Юридические и фактические полномочия, политическая роль императора Японии

Главой государства в «Стране восходящего солнца» яв­ляется император. Это старейшая монархия в мире, возникшая более 2600 лет назад, в 660 г. до н.э. С 1990 г. на троне Акихито — 125-й по счету в императорской династии, кото­рая ни разу не прерывалась.

Среди японцев сильны монархические настроения. До конца 1945 г. император обладал огромной, фактически не­ограниченной властью. На протяжении веков господствова­ла и являлась государственной теория об избранности и бо­жественном происхождении императора и его семьи. Глава государства считался Сыном Неба и прямым потомком великой богини Аматэрасу Омиками, которой по легенде японцы обязаны появлением на свет.

В XX в. монархические настроения и институт импера­тора использовались военно-самурайскими кланами в сво­их корыстных целях, в том числе для захвата чужих терри­торий и ведения агрессивных войн. В тот период основой образа мыслей подданных была вера в то, что японцы явля­ются избранным народом, которым правит «божественный император» и которому «суждено править всей Азией». В 30-е гг. Япония развязала захватническую войну в Азии, а в 1941 г. вероломно напала на США. Однако она потер­пела поражение, и в 1945 г. ее территория впервые в исто­рии была оккупирована иностранными (американскими) войсками.

Монарший трон переходит по наследству от отца к стар­шему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. До недавнего времени императорский дом переживал кризис наследников — у действующего мо­нарха долгое время не было внука, поэтому специальная государственная комиссия даже рекомендовала изменить законы, чтобы разрешить восхождение на трон женщинам. Однако после рождения в сентябре 2006 г. долгожданного внука рассмотрение данного вопроса отложено.

Царствование каждого императора провозглашается властями определенной «эрой», в соответствие с которой ведется официальное летоисчисление (предыдущий импе­ратор Хирохито правил с 1926 г. по 1989 г.). Официальное наименование эры пребывания на японском троне нынеш­него императора Акихито — «Хейсей», т.е. достигающий мира.

После войны в связи с демократизацией государствен­ного и общественно-политического устройства и установ­лением конституционной парламентской монархии су­щественным образом изменился статус главы государства.

Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его по­ложение ныне определяется действующей Конституцией и Законом об императорской фамилии, принятым парла­ментом.

Согласно конституционным нормам (ст. 1) император является только «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принад­лежит суверенная власть». Монарх практически исклю­чен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью, как это было до окончания Второй мировой войны. В тот период он обладал и «верховной», и «законодательной властью» и возвышался над другими государственными института­ми. Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения правительства (Каби­нета министров), которое несет за них ответственность.

Он назначает премьер-министра по представлению пар­ламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета министров осуществляет такие действия, как:

— промульгация Конституции и поправок к ней, зако­нов, правительственных указов и договоров;

— созыв парламента;

— роспуск палаты представителей;

— объявление всеобщих парламентских выборов;

— подтверждение назначений и отставок высших долж­ностных лиц (включая государственных министров), а так­же полномочий и верительных грамот послов и посланни­ков;

— подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смяг­чение и отсрочки наказаний и восстановление в правах;

— пожалование наград;

— подтверждение ратификационных грамот и других предусмотренных законом дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выбор­ные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев — синтоизма. Для боль­шинства японцев он высший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подра­жания. По мнению некоторых западных аналитиков, нельзя полностью исключать ситуацию, когда в условиях систем­ного социально-политического кризиса реальный круг пол­номочий монарха может существенно расшириться, хотя это и запрещено действующими конституционными пред­писаниями.

Наши рекомендации