Правовая природа и юридическая сила правовых позиций КС РФ.

Правовые позиции КС имеют два существенных свойства. Первое из них состоит в том, что правовая позиция КС РФ носит общий характер, т. е. она распространяется не только на ту конкретную ситуацию, которая стала предметом рассмотрения в КС , но и на все аналогичные (тождественные, сходные) ситуации, имеющие место в правовой практике. Вторым характерным свойством правовых позиций, как и итогового решения в целом, является их официальный и обязательный характер. Решения и содержащиеся в них правовые позиции КС обязательны на всей территории Российской

Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений . Как мы уже упоминали, правовые позиции КС РФ приравниваются по юридической силе к Конституции РФ. правовые позиции могут выступать в качестве ориентира (критерия), но этот критерий обязателен для законодателя и правоприменителей. При обращении в КС РФ, по предмету которого уже было принято решение и в нем сформулирована соответствующая правовая позиция, КС принимает специальное определение о распространении ранее сформулированной им правовой позиции на аналогичную (тождественную, сходную) правовую ситуацию, которое следует отнести

к итоговому решению КС РФ. По содержанию и назначению определения о распространении правовой позиции КС РФ имеют двойственный характер — материально-правовой и процессуально- правовой. Указанное решение (определение) является материально- правовым актом в силу того, что оно распространяет правовую позицию КС РФ на оспариваемую конституционно-правовую ситуацию, являющуюся аналогичной (тождественной, сходной) той, которая ранее была предметом рассмотрения КС РФ. По материально- правовому результату такое решение является итоговым и окончательным по существу обращения.

Конституционный Суд Российской Федерации в процессе своей деятельности осуществляет "поиск права" путем толкования положений Конституции РФ, федеральных законов и федеральных конституционных законов. Однако такого права за ним прямо не закреплено ни в Конституции, ни в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержится всего две статьи, которые касаются понятия правовой позиции. Прежде всего, это ст. 29, согласно которой решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Если толковать приведенную статью буквально, то можно прийти к выводу, что правовые позиции данного Суда могут содержаться не только в его решениях, но и в других его актах. Однако это не так, ибо необходимо учитывать ст. 73 того же Закона, согласно которой, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Но самое главное - указанное толкование противоречило бы сущности деятельности Конституционного Суда.

Некоторые решения Конституционного Суда позволяют приблизиться к пониманию категории "правовая позиция Конституционного Суда". Так, в Постановлении от 16 июля 1998 г. N 19-П "О толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" указано, что Конституционный Суд, принимая решение по делу, выражает свое отношение как к позиции законодателя или иного нормотворческого органа, так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь при этом на толковании положений российской Конституции, в сфере которого, по смыслу ее ст. 125 (ч. 5 и 6), только Конституционный Суд выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение. Поэтому его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.

Правовая позиция Конституционного Суда - это результат толкования им норм Конституции РФ или иных нормативно-правовых актов, который содержится в мотивировочной части его решения. При этом Конституционный Суд выявляет конституционный смысл норм права. На основании такого результата толкования основываются выводы, содержащиеся в резолютивной части решения Конституционного Суда. На всех правоприменителей, включая другие суды, возложена обязанность действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда.

Правовым позициям Конституционного Суда присущи многие черты, характерные для источников права. Во-первых, они отражают государственную волю, поскольку возникают как акт конституционного органа, уполномоченного выразить эту волю в предписанных законом форме и параметрах; во-вторых, имеют общеобязательный характер и обладают качеством регулятора определенного вида общественных отношений - конституционных отношений; в-третьих, обладают определенными внутренними свойствами, поскольку выполняют роль нормативной основы в правовой системе, а также служат ориентиром в правотворчестве и правоприменении.
Суть правовых позиций Конституционного Суда заключается в том, что они фактически отражают особого рода правотворчество данного Суда.
Особенно важен вопрос о соотношении правовой позиции Конституционного Суда с его решениями. На законодательном уровне этот вопрос не регламентирован, а в правовой литературе по нему нет единого мнения.
Так, О.Ю. Котов считает, что правовая позиция Конституционного Суда содержится в его постановлении. Правда, ученый прямо этого не утверждает, но это следует из контекста: "Постановление Конституционного Суда всегда связано с конкретным обращением и с конкретной рассматриваемой нормой. Правовая позиция, содержащаяся в постановлении, относится не только к рассмотренному нормативному положению, но и к определенной правовой ситуации, т.е. группе общественных отношений"

Правовые позиции Конституционного Суда могут содержаться в его "отказных" определениях, принимаемых в пленарном заседании палаты Суда, а также в определениях о разъяснении его решения. В соответствии со ст. 83 названного Закона решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение.
Очевидно, если Суд сформировал в пленарном заседании правовую позицию, ее должны придерживаться и палаты. То же самое можно сказать в отношении последних: правовая позиция Конституционного Суда по какому-либо вопросу, уже сформулированная в определении одной палаты, должна быть равносильна для другой. Иначе в палатах не будет выработано единой правовой позиции по одному и тому же вопросу. Кроме того, иную правовую позицию палата не может изложить в определении, поскольку это противоречило бы положению ст. 73 указанного Закона, согласно которой в таком случае дело должно передаваться на рассмотрение в пленарное заседание.

ледует полагать, что правовые позиции Конституционного Суда могут содержаться только в опубликованных его решениях. Конституционный Суд в Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П указал, что для решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов не предусмотрена обязательность официального их опубликования. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ применению подлежат только официально опубликованные акты, и это исключает для других правоприменителей обязательность следования этим решениям при разрешении других дел. Возможность опубликования отдельных судебных решений или извлечений из них не является достаточной гарантией для реализации указанной конституционной нормы. Очевидно, что данное указание Конституционного Суда должно распространяться и на его решения.
Надо помнить, что согласно ст. 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления и заключения этого Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, которых касается данное решение. В соответствии со ст. 83 определение о разъяснении решения Конституционного Суда выносится в виде отдельного документа и подлежит опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение. "Отказные" определения могут содержать правовые позиции Конституционного Суда, если только эти решения были опубликованы.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Наши рекомендации