Понятие и сущность конституций ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В иерархии источников национального права особая роль отводится конституции.Термин «конституция» (от лат. constitutio — устанавливаю, учреждаю) стал употребляться еще в античные времена; так назывался один из декретов римских императоров. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в конце XVIII в. (США -1787 г., Франция - 1791 г., Польша — 1791 г.).
Представители разных политических и правовых школ неодинаково характеризуют сущность конституции. Так, например, последователи школы естественного права видят в ней своего рода общественный договор; нормативисты — высшую, основную норму, венчающую пирамиду правовой системы государства; сторонники марксизма-ленинизма — продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов.
Сегодня сущность конституции как политико-правового документа большинство исследователей и политиков определяют как отражение баланса основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание конституционной сущности как проявления социального плюрализма, политического компромисса.
В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных смыслах: конституция фактическая и юридическая. Фактическая конституция— это реально существующие конституционные отношения в той пли иной стране. Юридическая конституция— это правовой акт (или совокупность правовых актов), имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы статуса и организации государственной власти и взаимоотношений государства и личности.
Содержание конституциизависит от многих факторов — времени и обстоятельств ее создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного заимствования и т.д. Однако обязательной составляющей любой конституции являются прежде всего те нормы и институты, которые закрепляют положения о народном суверенитете, юридические основы статуса личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, статус столицы государства. Выражение этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся политико-правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами.
Конституция обладает определенными чертами, характеризующими ее взаимодействие с обществом и государством. Можно выделить следующие основные черты конституции:
• основополагающий характер;
• учредительность;
• народность;
• стабильность;
• легитимность.
Конституция выполняет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и, в известном смысле, «более чем закон» — нечто первичное, основное. Это единственный национальный правовой акт, который сам определяет свою особую юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более не вправе изменять или отменять ее положения. Трактовку конституции как основного закона развивал в середине XIX в. видный немецкий юрист и политик Фердинанд Лассаль (1825—1864).
Основной закон обычно включает в себя краткую преамбулу, разделы, главы, статьи, а также содержит заключительные и переходные положения (в основном это нормы, регламентирующие сроки вступления отдельных частей конституции в силу, порядок замены старых политических и государственных институтов новыми). Иногда помещается текст присяги (клятвы) президента или другого главы государства. Неотъемлемой частью конституционного текста являются поправки к ней.
В современный период законодатель обычно использует официальное наименование этого основополагающего документа — конституция государства. В то же время в некоторых странах он именуется основным законом (Германия, Гвинея). Для того чтобы подчеркнуть самостоятельность и суверенитет государств Латинской Америки, национальные конституционные акты там называются политическими конституциями (например, такой подход — в Боливии, Коста-Рике, Мексике, Панаме, Чили). Ориентация на социализм и высокий уровень политизации присущ основному закону северо-корейского государства, именуемому Социалистической Конституцией Корейской Народно-Демократической Республики 1972 г.
В основном законе закреплены объекты конституционно-правового регулирования. На современном этапе фундаментальные нормы регламентируют не только статус высших (верховных) органов государственной власти и некоторые вопросы правового положения граждан (подданных), как это было в конце XVIII — начале XX в., но и достаточно обширный круг других вопросов: основы общественного строя, начала внешней и социально-экономической политики, избирательную систему, подробную номенклатуру политических, социальных, экономических, культурных прав. Можно констатировать расширение объектов и сферы конституционного регулирования, что особенно характерно для основных законов стран Запада, принятых после 1945 г., и новых постсоциалистических конституционных документов стран Восточной и Центральной Европы 1990-х гг.
Высокое качество и ряд оригинальных положений присущи Конституции Словацкой Республики 1992 г., в которой отдельный раздел (шестой) посвящен экологическим и культурным правам. Согласно ее положениям каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а государство следит за бережным использованием природных ресурсов, поддержанием экологического равновесия, и надлежащим образом заботится об окружающей среде (ст. 44). Подчеркнуто, что экономические отношения в стране основываются на принципах «социально и экологически ориентированного рыночного хозяйства» (ст. 55). В современных условиях это весьма важно.
Обычно конституция вступает в силу с момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Переходные положения могут предусматривать, что отдельные нормы начинают применяться позднее, обычно после наступления какого-либо события (выборов, вхождения в состав государства отдельной территории).
Виды конституций
Современная конституция обычно имеет форму основного закона, т.е. является консолидированным, систематизированным актом, обладающим высшей (максимальной) юридической силой и выступающим базой для других законов.
Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно классифицировать по различным признакам.
По времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям:
• первого поколения — это первые в истории человечества и ныне действующие конституции (США — 1787 г., Норвегия — 1814 г., Бельгия — 1831 г., Люксембург — 1868 г.);
• второго поколения — конституции, принятые до и во время Второй мировой войны (Мексика — 1917 г.; Ливан — 1926 г., Ирландия — 1937 г., Исландия — 1944 г.);
• третьего поколения — конституции послевоенного периода (Япония - 1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ - 1949 г., Франция - 1958 г.);
• четвертого поколения — конституции постсоциалистические (Болгария, Македония — 1991 г.; Чехия, Словакия — 1992 г.; Польша — 1997 г.).
Самостоятельное значение имеют новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, принятые соответственно в 1999 г. и 2000 г.
По сроку действия конституции могут быть временными и постоянными. Временные конституции принимаются на установленный срок. В их тексте указывается период действия или определяются условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть заменены на постоянные. Многие такие акты подготавливались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например, Гаити, Боливия, Ирак). В 1993 г. после краха авторитарного режима апартеида^ и перехода к многорасовому демократическому обществу была принята временная Конституция Южно-Африканской Республики, а через три года — постоянная.
Абсолютное большинство конституций — постоянные, в них не устанавливается срок действия. Однако отсутствие указания на временной период действия конституций не означает их вечности, а лишь свидетельствует о намерениях законодателя.
В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона государства (в некоторых случаях она может состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему — Швеция, Израиль). Неписаные конституции — редкое явление в политической практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Своеобразием характеризуется Конституция Австрийской Республики. Она не кодифицирована, ее важнейшей основой является Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 г., однако фундаментальные нормы содержатся в многочисленных обычных законах. Этот акт стал первой Конституцией Австрии, принятой после распада монархической Австро-Венгерской империи и провозглашения республики в 1918 г. Он не действовал с 1934 по 1945 г. из-за установления в стране фашистской диктатуры.
Юридически и фактически неписаная конституция — это совокупность основополагающих законов, судебных прецедентов и обычаев. Так же, как писаные конституции, они содержат нормы, определяющие форму правления, государственное устройство, систему органов государственной власти, права и обязанности граждан (подданных) и т.д. Однако эти базовые положения содержатся не в каком-либо едином документе, а в большом количестве источников разнопланового характера, различающихся также и по времени принятия. Это осложняет их толкование и применение.
В зависимости от происхождения различаются оригинальные и заимствованные конституции. К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, как правило, в послевоенный период. Формально, основополагающие документы таких государств представляют собой слепок или некую модифицированную копию конституций их бывших метрополий.
Можно также подразделять эти базовые документы в зависимости от формы правления (конституции республиканских или монархических государств) и формы государственного устройства (основные законы унитарных или федеративных государств).