Конституция Японии, ее характерные черты и особенности

Действующая Конституция Японии, разработанная после Второй мировой войны, — это второй в истории страны конституционный документ. Первая Конституция была принята в 1889 г. Эта был октроированный консти­туционный документ, который носил ярко выраженный консервативный, милитаристский характер, закрепляя широкие полномочия императора в сфере осуществления государственной власти, а также милитаристско-бюрокра-тическую систему. Его действие было прекращено после оккупации страны союзниками. Основой послевоенного переустройства государственной и общественной систем была Потсдамская декларация 1945 г., подписанная США, СССР, Великобританией, Китаем и определившая демили­таризацию Японии, демобилизацию ее вооруженных сил, наказание всех военных преступников в качестве ключе­вых направлений политики союзных держав в отношении «Страны восходящего солнца».

Подготовка конституционного текста велась японским правительством с привлечением специалистов штаба аме­риканских оккупационных войск. Затем проект конститу­ции был представлен правительством парламенту и принят им в октябре 1946 г. Новая Конституция Японии вступи­ла в силу 3 мая 1947 г. Она восприняла многие принципы англосаксонского права, новеллы конституционного права того времени (например, положения о социально-экономи­ческих правах) и демонстрировала демократический подход к регулированию общественных отношений. Характерная черта этой Конституции — ярко выраженная антимили­таристская направленность. В ней есть специальная гл. II «Отказ от войны». Согласно ст. 9 Конституции «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суве­ренного права нации, а также от угрозы силой или приме­нения вооруженных сил как средства разрешения между­народных споров». Из этого вытекает и другое положение Конституции, запрещающее создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средст­ва войны. В Японии вооруженные силы — это Корпус обо­роны, на который тратится не более 1% государственного бюджета. Интересно еще одно положение Конституции, которое определяет, что в состав правительства должны входить только гражданские лица.

Сама Конституция небольшая, состоит из преамбулы, 11 глав и 103 статей, которые регулируют статус императо­ра, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус парламента, Кабинета министров, судебной власти, государственные финансы, местное самоуправление, проце­дуру изменения Конституции. Она провозглашает впервые в японской истории принцип народного суверенитета, вер­ховенства парламента, выборности обеих палат (упразднен невыборный характер верхней палаты, существовавший до 1945 г.).

Япония — конституционная парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным зако­нодательным органом провозглашен парламент.

Правительство формируется при решающей роли пар­ламента и несет перед ним ответственность. Япония про­возглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.

Конституция содержит достаточно широкий перечень прав и свобод. Прежде всего следует сказать, что Консти­туция упразднила привилегированные сословия, провоз­гласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации). Весь­ма интересным является закрепление положения о том, что любые награды действуют только при жизни данного лица. Конституцией устанавливается равноправие полов, деталь­но регулируются вопросы брака, который должен заклю­чаться только на основании взаимного согласия сторон.

Органом конституционного контроля является Верхов­ный суд, которому, как и в США, принадлежит право окон­чательного решения по вопросу о неконституционности нормативного акта. Однако в Японии подается специаль­ный иск о неконституционности акта в суд первой инстан­ции и дело по иерархии может быть доведено до Верховно­го суда.

Конституция Японии по способу ее изменения является жесткой. Такое изменение возможно только по инициати­ве парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация же осуществляется либо референдумом, либо новым составом парламента, образованным после проведе­ния национальных выборов. Способ ратификации опреде­ляется парламентом. Утвержденные поправки немедлен­но обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию Японии не было внесено ни одной поправки, однако различные поли­тические силы неоднократно поднимали вопрос о необхо­димости внесения в нее изменений. В результате дискус­сии в 2005 г. по инициативе палат парламента был внесен на широкое обсуждение проект «Основные положения пересмотра Конституции». В мае 2007 г. парламентом был принят Закон об общенациональном референдуме по по­воду пересмотра Конституции Японии, который вступит в силу только через три года после его принятия.



Наши рекомендации