Статья 34. Непрерывность судебного заседания
Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Части вторая - четвертая утратили силу.
Статья 35. Состязательность и равноправие сторон
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона.
2.Конституционный контроль в механизме охраны (защиты) конституции: понятие и виды.
Основным способом правовой охраны конституции является конституционны контроль. Основной его целью является проверка соответствия конституции уже действующих законов и иных нормативно-правовых актов, а также действий органов публичной власти и общественных объединений, осуществляющих публичные функции.
Таким образом, конституционный контроль представляет собой деятельность Конституционного Суда РФ по проверке соответствии Конституции РФ положений действующего законодательства, а также осуществлению иных полномочий данного судебного органа.
Из данного определения, а также из общего назначения, присущего данному органу, вытекает ряд признаков, характеризующих конституционный контроль как особый вид социально значимой деятельности.
1. Конституционный контроль осуществляется специально уполномоченным государственным органом - Конституционным Судом РФ. Помимо него данную деятельность не вправе выполнять ни один государственный орган или общественное объединение. Иные контролирующие органы (например, Контрольное управление Президента РФ) при обнаружении несоответствий федерального законодательства положениям Конституции РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом в общем порядке.
2. Конституционный контроль реализуется в порядке, строго регламентированном законом. Во-первых, на законодательном уровне закреплена структура Конституционного Суда РФ. Во-вторых, установлены его полномочия, которые нельзя использовать расширительным образом. И, в-третьих, в действующем законодательстве закреплена сама процедура осуществления конституционного судопроизводства, а также определены принимаемые данным органом решения.
3. Конституционный контроль осуществляют должностные лица, обладающие особым статусом. Только судьи Конституционного Суда РФ вправе исполнять функцию конституционного контроля. Иные лица, образующие аппарат Конституционного Суда РФ, реализуют вспомогательные функции и непосредственного участия в правосудии не принимают.
4. Основным содержанием конституционного контроля является проверка положений действующего федерального законодательства на предмет их соответствия Конституции РФ. При этом конституционные нормы выступают в качестве ориентира для последующего изменения законов, приведения их в полное соответствие конституционным стандартам.
Задачами конституционного контроля являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны.
В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
1) охрана Конституции Президентом РФ. Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;
2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);
3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;
4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.
Кроме того, П.о.К. осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.
Конституционный контроль в Российской Федерации — самостоятельная сфера государственно-властной деятельности. Она осуществляется не только Конституционным Судом, но и иными государственными органами. Так, согласно ч.4 ст.78 Конституции Российской Федерации, Президент и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.80, Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. О защите Конституции как обязанности главы государства говорится в тексте присяги Президента. Важными полномочиями по осуществлению конституционного контроля наделяют Президента ст.ст. 85 и 115 Конституции Российской Федерации. Существенное развитие институт конституционно-контрольных полномочий главы государства в контексте его участия в законодательном процессе получил в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996г. по делу о толковании отдельных положений ст.107 Конституции Российской Федерации.
Несомненно участие в осуществлении конституционного контроля Правительства Российской Федерации, высших и иных федеральных судов, глав республик, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако доминирующее положение в системе институтов конституционного контроля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специально на то уполномоченного органа (органов) по осуществлению своих полномочий посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и пр. Именно в этом смысле словосочетание "конституционный контроль" употреблено в ст.1 настоящего Закона, в которой Конституционный Суд определяется как "судебный орган конституционного контроля".
В теории и практике конституционного судопроизводства судебный конституционный контроль обычно делят на----абстрактный (когда проверка конституционности акта не связана с конкретным делом, с применением акта)
-конкретный (когда конституционность акта проверяется в связи с его применением в конкретном деле).