Конституционном Суде. В соответствии с частью второй указанной статьи такими основаниями могут быть:
1) явная неподведомственность обращения Конституционному Суду;
2) несоответствие обращения требованиям Закона о Конституционном Суде по форме;
3) подача обращения ненадлежащим органом или лицом;
4) неуплата государственной пошлины.
В случае получения такого уведомления гражданин вправе на основании п. 4 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде не согласиться с позицией Секретариата Конституционного Суда и потребовать, чтобы вопрос о принятии его обращения был решен самим Судом. Если Конституционный Суд в такой ситуации соглашается с позицией Секретариата, он (Суд) выносит определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума РФ по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

Эти категории дел не установлены в ФКЗ. Они содержатся в ФКЗ от 2004 года о референдуме.

Полномочие.

Предусмотрено два полномочия: 1. Статья 15 часть 17 (КС по запросу ВС проверяет конституционность вопроса выносимого на референдум) 2. Статья 23 (КС по запросу президента РФ проверяет конституционность инициативы выдвижения референдума).

Одно полномочие не исключает другого.

КС рассматривает вопрос по ч 17.ст15 и скажет, что вопрос не соответсвует конституции и потом ему можно будет рассмотреть и по статье 23.

Ст. 15 ч.17.

По запросу ВС РФ – субъект. Но сначала ЦИК обращается в ВС. ВС проверяет вопрос на соответствие статье 6 закона о референдуме (о содержании вопросов, выносимых на референдум и порядке их вынесения). После этого ВС обращается в КС РФ. Основание – вопрос выносимый на референдум не должен противоречить конституции и не должен касаться наделения какого-либо лица полномочиями. Объект – содержание вопроса, выносимого на референдум. В итоговом решении КС должен дать ответ либо вопрос соответствует конституции либо нет.

Ст. 23.

По запросу президента. Субъект – президент. Президент обязан обратиться в ВС. Объект – в ФЗ о референдуме – инициатива выдвижения референдума. (или то, что были не соблюдены условия инициативы). КС РФ данную инициативу должен рассмотреть и результатам рассмотрения возможно два решения: 1. Признать инициативу соответствующей конституции (тогда президент объявляет о референдуме) 2. Признать инициативу несоответствующей (тогда все процедуры референдума прекращаются).

Решение (как считает ВИТРУК Н.В.) ОФОРМЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, НО ФОРМА НЕУ СТАНООВЛЕНА.

Согласно пункту "в" статьи 84 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) Президент Российской Федерации (далее - Президент) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Полномочие проверять на соответствие Конституции при назначении референдума Российской Федерации подготовленных инициативной группой и одобренных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России) документов и материалов было предоставлено Конституционному Суду Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации". Указанные документы и материалы инициативной группы вместе с заключением ЦИКа России должны служить основанием для назначения Президентом всероссийского референдума. В течение 10 дней со дня их получения Президент направляет запрос в Конституционный Суд для проверки их на соответствие Конституции.

Субъекты обращения

В Постановлении Конституционного Суда от 21 марта 2007 года N 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа отмечено, что споры о том, отвечает ли выносимый на референдум вопрос требованиям статьи 6 Закона о референдуме Российской Федерации, включая споры по поводу соответствия вопросов референдума Конституции, возможного ограничения, отмены или умаления ими общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а также конституционных гарантий таких прав и свобод, т.е. споры, конституционные по своей природе, согласно Постановлениям Конституционного Суда от 16 июня 1998 года N 19-П и от 11 апреля 2000 года N 6-П, должны разрешаться в порядке конституционного судопроизводства, что соответствует предназначению судебного конституционного контроля, в противном случае нарушались бы закрепленные Конституцией принципы, лежащие в основе организации и осуществления правосудия, разграничения видов судебной юрисдикции, обеспечения правосудием прав и свобод граждан (ст. 18, ч. 1 ст. 118, ч. 2 ст. 125, ст. 126 и 127)

Допустимость запроса

Поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по поставленному вопросу (поставленным вопросам) референдума являются запросы Верховного Суда и Президента, а основанием служит установленная Законом о референдуме Российской Федерации обязательность такого рассмотрения.
Запрос Верховного Суда в Конституционный Суд допустим, если, во-первых, есть жалоба в Верховный Суд на решение ЦИКа России с заключением о несоответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 Закона о референдуме Российской Федерации; во-вторых, в заключении ЦИКа России содержится констатация о несоответствии Конституции какого-либо вопроса референдума.
Запрос Президента в Конституционный Суд допустим при наличии положительного решения ЦИКа России о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и соответствующих документов, предусмотренных Законом о референдуме Российской Федерации.

Предмет, критерии, пределы и сроки проверки

При обращении Верховного Суда предметом рассмотрения в Конституционном Суде являются предлагаемые на референдуме вопросы, которые определены в заключении ЦИКа России как не соответствующие Конституции.
В случае обращения Президента предмет рассмотрения в Конституционном Суде не определен достаточно четко: либо это только предлагаемые на референдум вопросы, либо вся процедура инициативы проведения референдума, включая и поставленные на референдум вопросы. Это затрудняет и решение вопроса о пределах такой проверки.
Следуя буквальному смыслу статьи 23 "Назначение референдума" Закона о референдуме Российской Федерации, необходимо признать, что предметом проверки конституционности является вся процедура инициативы проведения референдума. Предмет судебного конституционного контроля, равно как и пределы такого контроля, будет определяться вопросами, нашедшими отражение в Конституции либо имеющими конституционное значение. В такой ситуации Конституционный Суд будет вынужден самостоятельно определять пределы проверки соответствия Конституции инициативы проведения всероссийского референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд, исходя из положений Конституции, должен будет проверить, в каких случаях референдум Российской Федерации является обязательным либо инициатива его проведения не будет противоречить Конституции, исходя из иерархии ее установлений.
На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции, если Конституционное собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование новой Конституции.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии таких прав и свобод.
Конституция России в части 3 статьи 92 специально оговаривает, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, Председатель Правительства, временно исполняющий обязанности Президента, не имеет права назначать референдум.

Итоговое решение и его юридические последствия

Итоговые решения Конституционного Суда по данному производству в силу их значимости и правовой логики должны приниматься на пленарном заседании и иметь форму заключения. Как всякое итоговое решение, заключение излагается в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия.
Как справедливо отметил А.В. Дагуев<5>, важно и целесообразно установление законом непродолжительного срока, в течение которого Конституционный Суд будет обязан рассмотреть дело и принять решение о проверке конституционности инициативы проведения всероссийского референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию (ч. 1 ст. 23 Закона о референдуме Российской Федерации).
При обращении Верховного Суда в Конституционный Суд согласно части 7 статьи 20 Закона о референдуме Российской Федерации в случае принятия Конституционным Судом решения о признании вопроса (вопросов) референдума соответствующим Конституции процедуры по реализации инициативы проведения референдума продолжаются, а при признании их не соответствующими Конституции дальнейшие процедуры прекращаются. Представляется, что наступление такого последствия несправедливо. Достаточным было бы исключение неконституционных вопросов из числа предложенных на референдум.
Конституционный Суд по запросу Президента принимает решение в форме заключения и направляет его Президенту. Согласно части 2 статьи 23 Закона о референдуме Российской Федерации, если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум.
Если указанная инициатива признана не соответствующей

Наши рекомендации