Элементы механизма правового регулирования и их назначение
Механизм правового регулирования составляют элементы, обязательные на отдельных его стадиях:
1) принципы права, нормы права, нетипичные правовые предписания (специализированные нормы права), объективируемы в нормативно-правовых актах;
2) правоотношения, субъективные юридические права и обязанности в их индивидуализации (конкретизации);
3) акты непосредственной реализации прав и обязанностей;
4) акты применения норм права.
Каждый элемент выполняет специфическую роль в регулировании деятельности субъектов и общественных отношений, которые возникают на их основе.
1. Норма права в механизме правового регулирования.
Норма права - это изначальный элемент и нормативная основа механизма правового регулирования.
Норма права представляет собой общее обязательное правило (модель) поведения, которое устанавливает для субъекта как возможный вариант поведения - субъективные юридические права, так и необходимый вариант поведения - субъективные юридические обязанности.
Специфическое задание нормы права в механизме правового регулирования заключается в том, чтобы:
а) определить общий круг людей, на которые она распространяет свое Действие;
б) установить содержание общественных отношений (содержание поведения субъекта), а также объекты правоотношений;
в) определить обстоятельства, в которых лицо должно руководствоваться данным правилом поведения;
г) раскрыть само правило поведения, указание на права и обязанности участников регулируемых отношений, характер их связи между собой, а также государственно-принудительные западе, применяемые к лицам в случае невыполнения ими юридических обязанностей.
Обязывающие нормы регламентируют активное поведение обязанных лиц.
Разрешительные и запретительные нормы возлагаются пассивные обязанности на обязанных лиц и позволяют совершения активных действий носителем субъективного права.
Характер регулирующего воздействия нормативной основы механизма правового регулирования зависит от того, как влияет право: путем обязывающего распоряжение, или путем разрешения или запрета.
Норма права приобретает внешнего выражения в нормативно-правовом акте, который обеспечивает ее действенность.
Нормативно-правовые акты обслуживают нормативную основу механизма правового регулирования. Функции нормативно-правовых актов заключаются главным образом в том, чтобы ввести в правовую систему новые юридические нормы, обеспечить их изменение или отмену, повысить эффективность их действия.
К нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов) присоединяются акты, в которых дается официальное разъяснение, толкование.
Акты толкования норм права (интерпретационные акты) не содержат новых правоположений, а является средством, которое обеспечивает единообразное понимание и применение действующих нормативных актов. Четкость и эффективность механизма правового регулирования зависят от правильного толкования норм права.
2. Правоотношения в механизме правового урегулирования.
Правоотношение - необходимый элемент механизма правового регулирования, важна степень осуществления программ, заложенных в нормах права. В правоотношениях индивидуализируются положения соответствующей правовой нормы, конкретизируются субъективные юридические права и обязанности определенных субъектов, их полномочия и юридическая ответственность. Индивидуализация общих моделей поведения в отношении конкретных лиц - второй уровень правового регулирования.
Особенности прав, обязанностей, полномочий и ответственности (а отсюда и особенности правоотношений) во многом зависят от характера регулирующего воздействия норм права, в результате которого складываются различные виды правоотношений - регулятивные или охранительные, активные или пассивные.
Следовательно, правоотношения в механизме правового регулирования образуют определенную систему и только так они обеспечивают перевода общих предписаний норм права в субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, полномочия и юридическую ответственность для конкретных лиц, позволяют добиться исполнения их воли, удовлетворения интересов.
При этом центром общих юридических связей, составляющих основу правоотношений, правовой статус, в том числе правосубъектность, как первый шаг в конкретизации предписаний норм права на этой стадии.
Правоотношения в механизме правового регулирования выполняют следующие функции:
а) определяют конкретный круг лиц, на которых распространяется действие норм права в этот момент;
б) закрепляют конкретное поведение, которому должны или могут следовать лица;
в) служат условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств (прокуратурой, судом, милицией) с целью обеспечения субъективных прав, обязанностей, ответственности.
Таким образом, правоотношения в механизме правового регулирования - это средство «перевода» общих предписаний юридических норм в плоскость субъективных прав и обязанностей для данных субъектов.
3. Акты непосредственной реализации прав и обязанностей в механизме правового регулирования.
Акты непосредственной реализации прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов правоотношений, связанная с осуществлением (реализацией) своих прав и обязанностей.
Возможны два результаты реагирования на правовое регулирование:
• активный - совершение действий, которые разрешаются (например, участвовать в выборах органов власти);
• пассивный - воздержание от запрещенных действий (например, не наносить вреда окружающей среде).
Если активными действиями реализуются права - имеет место использование правовых норм.
Если активными действиями реализуются обязанности - имеет место выполнение правовых норм.
Если реализация правовых норм, запрещающих какие-либо действия, заключается в воздержании от их совершения имеет место соблюдение норм права. Например, нормы уголовного права реализуются тогда, когда граждане не совершает противоправных действий.
Следовательно, акты непосредственной реализации в формах использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов занимают особое место в механизме правового регулирования, потому что представляют собой его конечную цель.
4. Акты применения норм права в механизме правового регулирования.
В процессе правового регулирования возможная (но не обязательная) стадия применения норм права, которая заключается в издании государственно-властного акта - акта применения норм права, который обеспечивает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Если субъекты права не в состоянии сами реализовать субъективные права и юридические обязанности, государство в лице компетентных органов осуществляет применения норм права (например, взыскание налогов, назначения пенсий, отправление правосудия).
Акты применения норм права имеют форму решений, распоряжений, приказов, приговоров и т.д. У них персонифицируются общие права и обязанности, а также, если это необходимо, индивидуализируются санкции. Специфика акта применения норм права заключается в том, что индивидуализация осуществляется от имени государства как требование, которое может быть при необходимости выполнена и принудительно.
Акты применения норм права в механизме правового регулирования используются в следующих случаях:
1) когда сами нормы права предусматривают, что индивидуализация прав и обязанностей осуществляется органами государства, должностными лицами, а не участниками отношений. Так, нормами о порядке предоставления отпусков рабочим и служащим предусматривается, что отпуск конкретному лицу предоставляется согласно приказу администрации;
2) когда субъекты регулируемых отношений, ведут себя противоправное: нарушают права, не выполняют обязанности. В этом случае актом применения норм права индивидуализируется юридическая ответственность, предусмотренная нормами права за их нарушение, то есть устанавливается персональная ответственность правонарушителей.
Во всех случаях акты непосредственной или опосредованной реализации прав и обязанностей завершают правовое регулирование. Именно здесь происходит «перевод» предписаний юридических норм (сначала выраженных в правах и обязанностях) в фактическое, реальное поведение участников общественных отношений, на которые направлено правовое регулирование.