Рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда

Регламент КС РФГлава 3. Вопросы, касающиеся предварительного рассмотрения обращений, поступивших в Конституционный Суд

§ 23. Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд, Секретариатом Конституционного Суда

1. Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее – обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее – Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда.

2. Если обращение не соответствует требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», о несоблюдении которых Секретариат Конституционного Суда уполномочен уведомить заявителя, сотрудник Секретариата Конституционного Суда уведомляет об этом заявителя.

3. Если обращение, по мнению соответствующего подразделения Секретариата Конституционного Суда, явно не соответствует иным требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», то это подразделение, с согласия руководителя Секретариата Конституционного Суда, вправе подготовить проект соответствующего определения Конституционного Суда и передать его на изучение судей и последующее вынесение для рассмотрения в заседании Конституционного Суда.

4. Если оснований для действий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего параграфа, не имеется, обращение с заключением (справкой) передается руководителю Секретариата Конституционного Суда. Руководитель Секретариата Конституционного Суда передает заключение (справку) Председателю Конституционного Суда для решения вопроса о направлении его судьям.

5. В случае повторного обращения того же заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда либо определение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в заседании Конституционного Суда принимается определение о прекращении переписки с указанным заявителем. Заявителю направляется заверенная копия соответствующего определения. Дальнейшие его обращения по тому же вопросу оставляются без ответа и хранятся в установленном порядке.

§ 24. Решение Конституционного Суда по вопросу о соответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»

1. В случае если заявитель не согласен с содержащимся в поступившем на его имя уведомлении Секретариата Конституционного Суда выводом о несоответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и требует принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу, а также в случаях, предусмотренных пунктом 3 параграфа 23 настоящего Регламента, вопрос о соответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона «О КонституционномСуде Российской Федерации» выносится на рассмотрение в заседании Конституционного Суда. При этом не позднее чем за 10 дней до даты заседания всем судьям вручаются для изучения копии выносимых на рассмотрение обращений, приложений к ним, а также проекты определений Конституционного Суда.

2. Заседания Конституционного Суда по вопросам, указанным в пункте 1 настоящего параграфа, проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

3. При признании обращения не соответствующим требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд выносит определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Определение может быть вынесено в протокольной форме. Соответствующее определение или выписка из протокола заседания Конституционного Суда направляется заявителю.

4. Обращение, вопрос о котором вынесен на рассмотрение в заседании Конституционного Суда в соответствии с пунктом 1 настоящего параграфа, признанное соответствующим требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», подлежит передаче судье для предварительного изучения.

§ 25. Распределение обращений между судьями

Распределение обращений между судьями для предварительного изучения в порядке, установленном статьей 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», производится Председателем Конституционного Суда исходя из нагрузки судей и регистрируется в Секретариате Конституционного Суда.

§ 26. Поручения Секретариату Конституционного Суда при предварительном изучении обращений судьями

1. Судья, изучающий обращение в предварительном порядке, может дать одному или нескольким управлениям (отделам) Секретариата Конституционного Суда письменное или устное поручение об изучении обращения. Такое поручение направляется в соответствующее управление (отдел) через руководителя Секретариата Конституционного Суда или с уведомлением его об этом. Решениями Конституционного Суда могут быть определены виды поручений, которые даются только с согласия Председателя Конституционного Суда.

2. Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.

§ 27. Направление требований Конституционного Суда, привлечение специалистов при предварительном изучении обращений судьями

1. Судья, проводящий предварительное изучение обращения, может направлять копии обращения и приложенных к нему документов и материалов органу или должностному лицу, издавшему либо подписавшему оспариваемый акт, или государственному органу, компетенция которого оспаривается, с указанием срока для направления отзыва в Конституционный Суд, а также может запрашивать консультации специалистов или мнения заинтересованных органов и лиц по поставленным в обращении вопросам, иные документы.

2. Направление требований Конституционного Суда, поручений о привлечении специалистов при предварительном изучении обращений судьями осуществляется в порядке, предусмотренном параграфами 33 и 35 настоящего Регламента, с особенностями, обусловленными стадией предварительного изучения обращения.

Секретариат выполняет следующие функции:

рассматривает обращения, поступившие в Конституционный Суд, в порядке и случаях, установленных статьями 40 и 111 Федеральногоконституционного закона<<О Конституционном Суде Российской

Федерации>>;

готовит ответы, заключения, аналитические, справочные и другиематериалы по обращениям заявителей;

содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в

заседаниях и на совещаниях;

осуществляет организационное обеспечение пленарных заседаний

Конституционного Суда, заседаний его палат и совещаний судей;

ведет реестры обращений, принятых Конституционным Судом к

рассмотрению, дел, назначенных к слушанию, решений Конституционного

Суда; проводит прием посетителей;

готовит материалы к посланиям Конституционного Суда; на основе

изучения и обобщения практики деятельности Конституционного Суда и

опыта деятельности органов конституционного контроля зарубежных

государств осуществляет теоретическую разработку проблем

конституционного судопроизводства;

участвует в подготовке проектов законов или законодательных

предложений по вопросам, связанным с законодательной инициативой

Конституционного Суда, и готовит к ним необходимые материалы;

обеспечивает опубликование решений Конституционного Суда и особых

мнений судей;

взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации

и субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями,

осуществляющими исполнение решений Конституционного Суда; изучает и

обобщает деятельность государственных органов по обеспечению

исполнения решений Конституционного Суда, готовит для Конституционного

Суда информацию об исполнении этих решений;

обеспечивает развитие и сопровождение информационной системы

Конституционного Суди и специальных средств связи;

обеспечивает Конституционный Суд и его аппарат правовой и иной

информацией;

взаимодействует с аппаратами органов конституционного контроля

субъектов Российской Федерации, а также органон конституционного

контроля зарубежных государств;

выполняет другие функции в соответствии с решениями Конституционного

Суда и по поручению его Председателя.

3. Структура Секретариата.

3.1. Секретариат состоит из управлений, отделов, служб и других

подразделений.

Структура и штатное расписание Секретариата утверждаются

Конституционным Судом по представлению Председателя Конституционного

Суда Российской Федерации-

3.2. Основные функции подразделений Секретариата, права и обязанности

их сотрудников регламентируются положениями о подразделениях

Секретариата и должностными инструкциями, утверждаемыми Руководителем

Секретариата.

4. Руководство Секретариата.

4.1. Секретариат Конституционного Суда возглавляет Руководитель

Секретариата, кандидатура которого утверждается Конституционным Судом

по представлению его Председателя. Руководитель Секретариата:

организует, координирует, контролирует деятельность управлений,

отделан, других подразделений Секретариата и несет персональную

ответственность за выполнение возложенных на Секретариат задач;

обеспечивает взаимодействие Секретариата с другими подразделениями

аппарата Конституционного Суда;

подставляет Председателю Конституционного Суда материалы по об

обращениям, поступившим в Конституционный Суд;

рассылает судьям перечень обращений, поступивших в Конституционный Суд

за истекший период;

осуществляет контроль за подготовкой уведомлений о несоответствии

обращений требованиям закона и выявлением в таких обращениях вопросов,

представляющих интерес для изучения судьями, и их обобщение;

организует подготовку управлениями Секретариата проектов определений

Конституционного Суда для вынесения их на пленарные заседания

Конституционного Суда в порядке статей 40 и 43 Федерального

конституционного закона <<0 Конституционном Суде Российской

Федерации>>;

направляет в подразделения Секретариата поручения судей и контролирует

их исполнение;

осуществляет общее руководство проведением работ по созданию и

развитию информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда;

организует подготовку материалов для послания Конституционного Суда

Федеральному Собранию Российской Федерации и материалов, связанных с

осуществлением Конституционным Судом законодательной инициативы;

осуществляет контроль за организационным обеспечением заседаний

Конституционного Суда, его палат и совещаний судей;

организует работу по анализу практики исполнения решений

Конституционного Суда и по результатам работы информирует Председателя

и судей Конституционного Суда;

анализирует итоги деятельности подразделений Секретариата и

периодически докладывает о них судье-секретарю Конституционного Суда;

проводит работу по повышению квалификации сотрудников Секретариата:

представляет Секретариат во взаимоотношениях с аппаратами других

органов государственной власти и средствами массовой информации;

вносит Председателю Конституционного Суда предложения по вопросам

структуры и штатного расписания Секретариата, а также приема,

увольнения, поощрения сотрудников Секретариата и наложения на них

дисциплинарных взысканий;

утверждает должностные инструкции сотрудников Секретариата; решает

вопросы, связанные с обеспечением их служебными помещениями,

средствами связи, вычислительной и оргтехникой; принимает меры по

созданию здоровых и безопасных условий труда, а также содействует

решению социально-бытовых вопросов;

выполняет иные функции и обладает другими полномочиями,

предоставляемыми ему федеральным законодательством, решениями

Конституционного Суда, приказами и распоряжениями Председателя

Конституционного Суда.

Руководитель Секретариата издает приказы и распоряжения по вопросам,

входящим в его компетенцию.

4.2. Руководитель Секретариата имеет заместителя, кандидатура которого

утверждается Конституционным Судом по представлению его Председателя.

Заместитель Руководителя Секретариата замещает Руководителя

Секретариата в его отсутствие, выполняет его поручения, а также

функциональные обязанности, возложенные на него в соответствии с

распределением должностных полномочий, установленных Председателем

Конституционного Суда и Руководителем Секретариата.

5. Права и обязанности сотрудников Секретариата.

5.1. Сотрудники Секретариата имеют права и обязанности, несут

ответственность в соответствии с федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами государственных органов Российской

Федерации,

регулирующими порядок и условия прохождения федеральной

государственной службы, законодательством о труде, настоящим

Положением и должностными инструкциями.

5.2. Руководитель подразделения Секретариата:

осуществляет непосредственное руководство подразделением и несет

персональную ответственность за выполнение его функций;

распределяет обязанности между сотрудниками своего подразделения;

вносит Руководителю Секретариата предложения по подбору, расстановке,

поощрению сотрудников подразделения, наложению на них дисциплинарных

взысканий;

обеспечивает соблюдение сотрудниками подразделения служебной, трудовой

дисциплины и требований инструкций по охране труда;

вносит Руководителю Секретариата предложения о предоставлении

отпусков, об обеспечении сотрудников подразделения служебными

помещениями, средствами связи, вычислительной и оргтехникой, о

создании здоровых и безопасных условий труда и решении

социально-бытовых вопросов;

выполняет иные обязанности, предусмотренные в должностных инструкциях.

6. Взаимодействие Секретариата с аппаратами судей, а также с иными

подразделениями аппарата Конституционного Суда

6.1. Секретариат в процессе подготовки материалов по обращениям,

подлежащим рассмотрению Конституционным Судом, и по иным вопросам

взаимодействует с секретариатами Председателя, заместителя

Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда и аппаратами судей

Конституционного Суда.

6.2. Поручения судей подразделениям Секретариата передаются через

Руководителя Секретариата либо непосредственно в подразделения

Секретариата, руководители которых уведомляют об этом руководителя

Секретариата.

6.3. Подготовленные подразделениями Секретариата по поручению судей

материалы передаются судьям через Руководителя Секретариата.

6.4. Поручения судей о создании рабочих групп для подготовки

аналитических и других материалов направляются Руководителю

Секретариата, который обеспечивает выполнение этих поручений в

установленные судьями сроки.

6.5. Вопросы кадрового, финансового, материально-технического,

социально-бытового и медицинского обеспечения сотрудников Секретариата

Руководитель Секретариата или его заместитель решают соответственно с

руководителями Отдела кадров, Финансового управления и Управления

делами Конституционного Суда.

6.6. Секретариат оказывает правовую помощь другим подразделениям

аппарата Конституционного Суда.

7. Взаимодействие Секретариата с аппаратами других федеральных органов

государственной власти.

7.1. В связи с выполнением стоящих перед Секретариатом задач

Руководитель Секретариата и его заместитель осуществляют

взаимодействие с Администрацией Президента Российской Федерации, с

аппаратами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,

Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,

Прокуратуры Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств.

7.2. По поручению Председателя, заместителя Председателя и судьи

секретаря Конституционного Суда Руководитель Секретариата и его

заместитель могут обращаться непосредственно к руководителям

федеральных органов государственной власти.

8. Участие Секретариата во взаимодействии и обмене опытом работы с

аппаратами органов конституционного контроля.

8.1. Секретариат осуществляет взаимодействие и обмен опытом с

аппаратами органов конституционного контроля субъектов Российской

Федераций и органов конституционного контроля зарубежных государств.

8.2. Руководитель Секретариата вносит Председателю Конституционного

Суда предложения по вопросам сотрудничества с аппаратами органов

конституционного контроля субъектов Российской Федерации, органов

конституционного контроля зарубежных государств и командирования за

рубеж сотрудников Секретариата.

Предварительное изучение обращения судьей Конституционного Суда РФ.

Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.


Предварительное изучение обращений судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ. Эта стадия касается только перспективных обращений. Председатель Конституционного Суда (ст. 41 Закона) поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Заключение судьи (судей) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда.

4. Принятие обращения или его отказ к рассмотрению в Конституционном Суде РФ. Не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения судьей Конституционный Суд в пленарном заседании принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению, о чем уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, суд может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора России до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом (ст. 42 Закона).

5. Назначение и подготовка дела к слушанию. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов. Все действия судьи-докладчика осуществляются от имени Конституционного Суда РФ, а требования являются обязательными для исполнения.

Рассмотренная стадия является важным этапом конституционного процесса, в ходе которого решаются следующие задачи: выявляется уровень подготовленности материалов дела к их рассмотрению в судебном заседании; устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел; определяется, каким составом судей будет рассматриваться дело [


Отказ в принятии обращения к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ в пункт 3 части первой статьи 43 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с частью первой статьи 85 или частью второй статьи 101 настоящего Федерального конституционного закона в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ часть первая статьи 43 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 4

4) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.


36. Полномочия Конституционного Суда РФ: понятие и виды

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации:

1.По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ,

2.Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти

3.По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле

4.По запросам Президента РФ, Государственной думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ

5.По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ

6.Выступает с законодательной инициативой по предметам своего ведения

7.Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ).

В понимании природы и особенностей конституционного правосудия важным является уяснение соотношения целей и задач, функций и полномочий конституционных судов. Целью Конституционного Суда РФ являются: утверждение Конституционности в обществе и государстве (Витрук); обеспечение верховенства на всей территории РФ, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ. Цель конкретизируется и получает предметное выражение в ее задачах. Задачами являются: 1. Реализация, охрана и защита основ Конституционного строя; 3.Защита прав и свобод человека и гражданина; 3. Реализация охраны и защиты норм об организации публичной власти. Цель и задачи неразрывно связаны с функциями конституционного суда, представляющими собой основные направления деятельности конституционных судов, преследующих достижение цели и выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций конституционного суда возможно через реализацию полномочий конституционных судов, установленных конституцией и ФКЗ. Функции можно разделить на 2 группы: 1. общесоциальныйсмысл (это основные способы воздействия практики Конституционного суда на государство или общественную жизнь) политическая – направление политики государства в конституционно-правовое русло; экономическая; профилактическая – предотвращает конституционно-правовые нарушения в будущем; мировоззренческая – КС своей деятельностью формирует мировоззрение.2. Те группы направлений, по которым движется работа КС РФ. Таких групп 2. 1.: основные, которые связаны с правовой природой Конституционного суда Российской Федрации и выражает его сущность: нормокнотроль; толькование Конституции РФ; разрешение Конституционно-правовых споров; защита прав и свобод человека и гражданина. 2.: дополнительные функции. При выполнении этих функций Конституционный суд РФ выступает как обычный орган государственной власти: содействует законотворчеству в государстве; реализации конституционной ответственности отдельных органов государственной власти; учредительная, регистрационная деятельность по вопросам местного значения. Полномочия конституционных судов, опосредующих основные и дополнительные функции конституционного правосудия, соответственно можно классифицировать на основные и дополнительные. Основными полномочиями Конституционного суда РФ являются: 1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (осуществляется в порядке абстрактного и конкретного нормокнотроля); 2. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров (Объектами судебного конституционного контроля служат международные договоры и законы, имеющие отношение к международным договорам); 3.Разрешение дел по спорам о компетенции между органами государственной власти; 4. Разрешение дел о соответствии Конституции Закона по вопросам судов; 5.Толкование Конституции РФ. Основными полномочиями могут быть только юрисдикционные.

Полномочия конституционных судов, опосредующих основные и дополнительные функции конституционного правосудия, соответственно можно классифицировать на основные и дополнительные. Дополнительный полномочия могут быть как юрисдикционными, так и не юрисдикционными. Дополнительными юрисдикционными являются: 1. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ по обвинению его в государственной измене или ином тяжком преступлении; Проверка на соответствие Конституции вопроса, выносимого на референдум(Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которым утверждено ее заключение о несоответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Если из заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного ее решением, следует, что данное решение принято в связи с несоответствием вопроса (вопросов) референдума Конституции Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения о признании вопроса (вопросов) референдума не соответствующим (не соответствующими) Конституции Российской Федерации процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.); Проверка на соответствие Конституции инициативы выдвижения референдума (Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.); Проверка конституционности международного договора о принятии в РФ нового субъекта ( После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.). Дополнительные неюрисдикционные полномочия: 1. Реализация права законодательной инициативы; выступление с посланиями перед Федеральным собранием РФ; участие судей КС РФ в принесении присяги вновь избранного президента.

Наши рекомендации