Характерные черты германского федерализма
Федерализм в Германии имеет давние исторические кориц. Он сформировался снизу и адаптировался к ее условиям. Исключение — период нацизма (фашизма), когда страну превратилась в централизованное унитарное государство.
Поражение во Второй мировой войне и фактический раздел страны державами-победительницами привели к тому, что на востоке и на западе ранее единой Германии развитие государственности шло разными путями. При образовании ГДР восторжествовал унитарный принцип. На западе были воссозданы или образованы новые земли, а затем в 1949 г. на их основе конституировано новое федеративное государств^
После объединения Германия состоит из 16 земель (10 стсфых западных земель, 5 воссоединенных территорий оывшей Гдр, а также Берлин). Статус земли имеют два крупных западногерманских города — Бремен и Гамбург. Субъекты ФРГ обладают довольно высокой степенью автономности (самостоятельности). По своему статусу земли -не политические субъекты, а скорее регионы с государственной структурой и определенной самостоятельностью. В германской модели федерализма фактически реализовано равенство федеральных единиц. Немецкие субъекты Федерации имеют свои конституции, парламенты и правительства. Вмешательство Федерации как вышестоящей структуры в сферу суверенной компетенции земель допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных конституционными нормами.
Бундесрат — верхняя палата парламента — формируется целиком из представителей земельной исполнительной власти. Она имеет большие полномочия. В частности, в ряде случаев бундесрат имеет право на участие в принятии решений наряду с бундестагом и правительством. Это относится, например, к введению в действие закона о чрезвычайном положении, о применении федерального принуждения к какой-либо из земель, при выдвижении обвинений против президента ФРГ, а также при объявлении войны. Определенное значение имеет и тот факт, что федеральный президент избирается не всеобщим голосованием, а особым собранием, половина которого формируется за счет депутатов бундестага, а другая — из представителей земельных парламентов. Это дополнительно усиливает позиции земель по отношению к центру (Берлину).
Акцент в законодательной области смещен в сторону федерации, однако приоритет в области исполнения законов принадлежит субъектам. Земли правомочны принимать законы в той мере, в какой конституционные положения не отводят данное право Федерации. В связи с этим в Основном законе ФРГ проведено четкое разграничение между федеральным и земельным законодательством, между исключительной компетенцией Федерации, конкурирующим законодательством Федерации и земель (предметы совместного ведения), общегерманским законодательством, которое детализируется в землях, а также вопросами, находящимися в компетенции местных властей. К исключительному ведению Федерации относятся: внешние сношения; оборона; общегерманское гражданство; эмиграция и иммиграция; денежное обращение; таможенное и торговое единство территории; таможенная и пограничная охрана; железные дороги и воздушное сообщение; правовое положение лиц, находящихся на федеральной службе; правовая охрана промышленной собственности; ащита и безопасность германского государства и его земель; и некоторые другие объекты. В ведении земель находятся культурная, полицейская и коммунальная сферы, а также гражданское и уголовное право, судопроизводство, хозяйственное право, судоходство, охрана побережья, иммиграция и т.д. В большинстве случаев сферы компетенции Федерации и ее субъектов переплетены таким образом, что для принятия какого-либо решения требуется взаимное согласование.
Федерация и земли самостоятельны в ведении бюджетного хозяйства, но они должны учитывать требования национального экономического баланса и долгосрочного финансового планирования.
Важной чертой германского федерализма является то, что в компетенцию субъектов переданы функции исполнительной власти, за исключением тех, которые оставлены в ведении центра. И земли выполняют федеральные законы как свои собственные, а федеральные органы лишь следят за тем, чтобы законы не нарушались. Указания по порядку проведения в жизнь каких-либо конкретных законов руководители земель получают только тогда, когда действуют по поручению Федерации.
При разрешении затрагивающих конституционные прерогативы сторон споров между отдельными землями и Федерацией или между различными землями последнее слово принадлежит Федеральному Конституционному суду.
В целом институты германского федерализма функционируют достаточно эффективно, межрегиональные отношения не могут стать угрозой стабильному развитию общества и государства.
Система судебной власти
Конституционные нормы закрепляют основные начала организации и функционирования судебной власти в Германии. Статья 92 Основного закона ФРГ гласит: «Судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным Конституционным судом и предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель». В ст. 97 провозглашается важный принцип правового государства — независимость судов и их подчинение только закону.
В Германии существует чрезвычайно сложная и разветвленная судебная система, в основание которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: общей подсудности (компетенции), трудовых, социальных, административных, финансовых. Согласно конституционным положениям, «в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам» (ст. 95). Кроме того, могут быть также учреждены и другие суды. Подобную судебную систему в науке конституционного права принято называть специализированной.
Таким образом, в рамках данной системы судебное производство помимо конституционной юстиции подразделяется на пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно верховные суды Германии. Данные суды независимы друг от друга, в случае разногласий совещание председателей этих органов принимает консолидированное решение.
В ФРГ существует эффективный институт конституционного контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Германии характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля. Его статус определяется Основным законом и специальным федеральным конституционным законом.
Судьи Федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в 2/3 обеими палатами парламента: половина судей избирается бундестагом, другая половина — бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по восемь судей. Срок их полномочий — 12 лет.
К компетенции Федерального конституционного суда относятся: 1) толкование Конституции ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений; 2) рассмотрение споров и разрешение неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, нрав человека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону; 4) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате и некоторых других жалоб.
Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики большинства государств исключительно последующего конституционного контроля этот суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения бундестага, но перед выработкой закона об одобрении федеральным президентом.
Проверка актов государственного (конституционного) права, например законов, на основании международного права не предусмотрена. Это является также основной причиной того, что в своих решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки также на международно-правовые источники, такие как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. или международные пакты по правам человека. Они не приводятся даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов, как, например, это делает Конституционный Суд Российской Федерации.
Решения Федерального конституционного суда Германии носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.
В землях действуют конституционные суды земель.
Система судов общей юрисдикции, так называемого обычного судопроизводства, включает четыре звена: суды низовой инстанции (участковый суд), в них рассматривается 90% уголовных и гражданских дел; суд земли; высший (верховный) земельный суд и Федеральная судебная палата в качестве верховного звена. Эти суды рассматривают правовые споры по договорам, бракоразводные и уголовные дела, дела о нарушении порядка, а также вопросы так называемой «добровольной юрисдикции». Им подсудны дела, связанные с земельной собственностью, опекой и попечительством, наследственным правом и т.д.
Существует развитая система административной юстиции. На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в сфере публичной деятельности. Эти суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е. споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами.
Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.
Федеральный административный суд выступает в основном в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение). Основная масса дел рассматривается судами второй инстанции, т.е. земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.
Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты. Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. По общему правилу принесение протеста приостанавливает действие акта в его опротестованной части.
Суды по финансовым вопросам подразделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.
Судам по трудовым спорам подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием. К этим судам относятся Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.
Суды по социальным вопросам, так же как суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы.