Характерные черты германского федерализма

Федерализм в Германии имеет давние исторические кориц. Он сформировался снизу и адаптировался к ее ус­ловиям. Исключение — период нацизма (фашизма), когда страну превратилась в централизованное унитарное госу­дарство.

Поражение во Второй мировой войне и фактический раз­дел страны державами-победительницами привели к тому, что на востоке и на западе ранее единой Германии развитие государственности шло разными путями. При образовании ГДР восторжествовал унитарный принцип. На западе были воссозданы или образованы новые земли, а затем в 1949 г. на их основе конституировано новое федеративное госу­дарств^

После объединения Германия состоит из 16 земель (10 стсфых западных земель, 5 воссоединенных территорий оывшей Гдр, а также Берлин). Статус земли имеют два крупных западногерманских города — Бремен и Гамбург. Субъекты ФРГ обладают довольно высокой степенью авто­номности (самостоятельности). По своему статусу земли -не политические субъекты, а скорее регионы с государст­венной структурой и определенной самостоятельностью. В германской модели федерализма фактически реализовано равенство федеральных единиц. Немецкие субъекты Феде­рации имеют свои конституции, парламенты и правительст­ва. Вмешательство Федерации как вышестоящей структуры в сферу суверенной компетенции земель допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных конституци­онными нормами.

Бундесрат — верхняя палата парламента — формиру­ется целиком из представителей земельной исполнитель­ной власти. Она имеет большие полномочия. В частности, в ряде случаев бундесрат имеет право на участие в приня­тии решений наряду с бундестагом и правительством. Это относится, например, к введению в действие закона о чрез­вычайном положении, о применении федерального принуж­дения к какой-либо из земель, при выдвижении обвинений против президента ФРГ, а также при объявлении войны. Определенное значение имеет и тот факт, что федеральный президент избирается не всеобщим голосованием, а особым собранием, половина которого формируется за счет депу­татов бундестага, а другая — из представителей земельных парламентов. Это дополнительно усиливает позиции зе­мель по отношению к центру (Берлину).

Акцент в законодательной области смещен в сторону федерации, однако приоритет в области исполнения зако­нов принадлежит субъектам. Земли правомочны прини­мать законы в той мере, в какой конституционные поло­жения не отводят данное право Федерации. В связи с этим в Основном законе ФРГ проведено четкое разграничение между федеральным и земельным законодательством, между исключительной компетенцией Федерации, кон­курирующим законодательством Федерации и земель (предметы совместного ведения), общегерманским законо­дательством, которое детализируется в землях, а также во­просами, находящимися в компетенции местных властей. К исключительному ведению Федерации относятся: внеш­ние сношения; оборона; общегерманское гражданство; эмиграция и иммиграция; денежное обращение; таможен­ное и торговое единство территории; таможенная и погра­ничная охрана; железные дороги и воздушное сообщение; правовое положение лиц, находящихся на федеральной службе; правовая охрана промышленной собственности; ащита и безопасность германского государства и его зе­мель; и некоторые другие объекты. В ведении земель на­ходятся культурная, полицейская и коммунальная сферы, а также гражданское и уголовное право, судопроизводст­во, хозяйственное право, судоходство, охрана побережья, иммиграция и т.д. В большинстве случаев сферы компе­тенции Федерации и ее субъектов переплетены таким об­разом, что для принятия какого-либо решения требуется взаимное согласование.

Федерация и земли самостоятельны в ведении бюджет­ного хозяйства, но они должны учитывать требования на­ционального экономического баланса и долгосрочного фи­нансового планирования.

Важной чертой германского федерализма является то, что в компетенцию субъектов переданы функции испол­нительной власти, за исключением тех, которые оставлены в ведении центра. И земли выполняют федеральные законы как свои собственные, а федеральные органы лишь следят за тем, чтобы законы не нарушались. Указания по порядку проведения в жизнь каких-либо конкретных законов руко­водители земель получают только тогда, когда действуют по поручению Федерации.

При разрешении затрагивающих конституционные пре­рогативы сторон споров между отдельными землями и Фе­дерацией или между различными землями последнее слово принадлежит Федеральному Конституционному суду.

В целом институты германского федерализма функцио­нируют достаточно эффективно, межрегиональные отноше­ния не могут стать угрозой стабильному развитию общест­ва и государства.

Система судебной власти

Конституционные нормы закрепляют основные начала организации и функционирования судебной власти в Гер­мании. Статья 92 Основного закона ФРГ гласит: «Судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным Конституционным судом и предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель». В ст. 97 провозглашается важный принцип правового го­сударства — независимость судов и их подчинение только закону.

В Германии существует чрезвычайно сложная и разветв­ленная судебная система, в основание которой положен принцип специализации судов по характеру рассматри­ваемых дел: общей подсудности (компетенции), трудовых, социальных, административных, финансовых. Согласно конституционным положениям, «в области общей, адми­нистративной, финансовой, трудовой и социальной юрис­дикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам» (ст. 95). Кроме того, могут быть также учреждены и другие суды. Подобную судебную систему в науке конституционного права принято называть специализированной.

Таким образом, в рамках данной системы судебное про­изводство помимо конституционной юстиции подразделя­ется на пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно верховные суды Гер­мании. Данные суды независимы друг от друга, в случае разногласий совещание председателей этих органов прини­мает консолидированное решение.

В ФРГ существует эффективный институт конститу­ционного контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Германии характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля. Его ста­тус определяется Основным законом и специальным феде­ральным конституционным законом.

Судьи Федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в 2/3 обеими палатами парламента: половина судей избирается бундестагом, другая половина — бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по восемь судей. Срок их полномочий — 12 лет.

К компетенции Федерального конституционного суда относятся: 1) толкование Конституции ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов консти­туционно-правовых отношений; 2) рассмотрение споров и разрешение неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, а также земель между собой; 3) рас­смотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, нрав человека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону; 4) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобре­тения или утраты членства в нижней палате и некоторых других жалоб.

Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-право­вых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики большинства государств исклю­чительно последующего конституционного контроля этот суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения бундестага, но перед выработкой закона об одоб­рении федеральным президентом.

Проверка актов государственного (конституционного) права, например законов, на основании международного права не предусмотрена. Это является также основной при­чиной того, что в своих решениях Федеральный конститу­ционный суд почти никогда не делает ссылки также на ме­ждународно-правовые источники, такие как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. или международные пакты по правам человека. Они не приводятся даже в качестве поддерживающих (дополни­тельных) аргументов, как, например, это делает Конститу­ционный Суд Российской Федерации.

Решения Федерального конституционного суда Герма­нии носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.

В землях действуют конституционные суды земель.

Система судов общей юрисдикции, так называемого обычного судопроизводства, включает четыре звена: суды низовой инстанции (участковый суд), в них рассматрива­ется 90% уголовных и гражданских дел; суд земли; высший (верховный) земельный суд и Федеральная судебная палата в качестве верховного звена. Эти суды рассматривают пра­вовые споры по договорам, бракоразводные и уголовные дела, дела о нарушении порядка, а также вопросы так на­зываемой «добровольной юрисдикции». Им подсудны дела, связанные с земельной собственностью, опекой и попечи­тельством, наследственным правом и т.д.

Существует развитая система административной юсти­ции. На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в сфере публичной деятельности. Эти суды рассматривают споры публично-правового харак­тера, т.е. споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимо­отношениях с органами публичной власти и ведомствами.

Организация административных судов трехступенча­тая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и вто­рой инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в не­которых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд вто­рой инстанции, однако в некоторых случаях две земли объе­диняются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.

Федеральный административный суд выступает в ос­новном в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение). Основная масса дел рассматривается судами второй инстанции, т.е. земель­ными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязатель­ны для соответствующих ведомств. Например, споры авто­ров технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и по­следней инстанцией в этих случаях выступает Федераль­ный административный суд.

Следует обратить внимание на особый порядок рас­смотрения исков в судах административной юстиции, ко­гда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты. Рассмотрение протеста фор­мально преследует цель обязать орган, издавший акт, про­верить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. По общему правилу принесение протеста приостанавливает действие акта в его опротестованной части.

Суды по финансовым вопросам подразделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансо­вый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Судам по трудовым спорам подведомственны дела, ка­сающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по во­просам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организа­ции и управлении предприятием. К этим судам относятся Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам, так же как суды по тру­довым спорам, двухуровневые: земельные суды по социаль­ным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвали­дов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы.


Наши рекомендации