Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ
Поводом срассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению к жалобе гражданина закон, нарушающий, по мнению заявителя, его конституционные права и свободы.
В форме запроса подается обращение о проверке конституционности закона, нормативного акта Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, нормативных актов субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Общие требования к обращению
Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
Запросом именуются обращения управомоченных государственных органов:
· о проверке конституционности: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации; договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ; ст. 84, 88 Закона);
• о толковании Конституции РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ; ст. 105 Закона);
• обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; ст. 101 Закона);
• обращение Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ч. 7 ст. 125 Конституций РФ; ст. 107 Закона);
• обращения Верховного Суда РФ и Президента РФ о проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по поставленному вопросу (поставленным вопросам) референдума (ч. 1 ст. 23 и ч. 17 ст. 20 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. (в редакции от 24 апреля 2008 г.)). Ходатайством именуются обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти (ст. 92 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.), а также обращения органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, других органов и лиц, которым решение Конституционного Суда направлено, о разъяснении решения Конституционного Суда РФ.Жалобой именуются обращения граждан, их объединений, других управомоченных органов и лиц о проверке конституционности закона, нарушающего, по мнению заявителя, конституционные права и свободы граждан (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; ст. 96 Закона).
В обращении должны быть указаны:
1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
10) перечень прилагаемых к обращению документов.
32. Основания и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ.
Прекращение полномочий — это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований:
— письменное заявление судьи об отставке;
— неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности. Квалификационная коллегия судейможет прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;
— письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
— истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
— увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
— прекращение гражданства Российской Федерации;
— занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
— вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительной меры медицинского характера;
— вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
— смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
— отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
— совершение судьей поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти.
Последнее из приведенных оснований для прекращения полномочий судьи сформулировано достаточно широко и не совсем определенно. Не внесло в него ясность и разъяснение, данное в применении к ст. 4 Кодекса чести судьи, где сказано: "Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи". Другими словами, речь может идти как о проступках, совершенных в связи с исполнением служебных обязанностей (например, грубость в отношении посетителей суда и участников судебных процессов, сведение счетов с кем-то при разбирательстве гражданских уголовных дел), так и о проступках в быту (злоупотребление спиртными напитками, скандалы в семье, с соседями и т.п.). Решение вопроса о том, является конкретный проступок "позорящим" или не является, "совместим он с высоким званием судьи" или "не совместим", оставлено на усмотрение органа, управомоченного принимать данное решение.
Решение о прекращении полномочий судей гражданских, военных и арбитражных судов принимается соответствующей квалификационной коллегией судей. Оно может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей в течение десяти дней со дня получения копии решения. Законность решения Высшей квалификационной коллегии судей проверяется Верховным Судом РФ в тот же срок.
При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Правила решения вопросов, связанных с прекращением полномочий судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов применяются и в отношении мировых судей (ч. 1 ст. 8 Закона о мировых судьях).
Для прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ установлены несколько иные правила. В дополнение к основаниям, похожим на перечисленные выше, для принятия такого решения Закон о Конституционном Суде предусматривает еще три:
нарушение порядка назначения на должность;
неучастие судьи в заседаниях суда без уважительных причин более двух раз;
двукратное уклонение судьи от голосования при принятии судом решений по рассматриваемым судом делам.
Решение принимается, как правило, Конституционным Судом РФ. Однако данное правило имеет два изъятия: при необходимости прекращения полномочий в связи с тем, что был нарушен порядок назначения, или в связи с совершением судьей порочащего его проступка суд принимает решение о внесении представления в Совет Федерации, который и принимает решение по существу.
Регламент Конституционного Суда предусматривает специальные процедуры для принятия решений и о прекращении полномочий судьи данного Суда. В частности, решение о прекращении его полномочий в связи с обвинением в совершении порочащего проступка должно приниматься с соблюдением процедуры, установленной § 56 Регламента, где сказано:
"1. Решение о необходимости рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по данному основанию принимается Конституционным Судом в пленарном заседании большинством не менее десяти голосов. При этом Конституционный Суд для каждого случая образует из числа судей комиссию по проверке входящих в компетенцию Конституционного Суда фактических обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего поступка. Судья, в отношении которого возникли такие предположения, вправе без объяснения причин отвести не более 10 кандидатур судей из состава комиссии.
2. Если судья в целях защиты своей чести и достоинства обращается в суд общей юрисдикции, то до окончания судебного разбирательства по делу рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи в Конституционном Суде приостанавливается.
3. По результатам рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи ввиду совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, Конституционный Суд принимает одно из следующих решений:
1) о достаточности оснований для внесения в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судьи;
2) об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи.
4. Решение о внесении представлений в Совет Федерации о прекращении полномочий судьи на основании пункта 6 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде принимается, если за него проголосовало не менее 13 судей. Составленное на основании этого решения представление незамедлительно направляется в Совет Федерации".
Возможность обжалования решения о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ не предусмотрена.