Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов
Избирательный процесс выступает как форма реализации субъективного и объективного избирательного права, представляющая важнейшую процедуру осуществления народовластия. Исходя из этого, порядок проведения выборов в основном регламентируется процессуальными нормами избирательного права.
Избирательный процесс отражает определенный тип политической системы и непосредственно влияет на нее.
Под избирательным процессомкак политико-правовой категорией принято понимать урегулированную законами деятельность органов, групп избирателей, политических партий, общественных объединений по подготовке и проведению выборов в государственные институты и муниципальные органы.
Исходя из своей сущности, выборы должны обеспечиваться государственными ресурсами и организовываться публичными органами власти. В мировой практике существуют различные способы организации выборов. В большинстве демократических стран выборы организует исполнительная власть (администрация). Так, например, в Германии и Великобритании этим занимается министерство внутренних дел, в Швеции важнейшую роль в организации выборов играют налоговые органы. В Бразилии и Польше организация выборов возложена на органы, состоящие из судей. Такой подход не исключает привлечения к организации выборов общественных организаций и отдельных граждан.
Если понимать избирательный процесс в узком смысле, то данное явление включает в себя установленные законом, последовательно сменяющие друг друга стадии. Любые выборы обязательно должны пройти через основные стадии без исключения какой-либо из них. Однако некоторые стадии избирательного процесса носят факультативный характер, например повторное голосование или повторные выборы.
Выборыпредставляют собой длящуюся во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
1. Назначение выборов.Эта стадия заключается в установлении даты голосования. Назначение выборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо. Так, обычно парламентские выборы назначаются главой государства или правительством.
2. Образование избирательных округов.Избирательный округ — это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица. Существует три основных вида округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные.
В демократических странах «нарезка» избирательных округов производится в законодательном порядке. В качестве основных критериев образования избирательных округов, обеспечивающих равенство возможностей избирателей в формировании публичных органов власти, современная зарубежная практика применяет следующие:
• примерное равенство округов по количеству избирателей (отклонение, в границах которого допускается колебание численности электората, составляет 5—15%);
• компактность территории избирательных округов;
• территориальная целостность избирательных округов, когда каждый округ образует единую территорию;
• соблюдение, по возможности, административных границ;
• преемственность и максимальное сохранение прежней схемы «нарезки».
В зарубежных странах практике «нарезки» округов уделяется самое пристальное внимание и со стороны правящей администрации, и со стороны оппозиции. Изменением границ округов в Великобритании занимаются постоянно действующие комиссии, которые раз в 10 лет представляют министру внутренних дел доклады с рекомендациями с последующим направлением в парламент. В Португалии границы избирательных округов определяются законом о выборах, принимаемым перед каждыми новыми выборами. В Канаде «нарезка» округов находится в компетенции так называемых «пограничных комиссий».
3. Образование избирательных участков.Избирательный округ состоит из более мелких избирательных единиц, объединяющих избирателей общим местом голосования — избирательных участков.
4. Избирательные органы.Организацию и проведение выборов осуществляют специальные коллегиальные органы — избирательные трибуналы, советы, комиссии и др. Выделяют следующие виды избирательных комиссий: центральные, территориальные, окружные и участковые.
5. Регистрация избирателей.Эта стадия заключается во включении лица в специальные избирательные документы (списки избирателей), определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка.
6. Выдвижение и регистрация кандидатов.На этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, сенаторы, президенты. Основными способами выдвижения кандидатов традиционно выступают:
• самовыдвижение;
• выдвижение избирателями;
• выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.
7. Предвыборная агитация.Главный смысл этой стадии в том, что граждане, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения.
Формы предвыборной агитации разнообразны: публичные мероприятия, встречи кандидатов с избирателями, воздействие на избирателей через средства массовой информации.
8. Голосование.Это главная стадия избирательного процесса, которая представляет собой народное волеизъявление по вопросу об избрании выдвинутых кандидатур. Голосование может быть очным (непосредственным) и заочным (например, по почте).
9. Подсчет голосов и определение результатов выборов.Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. число бюллетеней установленной формы. Результаты выборов должны быть обязательно опубликованы. В ряде государств (США, Канада, Нидерланды) достаточно широко используются электронные устройства для голосования.
Если выборы оказались нерезультативными, то проводится либо повторное голосование, либо повторные выборы.