Конституция Франции. Ее характерные черты и особенности

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII века в этом государстве было издано 17 конституций и консти­туционных хартий.

После Второй мировой войны в 1946 г. была принята Конституция Франции, которая закрепляла Четвертую республику парламентского типа правления. Однако мно­гие политические силы (включая популярного генерала де Голля) выступали за сильную исполнительную власть в лице президента республики. После затяжного кризиса, вызванного колониальными войнами и нестабильностью политической системы, они убедили народ в необходи­мости коренной реформы французского государственного устройства, выразившейся п разработке и принятии новой Конституции.

На всеобщем референдуме 28 сентября 1958 г. около 80% французов проголосовали за новый Основной Закон страны. Действующая Конституция заложила Пятую рес­публику, учредила новую систему организации высших ор­ганов государственной власти, которая в научной литера­туре получила наименование президентско-парламентской (смешанной) формы правления.

Впервые в республиканской истории Франции консти­туционный текст не разрабатывался Учредительным собра­нием. Законом от 1 июня 1958 г. его подготовка была деле­гирована генералу Шарлю д<е Голлю (1890—1970), который наделялся чрезвычайными полномочиями в законодатель­ной сфере. Составление проекта он поручил группе членов Государственного совета во главе с министром юстиции Мишелем Дебре (1912-1996). Правительственный комитет под председательством де Голля сначала обсуждал проект по частям, затем он был передан на рассмотрение Консти­туционному консультативному комитету. После внесения поправок проект обсуждался в правительстве, был им одоб­рен и обнародован, а затем передан на всенародный рефе­рендум.

В юридическом смысле действующая Конституция включает в себя четыре акта: Конституцию 1958 г., Дек­ларацию прав человека и гражданина 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г., а также Хартию об экологических правах 2004 г.

Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и граж­данина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

В действующей редакции Конституция Пятой республи­ки состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объеди­няющих 85 статей. Два раздела были исключены конститу­ционным законом 1995 г.

Франция провозглашается правовым светским социаль­ным государством.

Большинство норм Основного Закона регулирует систе­му публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Модель власти, учрежденная Консти­туцией 1958 г., получила наименование «Пятая респуб­лика», сочетающая в себе элементы президентской и пар­ламентской республик. Президент Франции наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению го­сударством и по отношению ко всем ветвям власти. Следу­ет отметить непропорционально большое конституционное регулирование высших органов государственной власти. При детальной регламентации правового статуса президен­та практически не урегулированными оказались вопросы организации правительства, характер его взаимодействия с парламентом. Хотя в целом доминирующее положение отводится исполнительной ветви власти, одновременно закрепляется принцип парламентской ответственности правительства и независимости судебной власти. Законо­дательная деятельность парламента по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета — ор­гана конституционного надзора. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления.

Специфика французской Конституции заключается прежде всего в том, что ее переходные положения наделя­ли правительство правом издания имеющих силу закона ордонансов, с тем чтобы в течение полугода после ее про­мульгации была создана нормативная база учрежденных ею государственных институтов.

В Конституции 1958 г. существенное внимание уделяет­ся вопросам внешней политики Франции. Декларируется преимущественная юридическая сила ратифицированных международных договоров по отношению к националь­ным законам. Вопрос о статусе бывших французских ко­лоний был решен в пользу их суверенитета. Здесь интерес представляет разд. XIV «О соглашениях об объединении», формулирующий единственную статью о том, что «Рес­публика может заключать соглашения с государствами, которые желают объединиться с ней с целью развития их цивилизации». Специальный раздел Конституции содер­жит положения, определяющие членство Франции в Евро­пейском союзе.

Конституционная реформа фактически началась сразу же после принятия Основного Закона 1958 г. Хотя его раз­работчики и заложили серьезные препятствия для сиюми­нутных попыток пересмотра моделей и принципов Пятой республики, конституционный текст неоднократно под­вергался изменениям. Будучи жестким, Основной Закон предусматривает две процедуры изменения: утверждение конституционного закона на референдуме и принятие по­правок к Конституции специально созываемым Консти­туционным конгрессом (палат французского парламента, заседающих и голосующих совместно). Причем субъекта­ми права внесения предложений по пересмотру фундамен­тальных положений являются президент, действующий по предложению премьер-министра, и парламентарии. Только после одобрения квалифицированным большинст­вом — 3/5 от общего числа поданных голосов обеих палат национальной легислатуры — конституционный закон вы­носится на референдум. Поправки к Конституции на рефе­рендуме должны получить поддержку абсолютного боль­шинства избирателей, участвующих в голосовании. Причем Конституция не обязывает президента каждый одобренный Парламентом конституционный закон по изменению текста Зсновного Закона выносить на референдум. Это созда­ет так называемую «практику отложенного пересмотра» конституции. При этом одобренные парламентом поправки he имеют никакого срока давности.

Поправки к Конституции касались изменения време­ни парламентских сессий, определения субъектов запроса h Конституционный совет, порядка избрания президента, уголовной ответственности членов правительства и др. Наиболее серьезным изменениям конституционные по­ложения подверглись в связи с вступлением государства b Европейские сообщества и Европейский союз в 1992 г. В 2000 г. на общенациональном референдуме был сокращен срок полномочий президента Французской Республики t семи лет до пяти, в 2005 г. включено положение о Хартии об экологических правах. Данная Хартия на конституционном уровне закрепляет появление новых экологических прав и обязанностей граждан и государства.

В мае 2005 г. во Франции состоялся общенациональный референдум по ратификации Конституции (конституцион­ного акта) Европейского союза (ЕС), условием вступления в силу которой в 2007 г. являлась ее ратификация 25 чле­нами ЕС. Во Франции — второй по экономическому потен­циалу европейской державе — несмотря на беспрецедент­ную агитационную кампанию в поддержку Конституции ЕС, организованную правительством Франции, против ее принятия проголосовало около 55% граждан.

Конституция 1958 г. содержит важное условие — о недо­пустимости пересмотра республиканской формы правления.

Во Франции в классическом виде осуществляется пред­варительный конституционный контроль. Деятельность Конституционного совета — квазисудебного органа, при­званного контролировать соблюдение Конституции .и осу­ществлять конституционный надзор, носит исключительно превентивный характер. Создатели Конституции Пятой республики, учреждая институт конституционного кон­троля, прежде всего стремились защитить так называемую «регламентарную сферу» от посягательств законодательной власти.

В настоящее время Конституционный совет по сравне­нию со своим предшественником обладает гораздо боль­шими правами и реальной властью. Данный государствен­ный орган осуществляет проверку на конституционность в отношении органических законов — до их промульгации (абз. 5 ст. 46, ст. 61 Конституции Франции), в отношении регламентов палат парламента — до их введения в .дейст­вие (абз. 1 ст. 61 Конституции Франции), в отношении законов — до их промульгации (абз. 2 ст. 61 Конституции Франции); международные договоры могут быть оспорены в Конституционный совет до их ратификации или одоб­рения (ст. 129.1 Регламента Национального собрания Франции от 3 июня 1959 г.). Кроме того, объектом консти­туционного контроля могут выступать законодательные предложения или поправки, проходящие законодательную процедуру (ст. 41 Конституции Франции).

Квазисудебный характер деятельности Конституцион­ного совета выражается в том, что процедура рассмотрения дел в нем не такая формализованная, как собственно в су­дах, — преобладает письменное производство. В его состав входят девять человек, назначаемых на девять лет. По три члена назначают президент, председатели сената и Нацио­нального собрания. В его состав пожизненно входят по их желанию бывшие президенты Французской Республики.

Как было сказано ранее, все законы до подписания их президентом проходят проверку на соответствие их Консти­туции Франции. Если Конституционный совет признает акт противоречащим Конституции, то вправе отменить его.

Помимо полномочий по осуществлению конституцион­ного надзора Конституционный совет наблюдает за ходом проведения президентских и парламентских выборов, об­щенациональных референдумов.

Второй орган конституционного контроля — Государст­венный совет, который формируется правительством в ос­новном из квалифицированных юристов. Совет возглавляет систему административных судов. Он разрешает дела о не­соответствии Конституции тех или иных актов исполни­тельной власти по жалобам лиц, права которых затронуты. При установлении Государственным советом неконститу­ционности акта, он аннулируется. Такой конституционный контроль называется последующим.


Наши рекомендации