Конституция Японии, ее характерные черты и особенности
Действующая Конституция Японии, разработанная после Второй мировой войны, — это второй в истории страны конституционный документ. Первая Конституция была принята в 1889 г. Эта был октроированный конституционный документ, который носил ярко выраженный консервативный, милитаристский характер, закрепляя широкие полномочия императора в сфере осуществления государственной власти, а также милитаристско-бюрокра-тическую систему. Его действие было прекращено после оккупации страны союзниками. Основой послевоенного переустройства государственной и общественной систем была Потсдамская декларация 1945 г., подписанная США, СССР, Великобританией, Китаем и определившая демилитаризацию Японии, демобилизацию ее вооруженных сил, наказание всех военных преступников в качестве ключевых направлений политики союзных держав в отношении «Страны восходящего солнца».
Подготовка конституционного текста велась японским правительством с привлечением специалистов штаба американских оккупационных войск. Затем проект конституции был представлен правительством парламенту и принят им в октябре 1946 г. Новая Конституция Японии вступила в силу 3 мая 1947 г. Она восприняла многие принципы англосаксонского права, новеллы конституционного права того времени (например, положения о социально-экономических правах) и демонстрировала демократический подход к регулированию общественных отношений. Характерная черта этой Конституции — ярко выраженная антимилитаристская направленность. В ней есть специальная гл. II «Отказ от войны». Согласно ст. 9 Конституции «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров». Из этого вытекает и другое положение Конституции, запрещающее создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. В Японии вооруженные силы — это Корпус обороны, на который тратится не более 1% государственного бюджета. Интересно еще одно положение Конституции, которое определяет, что в состав правительства должны входить только гражданские лица.
Сама Конституция небольшая, состоит из преамбулы, 11 глав и 103 статей, которые регулируют статус императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус парламента, Кабинета министров, судебной власти, государственные финансы, местное самоуправление, процедуру изменения Конституции. Она провозглашает впервые в японской истории принцип народного суверенитета, верховенства парламента, выборности обеих палат (упразднен невыборный характер верхней палаты, существовавший до 1945 г.).
Япония — конституционная парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен парламент.
Правительство формируется при решающей роли парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.
Конституция содержит достаточно широкий перечень прав и свобод. Прежде всего следует сказать, что Конституция упразднила привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации). Весьма интересным является закрепление положения о том, что любые награды действуют только при жизни данного лица. Конституцией устанавливается равноправие полов, детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон.
Органом конституционного контроля является Верховный суд, которому, как и в США, принадлежит право окончательного решения по вопросу о неконституционности нормативного акта. Однако в Японии подается специальный иск о неконституционности акта в суд первой инстанции и дело по иерархии может быть доведено до Верховного суда.
Конституция Японии по способу ее изменения является жесткой. Такое изменение возможно только по инициативе парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация же осуществляется либо референдумом, либо новым составом парламента, образованным после проведения национальных выборов. Способ ратификации определяется парламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию Японии не было внесено ни одной поправки, однако различные политические силы неоднократно поднимали вопрос о необходимости внесения в нее изменений. В результате дискуссии в 2005 г. по инициативе палат парламента был внесен на широкое обсуждение проект «Основные положения пересмотра Конституции». В мае 2007 г. парламентом был принят Закон об общенациональном референдуме по поводу пересмотра Конституции Японии, который вступит в силу только через три года после его принятия.