Особенности рассмотрения обращений в Конституционном Суде РФ с проведением и без проведения слушания по делу.
1. Особенности производства по разрешению дел без проведения слушания в Конституционном Суде Российской Федерации.
Такое производство возможно ТОЛЬКО по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. Основная особенность данного производства заключается в том, что рассмотрение дела производится без слушания ( не заслушиваются объяснения сторон, заключения эксперта, объяснения специалистов). Так же итоговое решение вступает в силу после опубликования. Дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в заседание Конституционного Суда по мере готовности, но, как правило, не позднее чем через два месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений Полученные Конституционным Судом отзывы органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, направляются судьей-докладчиком заявителям в течение двух рабочих дней с предложением в десятидневный срок со дня их получения представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по указанным отзывам. Иные полученные от органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком заявителю (его представителю). Дополнительно полученные от заявителей документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком органам (должностным лицам), нормативные правовые акты которых оспариваются. Заседание Конституционного Суда по разрешению дела без проведения слушания, как правило, проводится не ранее истечения 20 дней со дня получения заявителем (его представителем) указанных в пункте 1 настоящего параграфа отзывов с предложением представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по ним. При направлении заявителям указанных отзывов должно обеспечиваться подтверждение факта и даты их получения заявителями Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.
Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если: 1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта; 2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав. Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.
Регламент КС РФ
Глава 6. Вопросы, касающиеся особенностей разрешения дел без проведения слушания в заседании Конституционного Суда
§ 52. Заседания по разрешению дел без проведения слушания
1. Дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в заседание Конституционного Суда по мере готовности, но, как правило, не позднее чем через два месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений (с учетом положений пункта 3 параграфа 53 настоящего Регламента).
2. Заседания Конституционного Суда по разрешению дел без проведения слушания проводятся по мере необходимости.
3. Конституционный Суд может отложить рассмотрение дела, назначенного к разрешению без проведения слушания, до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в суде либо ином государственном органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела в Конституционном Суде.
§ 53. Дополнительные гарантии прав заявителей при разрешении дел без проведения слушания
1. Полученные Конституционным Судом отзывы органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, направляются судьей-докладчиком заявителям в течение двух рабочих дней с предложением в десятидневный срок со дня их получения представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по указанным отзывам. Иные полученные от органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком заявителю (его представителю).
2. Дополнительно полученные от заявителей документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком органам (должностным лицам), нормативные правовые акты которых оспариваются.
3. Заседание Конституционного Суда по разрешению дела без проведения слушания, как правило, проводится не ранее истечения 20 дней со дня получения заявителем (его представителем) указанных в пункте 1 настоящего параграфа отзывов с предложением представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по ним.
При направлении заявителям указанных отзывов должно обеспечиваться подтверждение факта и даты их получения заявителями.
§ 54. Материалы к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела без проведения слушания
1. К заседанию по разрешению дела без проведения слушания судья-докладчик готовит материалы к проекту решения, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 4–10 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Указанные материалы к проекту решения подлежат рассылке судьям не позднее чем за три дня до дня заседания по разрешению дела без проведения слушания.
2. Если судья-докладчик в процессе подготовки к разрешению дела без проведения слушания придет к выводу о необходимости прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», он составляет проект определения о прекращении производства. Указанный проект должен быть мотивированным.
§ 55. Отстранение судьи от участия в разрешении дела без проведения слушания
Вопрос о наличии обстоятельств, указанных в части первой статьи 56 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», влекущих отстранение судьи от участия в разрешении дела, может быть, а при наличии ходатайства стороны об отводе судьи или самоотвода судьи – должен быть поставлен в заседании по разрешению дела без проведения слушания.
Отстранение судьи от участия в деле производится мотивированным решением Конституционного Суда, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.
§ 56. Протоколирование при разрешении дела без проведения слушания
К протоколу и стенограмме заседания по разрешению дела без проведения слушания применяются правила, предусмотренные параграфом 58 настоящего Регламента для протокола и стенограммы закрытых совещаний судей.
Назначение дела к слушанию
1. Назначение дел к слушанию осуществляется в заседании Конституционного Суда. Конституционный Суд определяет очередность рассмотрения дел с учетом даты принятия обращения к рассмотрению. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.
2. Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию, к разрешению без проведения слушания либо перенести дату рассмотрения назначенного дела при наличии уважительных причин, которые указываются в протоколе заседания Конституционного Суда.
3. В случае если в Конституционный Суд поступил документ с возражением против разрешения дела без проведения слушания, судья-докладчик на ближайшем заседании Конституционного Суда, проводимом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 параграфа 28 настоящего Регламента, докладывает о наличии такого документа. Если такой документ является ходатайством, влекущим в соответствии с частью второй статьи 47.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» невозможность разрешения дела без проведения слушания, Конституционный Суд принимает решение о проведении слушания по делу и, при наличии возможности, одновременно назначает дело к слушанию.
§ 39. Определение даты и времени начала слушания дела
Дата и время начала слушания дела определяются при назначении его к рассмотрению в заседании Конституционного Суда.
§ 40. Информирование о делах, назначенных к слушанию
Секретариат Конституционного Суда направляет в средства массовой информации, а также размещает на официальном интернет-портале Конституционного Суда информацию о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания.
§ 41. Материалы к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания
1. Судья-докладчик в качестве материалов к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания готовит и представляет на первое закрытое совещание (по подготовке итогового решения) в зависимости от характера и сложности дела:
материалы к проекту решения, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 4–10 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
либо перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе закрытого совещания судей (по принятию итогового решения). При этом судьей-докладчиком должны быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы, в том числе формулировка резолютивной части решения (варианты этой формулировки).
2. Если судья-докладчик в процессе подготовки дела к слушанию придет к выводу о необходимости прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», он составляет проект определения о прекращении производства. Указанный проект должен быть мотивированным.
§ 42. Уведомление о слушании дела
1. Уведомления о слушании дела и соответствующие материалы направляются участникам процесса в порядке, установленном статьей 51 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
2. Уведомления о заседании Конституционного Суда могут направляться также иным органам и лицам наряду с указанными в статье 51 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Представители этих государственных органов, иные лица или их представители могут быть заслушаны в заседании Конституционного Суда.
§ 43. Участие экспертов, свидетелей, переводчиков в слушании дела
1. При необходимости по решению Конституционного Суда в слушании дела могут принимать участие эксперты, свидетели, переводчики.
2. Извещение Конституционного Суда о вызове эксперта, свидетеля, переводчика должно содержать:
1) описание (характеристику) дела, по которому производится вызов;
2) объяснение, для чего необходимы заключение эксперта, показания свидетеля или деятельность переводчика;
3) указание на порядок выплаты вознаграждения и возмещения расходов, связанных с участием вызываемого лица в конституционном судопроизводстве.
§ 44. Присяга эксперта
1. Перед выступлением эксперта председательствующий в заседании Конституционного Суда устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, сведения об образовании, ученая степень, ученое звание, почетные звания), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в статье 63 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге.
2. Эксперт зачитывает текст присяги следующего содержания:
«Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь исполнить свои обязанности эксперта честно и добросовестно, дать заключение, основываясь на своих профессиональных знаниях, руководствуясь требованиями статьи 63 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и своим собственным убеждением».
3. Текст присяги после его прочтения и подписания экспертом приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
§ 45. Присяга свидетеля
1. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий в заседании Конституционного Суда устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего свидетель приводится к присяге.
2. Свидетель зачитывает текст присяги следующего содержания:
«Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать Конституционному Суду Российской Федерации только правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела».
3. Текст присяги после его прочтения и подписания свидетелем приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
§ 46. Переводчик
1. На основании статьи 33 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» участникам процесса, не владеющим русским языком, Конституционный Суд по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе обеспечивает участие переводчика в слушании дела.
2. Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод.
3. До начала участия переводчика в слушании дела ему разъясняются его права и обязанности.
4. Об участии в слушании дела переводчика делается отметка в протоколе судебного заседания.
§ 47. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела с проведением слушания
1. В случаях самоотвода судьи либо заявления судье отвода сторонами или другими судьями председательствующий в заседании Конституционного Суда ставит на рассмотрение Конституционного Суда вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.
2. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием.
3. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, Конституционный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.
§ 48. Порядок допуска в зал судебных заседаний представителей средств массовой информации и иных лиц, желающих присутствовать на слушании дела в открытых заседаниях Конституционного Суда
1. Лица, желающие присутствовать на слушании дела в открытом заседании Конституционного Суда, допускаются в зал судебных заседаний до начала слушания дела или во время перерыва при наличии свободных мест по предъявлении паспорта или иного надлежащим образом удостоверяющего личность документа, если иное не установлено федеральным законодательством и настоящим Регламентом.
2. Представители средств массовой информации, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты – по списку, подготовленному Секретариатом Конституционного Суда.
§ 49. Функции по поддержанию установленного порядка в зале судебных заседаний
1. Руководителем подразделения Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающего судебные заседания, определяется сотрудник данного подразделения, который оказывает содействие председательствующему в заседании Конституционного Суда в поддержании установленного порядка в зале судебных заседаний.
2. Указанный в пункте 1 настоящего параграфа сотрудник перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале судебных заседаний.
3. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний и при выходе их из зала указанный в пункте 1 настоящего параграфа сотрудник предлагает всем присутствующим встать.
4. Секретариат Конституционного Суда осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами в части поддержания установленного порядка и безопасности в зале судебных заседаний Конституционного Суда.
§ 50. Протокол заседания Конституционного Суда, на котором осуществляется слушание дела
1. Протоколирование в заседании Конституционного Суда осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда.
2. Протокол заседания Конституционного Суда, на котором осуществляется слушание дела, должен содержать: указание места, даты заседания, времени его начала и окончания; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись о всех действиях Конституционного Суда в том порядке, в каком они имели место; отметки о приведении свидетелей и экспертов к присяге; решения, принятые Конституционным Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим в заседании Конституционного Суда; изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса.
3. Для обеспечения полноты и точности протокола в каждом заседании Конституционного Суда ведется стенограмма, осуществляются аудио- и видеозапись.
§ 51. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда
1. Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.
2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим в заседании Конституционного Суда. При необходимости с разрешения председательствующего в заседании Конституционного Суда участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы и задавать вопросы другим участникам процесса сидя.
3. Формами официального обращения к Конституционному Суду, Председателю Конституционного Суда, председательствующему в заседании Конституционного Суда и иным судьям являются соответственно: «Уважаемый Суд», «Уважаемый Председатель Конституционного Суда», «Уважаемый председательствующий», «Уважаемый судья».
4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: «Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель стороны», «Уважаемый свидетель», «Уважаемый эксперт». При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса либо (если, исходя из состава присутствующих на заседании, достаточным для понимания адресата являются имя и отчество соответствующего участника процесса) его имя и отчество.
5. В ходе заседания председательствующий в заседании Конституционного Суда не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, выступления экспертов и показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего в заседании Конституционного Суда.
6. Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда перемещений по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.
7. Председательствующий в заседании Конституционного Суда вправе давать поручения по принятию мер к устранению нарушений установленного порядка в зале судебных заседаний. Требования председательствующего обязательны для присутствующих в зале судебных заседаний.